• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чтобы развиваться, университету необходимо меняться

На конференции работников и обучающихся ВШЭ, состоявшейся 20 марта, ректор Ярослав Кузьминов выступил с отчетом об основных итогах реализации Программы развития ВШЭ в 2009-2013 годах. Представляем основные тезисы его доклада.

Образование

Последние годы ВШЭ занималась формированием «логически полного спектра направлений подготовки». В университете появились новые гуманитарные направления (история, востоковедение и африканистика, филология с лингвистикой), открылся совместный бакалавриат ВШЭ и Российской экономической школы, началась подготовка урбанистов и, с присоединением МИЭМ, существенно расширился перечень инженерных направлений. В то же время большое внимание уделялось становлению магистратуры как второго ключевого уровня подготовки — магистратура ВШЭ стала самой большой в России. Правительство несколько лет назад ставило перед Вышкой задачу, чтобы доля выпускников других вузов среди магистрантов была не меньше 40% — и этот показатель был достигнут (в Москве он составляет примерно 60%).

Значительное увеличение числа студентов (в 2013 году в Вышке обучались более 24,5 тысяч человек) подкреплено улучшением качества приема в университет. Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные места во всех кампусах превышает 80 баллов, в Москве — 87,4 балла. Очень высокий средний балл и у зачисляемых на платные места (75 баллов в Москве и около 70 баллов в других кампусах). Тот факт, что ВШЭ сохраняет высокую планку требований к поступающим не только на бюджетные, но и на платные места, отчасти объясняет снижение доли платных студентов (например, в Москве их доля за пять лет снизилась на 18%). При этом Вышка активно работает с участниками олимпиад — в 2013 году университет вышел на второе место после МГУ имени М.В. Ломоносова по числу принятых на обучение победителей Всероссийской олимпиады школьников.

Среди других задач, решаемых Вышкой, — повышение гибкости программ и расширение возможностей выбора образовательной траектории студентами. ВШЭ первой в России ввела собственные образовательные стандарты, которые предусматривают, в частности, проведение научно-исследовательских семинаров с первого же года обучения. Уровень владения английским языком студентами ВШЭ теперь необходимо подтверждать на внешнем экзамене, соответствующем международным стандартам.

Также впервые в России ВШЭ ввела институт учебных ассистентов. К 2020 году каждый преподаватель Вышки должен иметь учебного ассистента. По словам Ярослава Кузьминова, в западных университетах учебные ассистенты несут до половины нагрузки, и учебный процесс из-за этого вовсе не ухудшается.

Интеграция исследовательской и проектной деятельности в образовательный процесс достигается благодаря работе научно-учебных и проектно-учебных лабораторий. Студенты в них составляют, как правило, две трети или три четверти сотрудников. На этой основе в университете складываются исследовательские коллективы, перерастающие в крупные научные центры, молодые сотрудники которых имеют по несколько статей в ведущих мировых журналах.

Нерешенной остается задача интернационализации образования. Хотя количество программ двух дипломов с зарубежными вузами выросло за пять лет в три раза, иностранных студентов в Вышке по сравнению с другими вузами-участниками проекта «5/100» немного. Здесь существуют объективные трудности, связанные с исторически обусловленным отставанием России от западных стран в области социально-экономических наук. Заинтересовать иностранного студента изучением физики или математики в российском университете проще, чем привлечь его на программы по экономике или менеджменту. Этот разрыв необходимо преодолевать. Долю иностранных студентов ВШЭ к 2020 году планирует увеличить до 10% (сейчас — 2,8%).

Однако Вышка не собирается зацикливаться только на приглашении иностранных студентов на англоязычные программы. Университет будет привлекать из-за рубежа русскоязычных студентов. «Мы в первую очередь обязаны работать на русскоязычную интеллигенцию окружающего мира», — подчеркнул Ярослав Кузьминов. Квота, выделяемая российским правительством ВШЭ для приема иностранных студентов, в этом году увеличена до 500 человек. Вышка готова принять на обучение всех победителей первого тура школьных и студенческих олимпиад, которые университет проводил на Украине — проведение финальных туров там стало невозможным из-за известных событий.

Другая «больная тема» связана с низкой эффективностью работы аспирантуры. Скромные показатели Вышки объясняются давлением рынка (у выпускников, работающих на хороших позициях в компаниях, не остается времени на науку) и тем, что университет «не допускает профанаций». ВШЭ никогда не шла и не собирается идти по пути «фабрик диссертаций». Из сложившейся ситуации университет видит единственный разумный выход — расширение академической аспирантуры, слушатели которой получают реальную стипендию, гранты на зарубежные стажировки, а также возможность дополнительно зарабатывать, участвуя в исследовательских проектах в лабораториях и институтах ВШЭ. За два-три года академической аспирантурой будут охвачены все факультеты, полагает Ярослав Кузьминов.

ВШЭ входит в тройку лучших университетов по мнению российских работодателей. Так, в рейтинге «Эксперт РА», подготовленном по результатам опроса двухсот международных компаний, Вышка заняла второе в России после МГУ. В то же время и работодатели, и сами выпускники отмечают необходимость улучшения качества некоторых компетенций, главным образом — практического применения полученных знаний. Факультетам в этом случае необходимо более плотно взаимодействовать с крупнейшими работодателями и предлагать студентам дополнительные курсы, в том числе в рамках программ дополнительного профессионального образования (ДПО).

Между тем с присоединением ГАСИС число слушателей программ ДПО увеличилось с 20 тысяч до более чем 30 тысяч человек. Бизнес-школа ВШЭ занимает второе место в России и 125-е место в мире в рейтинге Eduniversal (категория 3 Palmes). Однако Ярослав Кузьминов уверен, что программы ДПО — «основное направление, на котором Вышке нужно искать резервы». Дело в том, что доходы от ДПО росли самыми низкими по сравнению с другими областями деятельности университета темпами. Нужно искать новые рынки для реализации таких программ, ориентируясь на мнение практиков, подчеркнул ректор.

Расширить аудиторию слушателей своих программ Вышка старается найти с помощью интернета, точнее онлайн-ресурса Coursera. На первые 12 курсов ВШЭ там уже записались более 100 тысяч человек. До конца года на Coursera будут выложены 30-40 учебных курсов, разработанных ВШЭ.

Вышка выходит не только в интернет, но и в город. В рамках проекта «Университет, открытый городу» проводятся культурные и просветительские мероприятия на различных московских площадках — от Парка Горького до храмов и музеев. Аналогичные проекты нужно развивать и в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, полагает ректор ВШЭ.

Наука

Объем научных работ, выполняемых Вышкой, вырос за отчетный период более чем в два раза. Рынок, на котором работает ВШЭ, довольно ограничен: 90% проектов, выполняемых университетом, связаны с социально-экономической сферой, в то время как государство в последнее время основные усилия вкладывает в развитие технологической сферы. Тем не менее Вышка смогла расширить на этом рынке свое присутствие — объем заказных прикладных исследований вырос в два раза.

Университету также удалось диверсифицировать структуру заказчиков таких исследований. Если в 2008-2009 годах почти 60% заказов приходило из федеральных министерств и ведомств, то сейчас их доля составляет 40%. До 30% выросла доля региональных и муниципальных заказчиков (Вышка реализует несколько крупных проектов для Москвы и других регионов). Почти 25% заказов поступает от корпораций, притом не только российских. Лидерами по прикладным исследованиям остаются Институт государственного и муниципального управленияИнститут статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) и Институт образования.

ВШЭ смогла создать, вероятно, крупнейшую среди всех университетов мира собственную эмпирическую базу. «Мы понимаем, что как физик без экспериментальной установки ничего нового не напишет, так и экономист, социолог и политолог без эмпирический базы серьезных исследований не проведет, — отметил Ярослав Кузьминов. — С приходом к нам инженеров мы надеемся, что и в области прикладной физики, материалов, инженерии мы добьемся таких же успехов. Нам нужно 700 миллионов рублей, чтобы МИЭМ свою материальную базу, которая порой датируется шестидесятыми годами, поменял на современную».

В ближайшие годы университет столкнется с сжатием рынков: в сложной экономической ситуации расходы компаний на исследования и разработки сокращаются прежде всего. Но резервы позволят Вышке поддержать функционирование научных групп, которых эти проблемы коснутся. Неопределенной остается ситуация с бюджетным финансированием научных исследований. Принято решение, что оно будет осуществляться через фонды, но по целому ряду направлений до сих пор не определено, как эти фонды будут работать и какие проекты поддерживать.

Возможности получения зарубежных грантов существенно снизились в последнее время (недавние политические противоречия здесь не при чем). За «свою» часть совместного исследования каждая сторона теперь платит сама. Впрочем, эффективность международного сотрудничества из-за этого не пострадала: не меньше половины фундаментальных исследований ВШЭ реализует с зарубежным участием, в перспективе долю таких проектов Вышка рассчитывает довести до 80%.

В 2013 году в ВШЭ действовало 16 международных лабораторий, уже принято решение об открытии еще восьми, всего же в рамках проекта «5/100» число международных лабораторий может достичь тридцати. Это «окна в мир», которые должны существовать на большинстве научных направлений в университете.

На этом фоне «проседают» показатели региональных кампусов ВШЭ. Но Ярослав Кузьминов уверен, что у них есть кадровый потенциал для проведения собственных фундаментальных исследований и выхода на рынок прикладных исследований в своих регионах.

Уже упомянутое отставание российских ученых в сфере социально-экономических наук привело к тому, что работы отечественных экономистов и социологов не только редко публикуются в международных журналах (не говоря уж об их цитировании), но и плохо индексируются такими базами данных, как Web of Science и Scopus. Представительство там имеют ВШЭ и РЭШ, за ними — провал.

Первый журнал ВШЭ («Форсайт») стал индексироваться в Scopus только в 2013 году, еще два журнала войдут в эту базу в ближайшее время. «Мы просто находимся вне баз, и такую ситуацию, конечно, нужно преодолевать», — сказал ректор.

В то же время стремление увеличить публикационные показатели не должно вести к обману коллег. Публиковать статьи нужно в настоящих научных журналах, а не в псевдоизданиях, где печататься можно за деньги. «Очень важно удержаться от профанации — мы себя уважать потом не будем», — добавил Ярослав Кузьминов. Он полагает, что с задачей войти в глобальные отраслевые рейтинги ВШЭ в течение пяти лет справится.

Публикационную активность своих сотрудников ВШЭ поддерживает с помощью средств Научного фонда. Финансирование академических надбавок и грантов выросло в пять с лишним раз и составляет сейчас полмиллиарда рублей. Сегодня каждый научный сотрудник и преподаватель Вышки сам может определять, заниматься ли ему преподаванием, или научной деятельностью, или экспертизой, и какой заработок ему тот или иной карьерный трек принесет.

Кадры и финансы

Больше 50% преподавателей ВШЭ уже работают на условиях эффективного контракта. Еще 20-25% «дозарабатывают» на программах ДПО или в прикладных исследованиях. «Это тоже достойный путь, но нужно следить, чтобы коллеги не пренебрегали при этом своими основными обязанностями», — заметил ректор.

Переход на эффективный контракт и процедуры международного рекрутинга должны усилить селективность кадровой политики университета. Это уже происходит: в 2013 году впервые снизилась численность профессорско-преподавательского состава. Некоторые преподаватели теперь сотрудничают с Вышкой на условиях гражданско-правовых договоров. В то же время среднемесячный заработок работников ППС на полной ставке за пять лет вырос в Москве в 1,6 раза (до 97 тысяч рублей). О результативности системы кадровых стимулов свидетельствует такой факт. На «чистой» ставке, без каких бы то ни было надбавок, в Вышке сейчас работает только триста преподавателей — меньше 10% от их общего числа. В ближайшие годы эффективный контракт распространится абсолютно на всех сотрудников ВШЭ.

ВШЭ переходит не просто к эффективному, но и к единому контракту, предусматривающему участие сотрудника в преподавании, научной или проектной деятельности и в обеспечении сервисов университета (участие в комиссиях, встречи со студентами, замещение административных должностей и тому подобное). 10% рабочего времени должно будет идти на сервисы университета. «Мы к этому не привыкли, — признал ректор, — но в противном случае мы не сможем одолеть волну бюрократии, которая нас захлестнет, если мы будем устраняться от процесса самоуправления».

Наряду с международным, летом ВШЭ запускает процедуру национального рекрутинга — конкурс ППС будет открытым для любых кандидатов. На него уже подано заявлений в полтора раза больше, чем имеется вакансий. Такой конкурс является абсолютно новаторским для российских университетов.

В сфере финансов ВШЭ ставила перед собой несколько задач: расширить бюджетное финансирование фундаментальных исследований, получить средства на развитие в рамках программы НИУ, победить в конкурсе «5/100». Все эти задачи были решены. В большой степени удалось добиться и сопоставимого с бюджетным роста внебюджетных доходов — в 2013 году их сумма составила около 4,5 миллиардов рублей. По этому показателю ВШЭ входит в первую тройку российских вузов. Почти 23% доходов ВШЭ направляет в инвестиции на развитие университета, что также должно помочь достижению заявленных в рамках проекта «5/100» целей.

В ближайшие пять лет ВШЭ предстоит увеличить свой эндаумент и привлечь средства новых попечителей. Крупные подразделения должны повысить свою экономическую эффективность и внедрить KPI, получив при этом новые финансовые полномочия. Образовательные программы будут финансироваться нормативно, а не ad hoc, как это иногда происходит сейчас.

Управление

В университете начался процесс укрупнения факультетов. Как отметил Ярослав Кузьминов, создание больших факультетов — это не попытка забрать полномочия существующих факультетов, а попытка передать часть ресурсов и полномочий ректората на тот уровень, где ими может распоряжаться сильный коллектив лидеров. Создание больших факультетов не означает разрушения действующих образовательных программ — условно говоря, филологи и лингвисты, объединившись в один большой факультет с историками и другими «гуманитариями», не променяют свои профессиональные интересы на liberal arts. Новые программы будут возникать именно как новые, а не как замена прежним, доказавшим свою востребованность и эффективность.

Реструктуризация факультетов должна завершиться до начала нового учебного года. «Мы будем этим заниматься вместе с коллегами с этих факультетов», — сказал Ярослав Кузьминов.

Несколько участников конференции задали ректору вопрос о том, не следует ли Вышке повременить с проведением некоторых реформ, а то и вовсе ввести на них мораторий. Но у университета нет иного выбора, кроме как развиваться и совершенствовать свою систему управления и самоуправления.

Коллегиальные органы редко содействует переменам, как правило, они им «разумно оппонируют». На уровне больших факультетов, считает ректор, нужно формировать такие «оппонирующие» советы — просто «чтобы не наделать бюрократических глупостей». Но принимать решения по конкретным вопросам — какой научный проект поддержать, кого принять на работу и так далее — должны небольшие профильные комиссии, составленные из людей, которым коллеги доверяют.

Инфраструктура

При поддержке правительства ВШЭ смогла полностью ликвидировать проблему общежитий в Москве. Все студенты московского кампуса, нуждающиеся в проживании, обеспечены общежитиями, по уровню комфорта и оснащенности, в том числе качественной интернет-связью, являющимися лучшими университетскими общежитиями в России. Недостаток у них только один — удаленность от основных учебных корпусов.

А вот учебных площадей Вышке по-прежнему остро не хватает. «Сейчас мы осуществляем большие стройки и ведем переговоры с правительством России о возможности расширения нашей имущественной инфраструктуры, — рассказал Ярослав Кузьминов. — Сегодня это наш основной вызов и, пожалуй, единственный, который мы сами преодолеть не сможем».

Присутствовавшая на конференции заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец, в свою очередь, выразила надежду, что проект по созданию новой системы кампуса (так называемого распределенного кампуса) удастся реализовать. «Мы будем его всячески поддерживать», — добавила она.

Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ

 

 Презентация «Итоги реализации Программы развития в 2009-2013 гг.»

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ примет новую Программу развития

На Конференции работников и обучающихся НИУ ВШЭ 20 марта ректор Ярослав Кузьминов представил основные положения новой Программы развития до 2030 года. Предложенные тезисы открывают серию дискуссий в корпоративной среде университета по выбору оптимальных векторов и инструментов развития.

ВШЭ усилила позиции на рынке глобального образования

На Конференции работников и обучающихся НИУ ВШЭ 20 марта ректор Ярослав Кузьминов представил отчет о выполнении в период с 2014 года «Программы развития Государственного университета — Высшей школы экономики на период 2009–2015 гг. и до 2020 г.».

Высшая школа экономики вошла в группу лидеров Проекта 5-100

НИУ ВШЭ стал одним из трех российских университетов, получивших максимально возможные баллы за реализацию программы повышения конкурентоспособности. Об этом было объявлено по итогам заседания Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

ВШЭ представила «дорожную карту» развития международному Совету Проекта 5-100

17 марта прошло очередное заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов в рамках Проекта 5-100. Представители НИУ ВШЭ рассказали членам Совета, в состав которого входят международные эксперты, об успехах университета по итогам первой половины Проекта и своих ближайших планах в Проекте.

«Опыт, полученный в разных странах и вузах, я надеюсь использовать на благо ВШЭ»

6–7 декабря на свое седьмое заседание собирается Международный экспертный совет НИУ ВШЭ. В его составе появились три новых члена. Они рассказывают о том, почему решили войти в совет, какой видят роль внешних консультантов в развитии вузов, а также об академической репутации Вышки и вызовах, стоящих перед университетом.

В топ-100 каждого направления глобальных рейтингов должен войти хотя бы один российский вуз

19 октября состоялось общее собрание ректоров 21 ведущего университета России – членов ассоциации «Глобальные университеты», призванной наладить сетевое взаимодействие вузов – участников Проекта 5-100. Проект был создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599, предусматривающего повышение конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Вышка в третий раз вошла в группу лидеров проекта 5-100

18–19 марта в Москве состоялось заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров. По итогам работы Совет рекомендовал Минобрнауки выделить 3 группы университетов и предоставить им субсидии на развитие на 2016 год. НИУ ВШЭ вошел в первую группу.

«Вышка не боится рисковать»

В Вышке прошла церемония вручения звания почетного профессора ВШЭ Филиппу Альтбаху, исследователю и эксперту в области международного высшего образования. Он еще в юности занялся изучением образования, потому что считал его важным фактором изменений общества. Можно ли без изменений копировать образовательные модели, хорошо зарекомендовавшие себя в определенных странах? Чем хороши рейтинги и чем нельзя жертвовать ради них? В чем конкурентные преимущества Высшей школы экономики? Об этом профессор Альтбах рассказал в интервью новостной службе ВШЭ.

Количество вузов, участвующих в программе 5-100, увеличится

19 октября ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в совещании по вопросу о повышении конкурентоспособности российских университетов, которое провела вице-премьер Ольга Голодец в Доме Правительства РФ.

Университет — это лаборатория позитивных перемен в обществе

Глобальное образование позволяет студентам увидеть мир по-новому и учит ценить разницу мнений, уверен внешний эксперт проекта 5-100  Франциско Мармолехо. В интервью новостной службе ВШЭ он рассказал, по каким критериям иностранные студенты выбирают вузы для учебы, почему университеты не должны ставить во главу угла рейтинги и может ли образование изменить политическую ситуацию в мире.