• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Экономист — это не тот, кто считает денежные потоки»

Роман Божья-Воля, выпускник бакалавриата Пермского филиала Высшей школы экономики, окончил магистерскую программу «Стратегическое управление финансами фирмы» и аспирантуру ГУ-ВШЭ. Сегодня он — финансовый директор ОАО «Россия», компании-застройщика квартала Зарядье в Москве, на месте бывшей гостиницы «Россия».

— Роман, как складывался ваш профессиональный путь после Вышки?

— Не могу сказать, что мой профессиональный путь начал складываться после Вышки — скорее, это происходило во время обучения. Я стал работать после первого курса магистратуры, и, поступая в аспирантуру, уже имел опыт работы в международной аудиторской компании KPMG (в департаменте финансового консультирования) и работал в компании «Трансмашхолдинг» — структуре, объединяющей крупнейшие предприятия железнодорожного машиностроения России. Сейчас я финансовый директор в ОАО «Россия», это компания-застройщик квартала Зарядье на месте бывшей гостиницы «Россия».

— Каково содержание работы финансового директора? В чем заключаются ваши обязанности?

— Как финансовый директор я отвечаю за полный цикл финансовых функций компании, начиная от бухгалтерии, постановки учетной политики, и заканчивая стратегией развития проекта и оценкой его финансово-стоимостных характеристик. Так как проект реконструкции гостиницы «Россия» сейчас находится на начальной стадии, соответственно, в круг обязанностей входит и подготовка инвестиционных расчетов и документов, работа с потенциальными инвесторами.

— А чего не может себе позволить финансовый директор?

— Я могу сказать, что не должен позволять себе финансовый директор — не должен вовремя приходить и уходить с работы.

— По вашему опыту, влияет ли на возможности трудоустройства вышкинский диплом?

— Эффект вышкинского диплома есть, особенно когда это первая работа, пока еще нет опыта и только образование и первое впечатление работает на выпускника. Но оценивают тебя в дальнейшем по профессиональным качествам, а не по «корочке». Мне приходилось слышать не раз: «когда вы придете на работу, вам скажут, что надо забыть все то, чему вас учили в университете». В моем случае и в случае девяноста процентов моих коллег, тех, кто заканчивал магистратуру «Стратегическое управление финансами фирмы», этого не случилось. Придя на свою первую работу в компанию KPMG, я ощущал себя уже достаточно компетентным аналитиком, конечно, в основном благодаря моим преподавателям, прежде всего, заведующей кафедрой экономики и финансов фирмы Ирине Васильевне Ивашковской, которая создала уникальную магистерскую программу, и благодаря моему научному руководителю, профессору кафедры экономики и финансов фирмы Ивану Ивановичу Родионову. Иван Иванович очень помог мне профессионально, всегда был доступен для советов — и не только в научной работе, но и в практической деятельности. Может, прозвучит как-то «громко», но это абсолютно точно: тем, чего добился, я во многом обязан коллективу нашей кафедры и преподавателям ВШЭ — и в Перми, и в Москве.

— А в чем, как вы говорите, уникальность магистерской программы «Стратегическое управление финансами фирмы»?

— Во-первых, программа направлена на изучение финансовой архитектуры современной корпорации. Конкретно этой предметной областью в России больше никто не занимается, и конечно — уровень преподавания лекций, семинаров, качество и актуальность учебной литературы — все было на очень высоком уровне. Второй момент проявился уже во время работы на кафедре — это сплоченный коллектив профессионалов, команда интересных людей с разными амбициями, целями, жизненными установками, которые эффективно работают вместе. Один в поле не воин, а у нас на кафедре хороший отряд воинов, просто спецназ. И третье — харизма руководителя программы, Ирины Васильевны Ивашковской, настоящего лидера, требовательного руководителя и компетентного исследователя.

— После окончания магистратуры вы решили продолжить образование в аспирантуре ВШЭ. Какие цели вы перед собой ставили? И какие дивиденды это принесло?

— У меня был выбор: посвятить все время профессиональной карьере или найти возможность заниматься преподаванием и наукой. Посоветовавшись с научным руководителем, я решил «диверсифицироваться». Он убедил меня, что в моем возрасте найдется время и для профессиональной карьеры, и для научной работы. Я планировал найти баланс между исследованием, продвинутой финансовой аналитикой и глубоким пониманием процессов, происходящих в реальном секторе экономики. Научно обоснованная рефлексия по проблемам и управленческим задачам реальной экономики, словом, то, что можно назвать нормальной прикладной наукой.

Моя диссертация была посвящена применению подходов, основанных на стоимостном анализе, в управлении экономикой региона. Мы поставили задачу разработать механизм управления экономикой региона на основе концепции стоимости, доказавшей свою состоятельность в частном секторе. Как показала защита и первоначальная апробация, в первом приближении задачу решили.

Что касается дивидендов, даже на высокой должности со временем ты превращается в некоего ремесленника, выполняешь определенный набор функций, тратишь время на совещания, мозг начинает плавно отходить ко сну. Научная деятельность помогает поддерживать его в форме. При подготовке диссертации я занимался исследованиями достаточно высокого уровня, как в плане инструментария, так и в плане результата. В рабочей деятельности не всегда удается выделить на это время, даже если есть потребности. Кроме того, кандидатская степень дает определенный имиджевый эффект, а с точки зрения непосредственной работы — это способности, которые деньгами не измеришь, но они позволяют двигаться быстрее и эффективнее в профессиональном плане. Конечно, это трудно — сочетать практическую и научную деятельности, но, как говорится, что не убивает — делает нас сильней.

— На ваш взгляд, затраченное время на учебу в аспирантуре окупилось?

— Мы как-то с коллегами развлекались, подсчитывая доходность наркобизнеса, оказалось, она составляет около 6000 процентов. Наверное, такую доходность учеба не обеспечивает, но это неплохой вариант вложения и времени, и сил, с точки зрения моральной отдачи и с точки зрения определенного построения жизненной стратегии. Моя стратегия, например, подразумевает преподавание в университете. Общаясь с людьми, которые многое сделали для моего развития, я понимаю, что в их деятельности как преподавателей коммерческий мотив играл далеко не основную роль. И многие люди из бизнеса, занимающие высокие посты в таких, например, компаниях, как ТНК-ВР и сопоставимых с ней по масштабам, приходили в Вышку и тратили свое время, готовили лекции и семинары. И я считаю, что добившись чего-то в жизни, должен уделять часть своего времени преподаванию. Я не могу сказать, что это хобби, потому что, на мой взгляд, хобби — это увлечение тех, у кого основная работа не состоялась. Это серьезная работа, но у нее есть мотив определенной социальной ответственности, и она приносит такое же моральное удовлетворение, как и любое хорошо сделанное дело.

— Вы производите впечатление человека, который четко знает, чего хочет, во всяком случае, в профессиональном плане. Так было всегда?

— Изначально я хотел стать врачом, оперирующим хирургом. А в Вышку пошел после того, как один очень хороший и талантливый хирург сказал мне во время личной беседы, что скальпелем всего не сделаешь, часто финансовые ограничения в медицине более важны, для многих пациентов вопрос жизни и смерти упирается в наличие денег на определенную аппаратуру, на медикаменты и технологии. Так медицина осталась мечтой, как первая любовь, которая не проходит. Я думаю, что по мере накопления опыта и средств я вернусь к этому вопросу в рамках какого-то бизнес-проекта. А в самой Вышке все было понятно, то есть пришел и учился. Можно сказать, что вся учеба — равномерный процесс формирования понимания, что экономист — это человек, профессия которого не в том, чтобы считать денежные потоки или уметь брать кредиты, это человек, который должен правильно организовывать жизнь людей с разными планами и способностями. Он должен найти деньги, найти людей, построить правильную цепочку, и все это вместе должно заработать, приносить финансовый результат и моральное удовлетворение. И вся учеба в Вышке, начиная от бакалавриата и заканчивая аспирантурой, она на этом и сосредотачивается, надо приобретать профессиональные навыки и навыки общения с людьми, чтобы уметь строить эту цепочку — считать и обосновывать с цифрами в руках, почему в этой цепочке выгодно участвовать.

— Ваш совет выпускнику?

— Советов давать не буду, поделюсь размышлениями. Глядя на сегодняшних студентов, я вижу, что модель их успеха формируется очень жесткой внешней средой. Насаждается определенная схема: скажем, если он оканчивает бакалавриат в области финансов и начинает магистратуру — значит, надо попасть на работу в «Большую четверку». Поработав там какое-то время, идти в инвестиционный банк, это следующая стадия успеха, или в крупную консалтинговую компанию типа МакКинзи — тоже всем нравится. Мне кажется, это не всегда обдуманный выбор, это выбор, зачастую сделанный за человека, потому что в обществе, вернее, в «определенных кругах», есть сложившаяся модель успеха. Такая, знаете, пластмассовая жизнь: выпускник еще слабо ориентируется в окружающем мире, и следовать таким путем ему легко — рестораны, запонки, машины. Хорошо, если все складывается и человек находит себя в этом, но многие потом, годам к тридцати пяти, обнаруживают, что занимаются не совсем своим делом, а, например, всю жизнь хотели работать в некоммерческой организации, строить парки и больницы. На портале ВШЭ, в рубрике «Птенцы гнезда», читал недавно про парня, выпускника Вышки, который работает клоуном в больницах для тяжело больных детей — очень понравилось. Сегодня у меня есть преподавание, но хочется попробовать еще что-то некабинетное. Но это планы на будущее.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Стартовал VII сезон Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал»

В Москве прошла пресс-конференция, посвященная открытию VII сезона Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» — флагманского проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей».  Масштабное образовательное состязание нового формата реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

Новая магистерская программа ВШЭ посвящена немецкоязычным странам

В 2020\21 учебном году на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ откроется магистерская программа «Germanica: история и современность». Она направлена на подготовку специалистов широкого профиля по странам немецкоязычного ареала - Германии, Австрии и Швейцарии. Обучение будет проходить на русском и немецком языках, уровень владения немецким нужно подтвердить при поступлении. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Петр Резвых.

Студенты ВШЭ стали призерами международного конкурса по анализу данных от Kaggle

Магистранты второго курса программы «Прикладная статистика с методами сетевого анализа» Екатерина Мелианова и Артем Волгин заняли второе место в международном конкурсе по анализу данных. На основе данных опроса 19 717 респондентов из 171 страны исследователи Вышки проанализировали сообщество обладателей PhD в области Data Science.

Определена стоимость платного обучения для поступающих в 2020 году

Ученый совет ВШЭ утвердил стоимость обучения на бакалаврских и магистерских программах для поступающих в университет в 2020 году. Вышка будет софинансировать контракты наиболее успешных абитуриентов и обучать за собственный счет тех, кто находится в сложных социальных и материальных условиях.

Куратором нового профиля магистратуры «Практики современного искусства» станет режиссер Владимир Мирзоев

В Школе дизайна НИУ ВШЭ на магистерской программе «Практики современного искусства» открывается новый профиль «Искусство кино: режиссура и драматургия». Его куратором станет известный российский режиссёр Владимир Мирзоев. На Дне открытых дверей он рассказал, как поступить на профиль и каких абитуриентов здесь ждут.

«Куратор выявляет то, что “разлито” в современности, но еще не сформулировано»

В этом году НИУ ВШЭ и Музей современного искусства «Гараж» открыли магистерскую программу «Практики кураторства в современном искусстве», которая готовит кураторов и координаторов выставок. Что представляет собой профессия куратора в искусстве, в интервью новостной службе рассказали преподаватели программы – куратор Музея «Гараж» Валентин Дьяконов и главный редактор портала «Артгид» Мария Кравцова.

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»

В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.