• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка составит атлас регионального образования

12-14 декабря в Высшей школе экономики прошел семинар «Актуальные вопросы региональной образовательной политики», организованный Институтом образования ВШЭ.

Участниками семинара стали представители Министерства образования и науки России, 14 органов управления образованием субъектов РФ, а также эксперты и исследователи образовательной сферы. Место встречи было выбрано неслучайно — среди проектов, реализуемых Институтом образования ВШЭ, есть и проект по разработке типологии регионов в контексте целей федеральной политики в сфере образования и ее модернизации.

Научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин, открывая семинар, подчеркнул особую актуальность темы региональной образовательной политики в связи с утверждением государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Он также напомнил, что межрегиональная дифференциация (в финансировании образования, развитии инфраструктуры и осуществлении институциональных преобразований) была заявлена в качестве одной из значимых проблем развития российского образования в «Стратегии-2020». Там же обосновывалась необходимость выстраивания федеральной образовательной политики, учитывающей географические и социокультурные особенности российских регионов.

Рассказав о формате и задачах госпрограммы по развитию образования, Исак Фрумин отдельно упомянул об инструментах ее реализации в субъектах РФ. По его словам, составление «атласа региональных образовательных систем» становится сегодня важным условием достижения заявленных целей программы и формирования единого образовательного пространства России.

Составление «атласа региональных образовательных систем» становится сегодня важным условием достижения заявленных целей программы и формирования единого образовательного пространства России.

Заместитель директора департамента управления программами и конкурсных процедур Минобрнауки Павел Сергоманов подвел на семинаре предварительные итоги участия регионов в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы. Мониторинг, проводимый Минобрнауки, показывает, что существуют регионы, участвующие во всех федеральных мероприятиях и программах по развитию образования, но есть и группа субъектов РФ, полностью «выпавшая» из таких программ. Очевидно, что причины такой ситуации кроются в разнородности самих региональных систем образования, эта проблема требует дополнительного изучения и осмысления.

Директор Центра социально-экономического развития школы Сергей Косарецкий в своем выступлении остановился на целях типологизации региональных образовательных систем и перспективах ее использования в государственной образовательной политике. Кроме того, он рассказал о реализованных в последнее десятилетие подходах к комплексному анализу и «бенчмаркингу» региональных образовательных систем. Для обсуждения на семинаре, в частности, были предложены разработанные Институтом образования ВШЭ основания и показатели, которые могут использоваться для анализа межрегиональных различий, а также методология и методика такого анализа.

В ходе дискуссии на семинаре представители регионов подчеркнули значимость учета при построении типологии контекстных показателей, в том числе особенностей пространственного развития, занятости и трудовой мобильности населения в регионах. Особо была отмечена важность не только статистических показателей, но и качественного анализа региональных образовательных политик. Участники встречи указали на то, что ряд предложенных показателей, используемых в системе мониторинга институциональных изменений, реально не отражает качество институтов. Как один из дополнительных параметров анализа, например, предложено учесть параметр «педагогические кадры».

Этих и других проблем коснулись в своих выступлениях представители регионов: заместитель губернатора Псковской области Вера Емельянова, министр образования и науки Северной Осетии Алан Огоев, первый заместитель министра образования Астраханской области Яков Поперняк, заместитель начальника департамента общего образования Томской области Елена Вторина, начальник отдела департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Анна Хамардюк, первый заместитель начальника департамента образования Ивановской области Наталья Соколова и другие.

Первый день семинара завершился рабочим совещанием руководства Института образования ВШЭ с представителями региональных органов власти. На нем обсуждались перспективы дальнейшего сотрудничества института и регионов как в рамках проекта по типологизации региональных образовательных систем, так и по иным направлениям. Представители регионов выразили большую заинтересованность в экспертно-аналитической поддержке со стороны Института образования, в частности, по вопросам региональных программ развития образования, формирования системы мер по поддержке «слабых» школ и совершенствования системы подготовки педагогических кадров. По результатам совещания принято решение заключить рамочные соглашения о сотрудничестве между НИУ ВШЭ и региональными органами управления образованием.

По результатам совещания принято решение заключить рамочные соглашения о сотрудничестве между НИУ ВШЭ и региональными органами управления образованием.

Второй рабочий день открылся выступлениемнаучного руководителя Центра оценки качества образования ВШЭ, вице-президента Российской академии образования Виктора Болотова. В докладе «Инварианты и пространство для маневра при проектировании региональной системы оценки качества образования» он остановился на проблеме формирования современных моделей оценки качества образования на региональном уровне. По словам Виктора Болотова, применяемые сейчас в субъектах РФ инструменты оценки качества образования нередко основываются на разных подходах, что препятствует получению единой картины качества образования и принятию адекватных управленческих решений.

Вопросам нормативно-правовых и финансово-экономических инструментов развития региональных образовательных систем были посвящены выступления директора Центра правовых прикладных разработок Института образования ВШЭ Артемия Рожкова и директора Института развития образования ВШЭ Ирины Абанкиной. Артемий Рожков обозначил основные мероприятия, которые необходимо будет провести на уровне субъектов в рамках реализации нового закона «Об образовании в Российской Федерации». Он напомнил, что рассмотрение законопроекта во втором чтении в Государственной думе РФ состоится уже 18 декабря, а его вступление в силу намечено на 1 сентября 2013 года. Принятие законопроекта потребует целого комплекса мер по изменению регионального законодательства.

Ирина Абанкина, в свою очередь, рассказала о предусмотренных законопроектом изменениях в финансировании дошкольного и общего образования. Особенно существенные изменения касаются именно дошкольного образования, поскольку с 2014 года на региональный уровень передаются расходы по обеспечению общедоступного и бесплатного образования в муниципальных дошкольных учреждениях.

С докладами на семинаре выступили и другие эксперты. Так, специалист Всемирного банка Тигран Шмис представил уникальный инструмент, разработанный и используемый банком для качественного анализа национальных политик в сфере образования и выработки рекомендаций по их совершенствованию — SABER. Он продемонстрировал возможности использования данного инструмента на примере дошкольного образования. Впрочем, как заметили участники семинара, этот инструмент может быть адаптирован и для анализа региональных образовательных политик.

Ведущий научный сотрудник Института образования ВШЭ Евгений Куприянов посвятил свое выступление вопросам региональной политики в сфере дополнительного детского образования. Длительное время оно оставалось на периферии внимания федерального центра, что определило ведущую роль регионов и муниципальных образований в развитии данного сектора.

О проблемах развития учительского корпуса в регионах говорил на семинаре директор Центра развития лидерства в образовании Института образования ВШЭ Анатолий Каспржак. Он отметил базовое противоречие, существующее сейчас в системе образования: «Идет процесс стандартизации, а вариативность и индивидуализация этому сопротивляются». Между тем передача вариативности на региональный уровень ставит под сомнение ее сохранение в дотационных регионах (им попросту не хватит средств на поддержание образовательного разнообразия). Анатолий Каспржак также опасается, что повсеместное внедрение федеральных государственных стандартов (ФГОС) в школах может привести к потере «учителя, который делает бриллиант». Острой проблемой развития учительского корпуса является и архаичная система повышения квалификации учителей, которая, согласно исследованиям, проведенным в рамках разработки «Стратегии-2020», никак не связана с качеством образования.

Острой проблемой развития учительского корпуса является и архаичная система повышения квалификации учителей, которая, согласно исследованиям, проведенным в рамках разработки «Стратегии-2020», никак не связана с качеством образования.

В работе семинара принял участие заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко, отметивший важность исследования дифференциации региональных образовательных систем и региональной образовательной политики. Он обозначил некоторые значимые, по его мнению, параметры, которые должны найти отражение в разрабатываемой типологии регионов.

Подводя итоги семинара, его участники подчеркнули свою  заинтересованность в результатах проекта, готовность активно участвовать как в разработке типологии, так и апробации нового инструментария сбора данных об образовательной политике регионов. Представители всех регионов, чьи представители участвовали в семинаре: Астраханской,  Ивановской, Псковской, Самарской, Тамбовской, Тверской, Томской,  Ульяновской, Ярославской областей, Красноярского и Приморского (заочное участие) краев, города Москвы,  Ханты-Мансийского автономного округа, Республики Северная Осетия-Алания, — предложили свои площадки для такой апробации, проведения обучающих и экспертных семинаров в своих регионах. Таким образом, можно констатировать, что процесс создания атласа регионального образования запущен, а у Института образования ВШЭ в этом проекте появились заинтересованные и компетентные партнеры в регионах России.

 

Людмила Борисова, старший научный сотрудник Института образования, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании

Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и  требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».

Экосистема воспитания: уважение личности и самореализация через действие

Воспитание детей и молодежи — сложная задача, особенно в Москве, динамичном современном мегаполисе. Для ее успешного решения необходимы нешаблонные подходы, уважение педагогов и родителей к личности школьников и студентов. Важна также и готовность взрослых воспитывать личным примером. Эту тему обсудили на Московском урбанистическом форуме, в дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.