• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Прежде чем карабкаться по лестнице, нужно понять, к той ли стенке она приставлена»

«Прежде чем карабкаться по лестнице, нужно понять, к той ли стенке она приставлена»

Выпускник ВШЭ 2003 года Александр Чулок в школе одинаково любил поэзию и математику. Но математика в итоге победила. Александр закончил факультет экономики, и сегодня он — один из ключевых экспертов в области форсайта. В интервью он рассказал, чем форсайты отличаются от прогнозов, может ли наука найти общий язык с бизнесом и с помощью чего создавать новые рыночные ниши, как это сделал когда-то Стив Джобс.

О выборе

Я закончил школу №1276 при Вышке — это бывшая английская школа №30 на Большом Каретном. После нее вопросов, в какой вуз поступать, у меня не было, но надо было определиться с факультетом: либо что-то гуманитарное — меня всегда привлекала поэзия и творчество (в свое время я занял второе место на конкурсе чтецов по Москве), либо математика, которая мне нравилась и хорошо давалась. По баллам я проходил на любой факультет, в том числе на экономику, которую в итоге и выбрал.

О преподавании

Преподавать я начал на втором курсе — вел различные экономические дисциплины — начиная от теории организаций и заканчивая эконометрикой — в двух вузах, где в основном люди получали второе высшее образование. Мои студенты были раза в два старше меня, так что каждый день приходилось подтверждать свой авторитет. Многие методические и организационные приемы я «подсмотрел»  у своих преподавателей в Вышке. Например, использовал накопительную балльную систему оценивания — баллы за выступления на семинарах, за контрольные и домашние работы суммировались и имели не меньший вес, чем экзамен, для итоговой оценки. Это позволяло тем студентам, которые плохо себя чувствуют в стрессовой ситуации, но старательно работают во время учебы, иметь как минимум не меньше шансов, чем те, кто привык «брать наскоком». Как и мои преподаватели, я старался давать людям знания, которые они могли бы сразу применить в жизни. Мы разбирали конкретные кейсы, много работали в группах. По сути, каждая лекция была интерактивным семинаром. Мои умудренные опытом студенты рассказывали мне про свои бизнесы, а я подсказывал им, как лучше решить возникшие проблемы с учетом теории и более общей практики.

О функции полезности

Благодаря учебе Вышке у меня сформировалось понимание, которое я теперь стараюсь донести до тех, кто хочет достигнуть успеха в бизнесе, что в основе очень многих процессов, причем не только экономических, лежит функция полезности. Упрощенно — это удовлетворение, которое вы получаете от действия, будь то потребление яблока, продажа бизнесов или удвоение валового внутреннего продукта. На разных уровнях агрегации можно называть ее по-разному, но суть при этом остается едина. И как только вам удалось внедрить собственную задачу в функцию полезности нужного вам объекта, все пойдет как по маслу (и даже Маслоу). Хотите, чтобы компании занялись инновациями — создайте условия, при которых без новшеств они будут вытеснены с рынка или недополучат прибыли. Хотите внедрить зеленные технологии в производство — не надо убеждать, что это спасет леса Амазонки, надо понять функции полезности действующих в этой сфере акторов экономики и интегрироваться в них. Как мягкий вариант, который уже давно применяется за рубежом — убедить потребителя, что нужно покупать все «зеленое». И пока у нас экономика управляема потребителем, бизнес вынужден будет адаптироваться.

Об аспирантуре и возвращении в Вышку

Сразу после окончания специалитета я поступил в аспирантуру на кафедру институциональной экономики ВШЭ и через три года защитил диссертацию по экономической теории, посвященную вопросам распределения прав собственности на результаты научно-исследовательских разработок в постсоветской России. Кандидатскую я писал под руководством Светланы Борисовны Авдашевой. Я бы пошел учиться еще раз только ради того, чтобы она снова была моим научным руководителем. У нее талант раскрывать потенциал своих учеников. Мне кажется, в этом и заключается основная задача учителя.

Параллельно я начал работать в Межведомственном аналитическом центре (МАЦ) у Юрия Вячеславовича Симачева, где как раз активно развивались проекты, связанные с исследованиями в области инновационной и научно-технической политики. Много полезных исследовательских навыков я получил именно там. А три года назад меня пригласили в Вышку на должность заведующего отделом научно-технологического прогнозирования Форсайт-центра ИСИЭЗ, что открыло для меня перспективы участия в проектах совершенно иного масштаба.

О перспективах научно-технологического развития России

В нашем центре мы занимаемся форсайтами на национальном, отраслевом, региональном, корпоративном и даже международном уровнях. Сразу скажу, что термин «прогноз» плотно укоренился в наших официальных документах, однако, по сути и по методологии наши прогнозы разработаны как форсайты. Принципиальное отличие заключается в том, что в рамках прогнозов обычно пытаются «угадать» будущее, спрогнозировать его, а форсайт направлен на формирование будущего с участием ключевых игроков (стейкхолдеров), которым в этом будущем жить и работать. По моему мнению, форсайт гораздо шире традиционного прогнозирования: во-первых, при его проведении используются все успешные методические наработки (инструментарий современного форсайта включает более 60 различных методов), а, во-вторых, он выполняет еще и коммуникационные функции.

Недавно закончился форсайт, в котором были определены области общих научных интересов в странах ЕС и России. В прошлом  году мы завершили третий цикл прогноза научно-технического развития страны на период до 2030 года, который Вышка разрабатывала по заказу Минобрнауки России. В 2012 году о нем упоминал президент в послании Федеральному собранию РФ, а в январе 2014 года этот прогноз был утвержден председателем правительства Российской Федерации.

Содержательно прогноз выстроен по семи приоритетным направлениям развития науки и технологий, утвержденным президентом: «Информационно-коммуникационные технологии», «Науки о жизни» (в прогнозе представлены как «Медицина и здравоохранение» и «Биотехнологии»), «Новые материалы и нанотехнологии», «Рациональное природопользование», «Транспортные и космические системы», «Энергоэффективность и энергосбережение». По каждому из этих направлений определены глобальные вызовы и тренды, перспективные рынки, продукты и направления исследований. В итоге результаты образуют наглядную матрицу, которая интересна как целиком, так и каждым отдельным блоком.

Прогноз научно-технического развития России: иллюстрация к одному из направлений

Мы определили более 1000 конкретных задач для перспективных исследований и разработок, которые могут «выстрелить» уже в ближайшие годы. Опираясь на эти данные можно уже сейчас формировать спрос, свои рыночные ниши и цепочки создания добавленной стоимости, как это сделал когда-то Стив Джобс, по сути, создав рынок под свой продукт.

О форсайт-исследованиях в России

Наблюдающийся сегодня существенный спрос в России на исследования, касающиеся долгосрочного прогнозирования, имеет ряд причин. Во-первых, есть активная позиция со стороны государства (Федеральный закон «О стратегическом планировании», указ президента «О долгосрочной государственной экономической политике», в котором ставится задача формирования национальной системы технологического прогнозирования и многое другое). Здесь мы двигаемся в русле мировых трендов — для развитых стран прогнозирование методом форсайта уже многие десятилетия являются нормой.

Во-вторых, после кризиса 2008 года бизнес серьезно пересмотрел свое отношение к форсайтам. Люди хотят иметь хотя бы рамочные ориентиры: куда вкладывать деньги, и откуда ждать угрозы. Можно привести аналогию: прежде чем карабкаться по лестнице, всем хотелось бы понимать, к той ли стенке она приставлена. Задача форсайтов — проверить, «правильные» ли это стены и начертить конкретные пути подходов к ним.

Но при этом в России развитие форсайтов и внедрение их результатов в жизнь значительно осложняется существующим разрывом между наукой и бизнесом. «Внутренний движок» исследователя — удовлетворение собственного любопытства, сделать так чтобы «оно заработало», а у бизнеса — получение прибыли. Люди из этих сфер говорят на разных языках. И это нормально. Необходимо построить правильные «мосты» между ними, разработать общий язык, на котором они смогли бы общаться. Именно в этом — в создании «метаязыка» для общения различных акторов экономики — сильнейшая коммуникационная функция форсайта. Сегодня у нас многие интересные научные проекты находятся вне зоны видимости компаний лишь потому, что большую часть их описаний составляют «малопонятные» технические особенности, а о рынках и экономических перспективах упоминается вскользь. А должно быть наоборот. Вот почему, как мне кажется, форсайт «прописан» нашей экономике.

О конкурентоспособности

Для того чтобы быть конкурентоспособным, недостаточно  обладать технологиями. Надо, во-первых, уметь их применять и быстро выходить на рынки. Это очень хорошо понимают многие так называемые страны с быстро растущей экономикой. Например, китайцы, активно развивают форсайт и продвигают свои исследования на мировом рынке. В конечном счете, залог твоей конкурентоспособности — это умеешь ли ты формировать спрос, грамотно подавать свой продукт, «упаковывать» знания.

Во-вторых, важно понять, какие знания и компетенции нужны, чтобы создавать конкурентоспособный продукт или услугу. И сейчас многие вузы, особенно те, кто хочет попасть в ведущие мировые рейтинги, всерьез задумались о проведении форсайта компетенций для того, чтобы вовремя скорректировать свои образовательные программы.

А в-третьих, надо четко представлять, кому и для чего нужна твоя разработка. Я часто говорю тем, кто интересуется форсайтами: «Вы уверены, что нужно инвестировать 100 процентов ресурсов в более быстрых и выносливых почтовых голубей? Может быть, поищем тех, кто трудится над технологиями радиопередачи? Иначе не удивляйтесь, когда ваша голубиная почта из разряда доходного бизнеса превратится в хобби».

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Математика — это красиво»

Анна Кожина, стажер-исследователь Международной лаборатории стохастического анализа и его приложений НИУ ВШЭ, в прошлом году защитила степень PhD в университете Гейдельберга в Германии с максимальным баллом и ученую степень 1-го уровня в новом диссертационном совете Вышки. В этом году диссертация Анны отмечена премией Wilma-Moser как лучшая работа среди аспиранток-женщин в области естественных наук. В интервью порталу она рассказала, за что полюбила математику и как наука помогает держать себя в тонусе.

Вышла первая книга о профессоре Теодоре Шанине «Несогласный Теодор»

Это личная история о борьбе, победах, поражениях, рассказанная от первого лица и записанная профессором ВШЭ Александром Архангельским. Издание подготовлено к публикации магистрами программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» НИУ ВШЭ.

Директор Банковского института ВШЭ награжден Орденом Звезды Италии

Посол Италии в Российской Федерации Паскуале Терраччано наградил директора Банковского института НИУ ВШЭ, профессора Василия Солодкова. Ему вручен Орден Звезды Италии степени «Кавалер» за исключительный академический вклад в продвижение и развитие дружеских отношений и сотрудничества между Италией и Россией.

Фуад Алескеров избран в Европейскую академию

Ординарный профессор ВШЭ Фуад Алескеров, который руководит департаментом математики на факультете экономических наук, стал членом секции «Информатика» Academia Europaea.

Александр Тоневицкий стал заслуженным деятелем науки РФ

Декану факультета биологии и биотехнологии ВШЭ, члену-корреспонденту РАН Александру Тоневицкому присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки Российской Федерации. Награждение состоялось 27 ноября в Кремле.

Ведущий научный сотрудник факультета компьютерных наук ВШЭ стал координатором нового эксперимента в CERN

Федор Ратников, ведущий научный сотрудник научно-учебной лаборатории методов анализа больших данных (LAMBDA), назначен координатором проекта в коллаборации SHiP. Он будет отвечать за разработку и проектирование активной магнитной защиты детектора эксперимента.

«Вышка сегодня — крупнейший центр эмпирических исследований в России»

В проекте «Наука в Вышке: и для школы, для жизни» первый проректор НИУ ВШЭ Леонид Гохберг рассказал о том, почему он начал заниматься наукой, как пришел работать в Вышку и какие исследования сегодня проводит под его руководством Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

«За прошедшие годы Институт образования успел сделать немало»

Директор института развития образования Ирина Абанкина рассказала о том, как она пришла в науку, чем занималась до Вышки и как в 2000-е годы при поддержке Института образования в стране проходила школьная реформа.

Факультет социальных наук провел первую форсайт-сессию

Факультет социальных наук первым среди всех факультетов Вышки при поддержке Программы развития НИУ ВШЭ провел форсайт-сессию, посвященную вопросам стратегического развития образовательной и кадровой деятельности факультета.

Как выпускник Вышки преподает в Индонезии китайский язык и помогает развиваться местному вузу

После окончания магистерской программы «Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии» Владимир Кириченко отправился в Индонезию. Там, в London School of Public Relations в Джакарте, он учится, преподает, занимается исследованиями, а еще работает в международном офисе. О своем индонезийском опыте и перспективах развития российско-индонезийских связей в образовании он рассказал порталу Вышки.