• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Работодатели и вузы: взаимодействие в рамках АВВЭМ

28 февраля в ВШЭ прошло заседание Наблюдательного совета Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ). На нем было рассмотрено положение о наблюдательном совете и представлена модель профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, разработанная АВВЭМ.

Александр Шохин
Александр Шохин
В начале заседания председатель Наблюдательного совета АВВЭМ, президент ВШЭ и Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин кратко рассказал участникам о целях ассоциации. В своем выступлении он особо отметил необходимость учитывать требования рынка труда к выпускнику вуза. Ведь для работодателей важно по большому счету только одно: готов ли выпускник к работе или его нужно переучивать. Сейчас требования работодателей начинает постепенно учитывать и Минобрнауки России. Министерство намерено включить в свой мониторинг вузов новый параметр — количество выпускников, зарегистрированных на бирже труда. «Количество официально безработных выпускников может остаться единственным показателем соответствия образовательной программы требованиям работодателей, если мы не сумеем выработать других критериев», — добавил Александр Шохин.

Директор программы развития ВШЭ Ирина Карелина представила участникам положение о наблюдательном совете и подчеркнула важность этого внешнего по отношению к АВВЭМ органа, который позволит ассоциации функционировать эффективнее.

 

Кому, кого и как аккредитовывать?

Проректор ВШЭ Сергей Рощин представил участникам заседания модель профессионально-общественной аккредитации, разработанной в рамках АВВЭМ. Он обратил внимание членов Наблюдательного совета на тот факт, что модель является результатом коллегиальной работы всех вузов-членов ассоциации. При этом была особо отмечена роль таких вузов, как Финансовый университет при Правительстве России и Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ).

Сергей Рощин подчеркнул, что речь идет не об аккредитации вузов в целом, но об аккредитации образовательных программ. Кроме того, важно, что профессионально-общественная аккредитация должна выявлять, насколько выпускники той или иной программы готовы к выходу на рынок труда, а не то, насколько они освоили теоретические знания, умения и навыки. Для этого необходим будет анализ карьерных и зарплатных траекторий выпускников. Это сложная задача, так как сейчас таких данных в репрезентативном количестве не собрано, и организовать сбор и обработку подобной информации непросто. Но очевидно, что решать эту задачу придется.

Сергей Рощин
Сергей Рощин
Ограничиться только анализом карьерных траекторий выпускников, конечно, нельзя. Эксперты ассоциации предлагают оценивать образовательные программы и с точки зрения того, насколько они дают знания, соответствующие потребностям рынка труда. Здесь возможны следующие критерии: наличие тех или иных профилей, базовых кафедр и преподавателей-практиков; качество организации производственной практики; возможность получить дополнительные сертификаты профессиональных ассоциаций.

Важный вопрос, связанный с аккредитацией — кто будет этим заниматься? Эксперты АВВЭМ уверены, что в процессе аккредитации должны принимать активное участие работодатели и их объединения. Однако «работодатели» — понятие довольно расплывчатое. Предлагать работодателям заниматься выработкой критериев аккредитации образовательных программ — значит, пытаться переложить на них несвойственные им обязанности. Поэтому эксперты АВВЭМ считают, что ассоциация могла бы стать уполномоченной общественной организацией и удобной для всех площадкой, где работодатели и их объединения могли бы успешно взаимодействовать с вузовским сообществом и друг с другом по данной тематике.

Наконец, важно подчеркнуть, что предложенная АВВЭМ модель профессионально-общественной аккредитации касается бакалаврских программ и не может быть единственной в своем роде. Магистерские программы носят более специализированный и более профессиональный характер, поэтому разбираться с ними нужно в свое время, считает Сергей Рощин. У ассоциации нет цели подменить собой органы государственной аккредитации или стать монополистом в этой сфере. Единственная задача профессионально-общественной аккредитации АВВЭМ состоит в том, чтобы выявить, насколько те или иные образовательные программы соответствуют потребностям рынка труда и работодателей, могут ли их выпускники работать экономистами и менеджерам — вот в чем вопрос.

 

Предложения от «работодателей и их объединений»

Представленная модель профессионально-общественной аккредитации вызвала дискуссию среди представителей работодателей, входящих в Наблюдательный совет. Вице-президент Ассоциации «Россия» Георгий Медведев (выступавший от имени президента Ассоциации региональных банков России Анатолия Аксакова) предложил создать сертификационный центр, который будет заниматься аккредитацией. При этом он отметил, что в банковской отрасли вопрос профессионализма выпускников стоит очень остро, вплоть до того, что работодатели разрабатывают собственные образовательные программы и открывают свои учебные заведения. Георгий Медведев скептически отозвался об идее, чтобы «вузы проверяли сами себя». Сергей Рощин добавил, что идея создания сертификационного центра обсуждается и в рамках ассоциации, и он ее полностью поддерживает. Такой центр позволит сделать работу АВВЭМ равноудаленной от каждого из вузов-участников.

Президент Российской коллегии аудиторов Александр Руф рассказал, что в профессиональном сообществе аудиторов давно существуют различные виды профессиональной сертификации. По его мнению, этот опыт необходимо учесть при профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Со своей стороны, он подчеркнул готовность аудиторского сообщества сотрудничать с АВВЭМ.

Генеральный директор Российской ассоциации бизнес-образования Наталья Евтихиева рассказала об опыте своей организации в оценке образовательных программ. Она считает, что ключевой элемент здесь — обучение экспертов, которые будут принимать участие в аккредитации. Кроме того, необходимо наладить механизм подбора экспертов и добиться, чтобы участие каждого из них не было формальным. Сергей Рощин согласился с тем, что это важная проблема, и отметил, что ее непременно учтут.

Президент HR-Ассоциации Надежда Коротовских отметила, что для учета мнения работодателей был бы полезен опыт корпоративных университетов. Он, конечно, ограничен, так как их могут открыть только крупнейшие работодатели, но, тем не менее, при оценке образовательных программ им можно было бы воспользоваться.

Алексей Каспржак
Алексей Каспржак
Вице-президент Ассоциации менеджеров России Алексей Каспржак (выступавший от имени президента ассоциации Дмитрия Зеленина) выступил с несколькими критическими замечаниями относительно модели аккредитации. «Вузам, считающим себя ведущими, есть куда развиваться и расти, — сказал он. — Но пока предложенная модель аккредитации может привести только к тому, что «хвост» — группа не самых лучших вузов — подтянется и попытается соответствовать представлениям ведущих о должном».

Кроме того, Алексей Каспржак отметил, что АВВЭМ не должна стремиться к монополии, что профессионально-общественную аккредитацию следует сделать платной для вузов, желающих ее пройти. Отвечая на эти замечания, Сергей Рощин еще раз подчеркнул, что ему как экономисту идея монополии кажется чреватой слишком большими издержками, и АВВЭМ ни в коем случае не пытается стать монополистом. Задача аккредитации — показать, какие из шести тысяч существующих сейчас образовательных программ в области экономики и управления выпускают профессионалов, а какие — нет.

Председатель совета Гильдии логистических операторов Московской торгово-промышленной палаты Светлана Домнина призвала активнее использовать международный опыт при разработке модели аккредитации. Кроме того, она подчеркнула, что в логистике существуют свои виды профессиональной сертификации, и этот опыт тоже может быть полезен.

В целом члены Наблюдательного совета АВВЭМ отнеслись к предложенной модели профессионально-общественной аккредитации позитивно и сразу перешли к обсуждении собственно процесса проведения аккредитации и ее условий.

Завершая заседание, Александр Шохин предложил участникам в течение недели обсудить положение о наблюдательном совете и модель профессионально-общественной аккредитации. Окончательное решение планируется принять до 7 марта.

 

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

87%

вузов имеют беспроводной доступ к интернету. При этом в большинстве из них доступ к wi-fi есть у всех сотрудников и студентов.

Преподавателям вузов нужен карьерный рост

Государство и общество стараются способствовать реорганизации вузов и повышению их эффективности. Университеты, в свою очередь, зачастую формально отвечают на эти запросы, не стимулируя преподавателей к профессиональному и карьерному росту. Инновациями в области управленческой и кадровой политики занимаются в основном научные исследовательские университеты, рассказали в статье замдиректора Института развития образования НИУ ВШЭ Кирилл Зиньковский и доцент кафедры экономики и менеджмента сервиса Байкальского государственного университета экономики и права Дарья Хлебович.

Закон № 44-ФЗ увеличивает эффективность закупок в бюджетной сфере

17 июня на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалась эффективность закупок в университетах в условиях различных режимов регулирования.

Характер не влияет на успеваемость

Личностные черты российских студентов в большинстве своем не оказывают значимого влияния на их успеваемость в вузе. А вот на Западе лучше учатся более сознательные, открытые и склонные к риску студенты, рассказали Екатерина Кочергина и Екатерина Орел на научном семинаре Института институциональных исследований НИУ ВШЭ.

У ученых должно быть больше причин заниматься наукой

Отток ученых и преподавателей из вузов объясняется не только низкими зарплатами и недостаточной самореализацией в науке. Для части молодых ученых аспирантура — лишь вынужденный шаг: либо спасение от армии, либо возможность отложить трудоустройство, либо воплощение ожиданий общества, выяснила стажер-исследователь ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Анастасия Сизых.

44%

россиян выбирают для своего ребенка вуз, где интересно учиться, но откуда можно «вылететь». В Москве на подобного рода риски готовы идти 66% родителей.

Негативный образ профессии юриста формируется в студенчестве

К концу обучения в вузе студенты юридических факультетов нередко морально готовы зарабатывать деньги исключительно на «лазейках» в законодательстве и лукавить с клиентами, получая в ответ недоверие с их стороны. Исследование сотрудника Международного центра изучения институтов и развития ВШЭ Антона Казуна.

Дружба влияет на успехи в учебе

Общение с однокурсниками-отличниками может повысить академические достижения учащихся. Проблема в том, что у отличников многие студенты лишь получают консультации по учебе, а дружат с теми, чьи оценки по предметам мало отличаются от их собственных. Нередко самыми популярными на курсе людьми становятся троечники. Статья Диляры Валеевой, Олега Польдина и Марии Юдкевич в журнале ВШЭ «Вопросы образования».

АВВЭМ: график повышения квалификации принят

22 апреля на заседании комиссии по кадровому развитию и развитию профессиональных квалификаций Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента был утвержден перечень программ повышения квалификации преподавателей вузов, а также график их проведения.

«Вузы должны проявить ответственность»

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ и введение прикладного бакалавриата в российских вузах — эти темы стали основными на заседании совета Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента, прошедшем 16 апреля в ВШЭ.