• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Английский язык для работы, французский для учебы, русский для души

Наталья Кюи, выпускница ГУ-ВШЭ — бакалавриата экономического факультета 2003 года и магистерской программы «Математические методы анализа экономики» 2005 года, — сейчас учится в аспирантуре Университета Париж-1 Пантеон Сорбонна.

— Чем вас заинтересовала магистерская программа «Математические методы анализа экономики»?

— На третьем курсе бакалавриата Григорий Гельмутович Канторович и Илья Борисович Воскобойников читали нам курс «Эконометрика». Меня очень заинтересовали тематика применения математических методов в экономической сфере, инструментарий работы с данными, выявление зависимостей и прогнозирование. Это аналитическая работа, и она всегда была мне интересна.

— На ваш взгляд, не экономистам стоит идти на данную магистерскую программу, есть ли шанс овладеть ей?

— Шанс есть всегда. Людям, которые математику с детства не любили и не дружили с ней, кому неинтересно работать с цифрами, неинтересно проводить время за данными, лучше на эту специализацию не идти, потому что очень много математики. И если это не приносит никакого удовольствия, то смысла нет. А если все же интересна данная тематика, душа к этому лежит, но недостаточна подготовка, то придется подтянуть математику, и потом вполне можно учиться. Любой преподаватель начинает курс с обзора базовых вещей, которые необходимо знать, чтобы осваивать материал дальше. И если студент этого не знает, то он поймет, что ему надо, откроет книги и почитает.

— А когда вы первый раз попробовали что-то сделать, при помощи тех навыков, которые получили на курсах по математическим методам?

— Параллельно обучению в магистратуре я работала в компании «Жиллетт Групп», в департаменте бизнес-менеджмента и маркетинга. Я занималась развитием бренда, введением новых продуктов на рынок, программами по поддержке и продвижению товаров. Всем этим невозможно заниматься без проведения соответствующего анализа рынка, прогнозирования продаж и доли на рынке. Я строила модели спроса, анализировала торговые программы, акции для потребителей и прочее.

— Большинство студентов совмещают магистратуру с работой. Не мешает ли работа учебе? Как вам удавалось совмещать эти занятия?

— К моменту, когда я поступила в магистратуру, я уже прошла летнюю стажировку в компании «Жиллетт». По ее итогам мне и предложили позицию с гибким графиком, так как я говорила о своих планах продолжать обучение в магистратуре. Фактически это была полная занятость, но я могла уходить на занятия, когда мне надо, у меня был определенный набор обязанностей, и я сама решала, в какое время мне их выполнять. Совмещение магистратуры и работы — это достаточно сложно и ответственно, важно уметь грамотно распределять время, приоритеты и задачи. Но одновременно это учит дисциплине, управлению временем, умению быстро концентрироваться, анализировать информацию и принимать решения в кратчайшие сроки.

Что касается вопроса, не мешает ли работа учебе… На вручении бакалаврских дипломов наш декан Владимир Сергеевич Автономов, предостерегал нас: «Не спешите работать!». Однако практически сразу после получения дипломов бакалавра, многие студенты устроились на работу. Мы ведь сильные выпускники одного из самых лучших вузов, естественно, компании пытаются нас удержать. Если параллельно работать, обучаясь в магистратуре, нужно отдавать себе отчет, что посещению занятий нужно по-прежнему уделять много времени, и если работодатель не согласен предоставить вам гибкий график работы, то от работы лучше отказаться. У нас на курсе было много отчислений. Учиться и работать непросто, все основные курсы требуют много подготовки, много домашней работы.

— Если бы вас попросили назвать основные конкурентные преимущества данной магистерской программы, то каковы они?

— Прежде всего, программа развивает аналитические способности. Даже если потом в работе нет необходимости применять конкретно эти теоретические модели и сложные методы оценивания, все равно математически ориентированные экономические курсы вырабатывают аналитический склад ума и учат анализировать данные, тенденции, связи.

Второй момент, который мне бы хотелось отметить, это очень высокий уровень преподавания. Обучаясь в магистратуре, я была направлена по программе обмена в университет Париж-1 по специализации «Прикладная эконометрика», и могу с уверенностью сказать, что у нас преподавание ведется на достойном уровне. В Сорбонне я прослушала хорошие лекции по эконометрике, но наши не уступают им. Я была на уровне остальных студентов и окончила программу первой по рейтингу. И третье: широкий профиль прикладных предметов с точки зрения применения этих методов как на макро, так и на микроуровнях.

— А как вы попали на стажировку в Сорбонну, проходили специальный конкурс?

— В Вышку приехал профессор из университета Сорбонны Михаил Соллогуб, который отбирал студентов, я пришла на собеседование, и меня вязли. Французский к тому моменту я изучала в Вышке как дополнительный язык уже два года, этого хватило. Но во Франции, конечно, пришлось много заниматься языком. В целом для меня эта стажировка оказалась поворотным моментом, так как после нее я задумалась об академической карьере и решила продолжить образование в аспирантуре.

— А сейчас эта идея все еще актуальна для вас? Связываете ли вы свое будущее с наукой?

— Академическая карьера — одна из возможностей, потому что я получу PhD сильного европейского университета. Сейчас, когда я пишу диссертацию, моя работа тесно связана с Россией, мое исследование базируется не только на французских данных, но и на российских, я стараюсь сохранить связи с российской действительностью. Существует вариант, что я вернусь в бизнес-среду, тем более у меня есть опыт и хорошие аналитические навыки. Сейчас перевешивает академическая стратегия, но, возможно, я буду совмещать академическую деятельность и бизнес-аналитику.

— Чему посвящено ваше исследование?

— Диссертация посвящена анализу спроса и отдачи от высшего образования. Я провожу анализ того, по каким критериям абитуриенты и их семьи принимают решение идти в тот или иной вуз, готовы ли они доплачивать за более престижный университет, как происходит выбор специализации. Что касается проблем отдачи от полученного образования, то меня интересуют вопросы корреляции оплаты труда с тем, работает ли человек по специализации или нет, в соответствии с уровнем образования, ниже или выше. И еще одна область моих научных исследований — это оценка экономических политик на рынке труда и в области высшего образования.

— Кроме исследований, чем еще вы занимаетесь во Франции?

— Я преподаватель и исследователь университета Париж-1, преподаю студентам бакалавриата и магистратуры экономические дисциплины: прикладную статистику, микроэкономический анализ и эконометрику. Вторая часть работы — исследовательская, наверное, такая же, как и у любого исследователя, связана с проведением различных проектов, написанием статей, участием в международных конференциях, исследовательскими стажировками в других университеты. В 2008–2009 годах я стажировалась в двух университетах США — Duke и Cornell. В этом году планирую провести второй семестр там же в США, в Columbia University в рамках своего исследовательского проекта по образованию.

— На каком языке вы сейчас больше читаете?

— На русском языке я читаю художественную литературу, у меня бывают такие периоды, когда я много читаю на русском. По работе чаще использую английский. На французском языке читаю текущие новости, ежедневно общаюсь, преподаю.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»

В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.

Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?

«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.

ВШЭ и Сбербанк подготовят новое поколение специалистов по анализу финансовых данных

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сбербанк открывают новую магистерскую программу «Финансовые технологии и анализ данных». 30 лучших абитуриентов, поступивших на программу, смогут обучаться на ней за счет Сбербанка.

«Если ты не владеешь "скрытой" частью программного стека, ты не владеешь ничем»

В 2017 году в Вышке пройдет набор на новую магистерскую программу «Системное программирование». Там будут готовить специалистов, которые занимаются самым сложным и самым важным уровнем программирования. Кого и как будут учить на этой программе,  рассказывает ее руководитель Александр Петренко.

Студенты Вышки стали победителями кейс-чемпионата Oliver Wyman Impact 2017

Команда из четырех студентов магистерской программы «Стратегическое управление финансами фирмы» была признана победителем из более чем сотни команд.

«Наши студенты должны осуществить научный прорыв на стыке математики и компьютерных наук»

В 2017 году факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сколтех будут вести совместный прием на магистерскую программу «Статистическая теория обучения», которая станет правопреемницей программы «Математические методы оптимизации и стохастики». О научной составляющей новой программы и о возможностях, которые она предоставляет студентам не только магистратуры, но и бакалавриата, рассказывает академический руководитель программы, профессор математических наук университета Гумбольдта в Берлине, Владимир Спокойный.

В Вышке открывается магистерская программа для подготовки профессиональных литераторов

В 2017 году начнется набор на новую магистерскую программу «Литературное мастерство», академическим руководителем которой будет писатель и филолог Майя Кучерская. О том, как учить творчеству и ремеслу в рамках академической программы и где будут работать ее выпускники, она рассказала новостной службе ВШЭ.