• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ начинает издание нового научного журнала

10 февраля пройдет презентация пилотного выпуска нового научного журнала Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики» (Urban Studies and Practices). О его концепции, содержании пилотного номера, а также о перспективах развития городских исследований в России в новых экономических условиях рассказывает ответственный редактор журнала Петр Иванов.

— Зачем Высшей школе урбанистики понадобился свой научный журнал и почему его выпуск начинается именно сейчас?

— В своем научном измерении урбанистика и городские исследования в России как междисциплинарная сфера деятельности достаточно молода. Во многом это связано с советской историей, когда территориальное планирование было построено по принципу «top-down»: изучать город особо не было нужды, ведь любое пространство мы могли изменить как нам захочется. Поэтому urban studies в привычном для мировой науки виде не существовали в советский период. Они были не слишком востребованными и позже: были отдельные исследователи, которые что-то где-то публиковали, но как система знаний это направление не формировалось. Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ стала едва ли не первой институцией, которая реализует магистерскую программу по городским исследованиям и городскому планированию не на базе архитектурного вуза и архитектурного взгляда на проблему.

Как только появляется университет или исследовательская организация, мы начинаем понимать, что нам нужен журнал. Если вне университета без журнала можно обходиться, заменяя его отдельными книгами и публицистикой, как это делали Вячеслав Глазычев и наш первый декан Александр Высоковский, то университет, тем более исследовательский, не может довольствоваться публицистическим форматом представления своих научных работ. Вообще, задумывая журнал, мы обнаружили такую проблему: оказалось, что многие урбанисты-практики плохо пишут. Часть материалов, которые к нам приходят, это просто пояснительные записки к проектам или тексты про архитектурные феномены — литературно красивые, но в которых не поставлена научная проблема. Объяснение этому простое: зачем им было учиться писать научные статьи, если их все равно негде публиковать? Поэтому одна из задач нашего журнала превращать практиков из исследователей, которые исследуют, в исследователей, которые еще и пишут.

— Как же тогда вам удалось собрать статьи хотя бы для первого номера? И где вы их будете брать дальше?

— Этот номер нашего журнала будет не совсем обычным, это посвящение Александру Аркадьевичу Высоковскому, поэтому отбор статей был специфическим. Мы хотели собрать под одной обложкой его коллег и учеников. Дальнейшие номера не будут стеснены этой рамкой, и мы рассчитываем привлечь коллег из социологии, экономики, других дисциплин, которые в силу собственных исследовательских интересов тяготеют к городской проблематике. Во всяком случае call for papers для первого номера (номер, посвященный Высоковскому, считается пилотным, нулевым) разошелся очень хорошо.

Высшей школе урбанистики присвоено имя ее первого декана и одного из основателей Александра Аркадьевича Высоковского. Такое решение было принято на Ученом совете Высшей школы экономики, который прошел 25 декабря 2015 года. Ранее в здании ВШУ открылась мемориальная аудитория, которой было также присвоено имя Высоковского. Этой аудиторией стал лекционный зал №209 в здании подразделения (Покровский бульвар, 8).

— Как формировалась редколлегия журнала? Из кого она состоит?

— Мы рассматривали разные варианты существования редколлегии. Сначала была идея создать структуру, в которой было бы много ответственных редакторов из разных институций и разных специализаций. Но мы поняли, что такая структура приводит к противоречиям и концептуальным разногласиям, и это пагубно скажется на решении оперативных задач. Поэтому этих коллег мы пригласили в editorial board, который будет заниматься, если хотите, междисциплинарной саморефлексией. Мы хотим, чтобы заседания редакционного совета были открытыми для сотрудников и студентов Вышки, которым есть что сказать по вопросам развития городских исследований. А вот редколлегия, управляющая всей текущей работой по изданию журнала, у нас относительно компактная и состоит из декана ВШУ Алексея Новикова, меня, Евгения Варшавера и Анны Рочевой из Центра исследований миграции и этничности РАНХиГС, Александра Острогорского из Музея Москвы, а также менеджера журнала Дианы Кодзоковой и ответственного секретаря Александры Петрухиной.

— Какими будут периодичность и формат журнала?

— Мы изначально планировали, что это будет журнал, выходящий раз в квартал. Мне кажется, это оптимальный вариант, который позволит соблюдать стандарты редакционного процесса, включающие двойное рецензирование статей, предлагаемых к публикации. Журнал будет двуязычным, материалы в нем будут на русском и английском языке. Их электронные версии будут доступны на сайте журнала.

— Каким будет «типичный» номер журнала? Какова его структура, рубрики? Чего в этом плане ждать читателям?

— В перспективе мы хотим выйти на тематические номера, но для этого редакции нужно накопить определенное портфолио материалов, и не только по результатам исследований. Важной составляющей нашего журнала должна стать реферативная работа. Большой корпус знаний по городским исследованиям для российской аудитории не систематизирован. Например, когда мы на Западе говорим о человеческой экологии, все понимают, о чем речь. Российский читатель и даже городской исследователь в лучшем случае понимает, что это что-то, начавшееся в Чикагской школе, а потом наше социологическое образование говорит, что Чикагская школа закончилась и социология развивалась совсем в другую сторону, позабыв про всякую экологию. И подобных казусов у нас достаточно много, поэтому реферативные работы по истории идей и понятий займут важное место в нашем журнале. Помимо этого мы будем вводить в журнал тексты, не являющиеся напрямую научными статьями, например, обзоры конференций и интервью со специалистами.

То, что происходит в России, неведомо решительно никому, включая самих россиян.

— Как вы формулируете миссию журнала? Какой главной цели вы хотите достигнуть?

— Я недавно был в Екатеринбурге, и там обнаружил достаточно много людей, которые занимаются примерно тем же, чем мы здесь занимаемся. Но мы совершенно «отключены» друг от друга: я первый раз о них услышал, и они первый раз услышали о нас. И я уверен, что по стране многие географические факультеты, факультеты социологии давно и плотно занимаются городскими исследованиями, но в латентном виде, не зная друг о друге, не видя друг друга. Все сидят по своим углам, из которых виден только маленький кусочек жизни, но картина целиком непонятна. Наш журнал — это возможность для разрозненных исследователей выйти в общее поле, начать сетевое взаимодействие и вместе осмыслить окружающее нас пространство.

— То есть вы будете фокусироваться именно на России?

— Да, потому что то, что происходит в России, неведомо решительно никому, включая самих россиян. Если удастся это изменить, то, возможно, Россия станет таким же открытием для мировых исследователей, как им стала Африка или Китай — чем мы хуже?

— Нынешний кризис представляет для городских исследователей интерес? Что он может изменить в городских практиках? Как изучать «страну-дауншифтера»?

— Кризис, безусловно, интересен — и как предмет исследований, и как практика, которую нам всем предстоит прожить. Кризис Советского Союза конца 80-х годов привел к фантастическому взрыву городских самоорганизаций, поиску новых механизмов решения проблем. И сейчас городская тема станет очень важной. Кризис показывает, насколько неустойчиво развивалась российская экономика, основываясь исключительно на нефтяной ренте, не производя структуры, которые на локальном уровне могли бы поддерживать инвестиции. Мы теперь понимаем, что то, что в период «высокой» нефти воспринималось как мощные территориальные инвестиции, на самом деле ими не было. Владивосток после саммита АТЭС оказывается в пространственной изоляции, Сочи после Олимпиады остались не с инвестициями, а с активами, которые тянут город вниз, потому что их очень дорого поддерживать. Казани повезло больше, но и там большая часть инвестиций расползлась, потому что не хватило локальных структур (бизнесов или НКО) которые могли бы их использовать. Сейчас от бедности эти структуры начнут возникать, и для городских исследований начнется новая жизнь.

Кризис Советского Союза конца 80-х годов привел к фантастическому взрыву городских самоорганизаций, поиску новых механизмов решения проблем. И сейчас городская тема станет очень важной.

— Что читатели смогут узнать из пилотного номера журнала?

— Мы предложим им несколько очень интересных статей. Например, статью Эдуарда Трутнева, посвященную истории развития земельного и градостроительного законодательства в России — с начала 90-х, когда с распадом СССР понадобилось регулировать отношения частной собственности. Также будет опубликована статья нашей выпускницы Маргариты Чубуковой об исследовании звуков в городе и в отдельном взятом районе Москвы. Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин расскажет о применении формулы распространения жидкости при анализе транспортных потоков в мегаполисе. Статью о Ереване опубликует Андрей Иванов, с которым Александр Высоковский в свое время разрабатывал правила землепользования и застройки в нескольких городах России. В номере будете также рецензия директора Института образования НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной и ее коллег на трехтомник Высоковского по практикам городских исследований.

Из статьи Надежды Косаревой, Александра Пузанова и Татьяны Полиди можно будет узнать о жилищной политике и состоянии жилищного фонда в России. Павел Акимов, сотрудник лаборатории адвокативного планирования, расскажет об истории формирования этого феномена. А президент Союза архитекторов России Андрей Боков представит свой взгляд на геометрию архитектуры — мы надеемся этой статьей начать большую дискуссию о подходах к городскому планированию.

Вам также может быть интересно:

«Наши студенты участвуют в реальных городских исследованиях и проектах»

В новом учебном году магистерская программа «Управление пространственным развитием городов» предлагает студентам новые форматы обучения, дисциплины и проекты. Подробнее о них рассказывает академический руководитель программы Руслан Гончаров.

Партнерами магистерской программы «Транспортное планирование» стали организации транспортного комплекса Москвы

Как воплощались в жизнь знаковые транспортные проекты столицы, студенты узнают от сотрудников ЦОДД и «МосТрансПроект», где и пройдут практику и даже смогут воспользоваться закрытыми данными для проведения исследований.

Личные легковые. От чего зависит количество автомобилей в городе

Центр экономики транспорта НИУ ВШЭ впервые провел эконометрический анализ факторов, влияющих на уровень автомобилизации в крупных городах России. О результатах расскажут на XX Апрельской международной научной конференции. Основные выводы исследования — в материале IQ.HSE.

«Роль технологий в современной жизни трудно переоценить. Сфера градостроительства не исключение»

Магистерская программа «Прототипирование городов будущего» Высшей школы урбанистики ВШЭ стартовала в 2017 году и уже стала довольно популярной среди студентов со всего мира. Программа учит использовать технологии для управления городским развитием в условиях глобальных вызовов современности. Студенты первого курса программы рассказали об обучении на программе и проектах, над которыми они работают.

В магистратуре НИУ ВШЭ научат планировать городские транспортные системы

В новом учебном году в Высшей школе экономики открывается магистерская программа «Транспортное планирование» (направление подготовки «Градостроительство»). Ее выпускники будут планировать, эксплуатировать и развивать транспортные системы городов и агломераций.

Диалоги с памятниками

Роль памятника в современной городской среде меняется. На смену помпезности приходит демократичность. А могучие исторические монументы вписываются в городскую культуру через фамильярность. Фольклорные образы современной скульптуры и способы коммуникации с ней исследовал профессор НИУ ВШЭ Андрей Мороз. 

Зарядьелогия

Парк «Зарядье» дал начало целой серии исследований и семинаров, в которых участвовали урбанисты, культурологи, дизайнеры, антропологи, географы. Исследователи Михал Муравски, Маргарита Чубукова и Дарья Волкова, проанализировали мифы о новом парке в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики». IQ.HSE излагает их основные выводы.

Постгородское развитие

Современный город расширяется, он насквозь прошит коммуникациями, но при этом лишен цельности. Районы, городские сообщества и практики настолько разнородны, что часто не пересекаются друг с другом. Единое пространство раскалывается на фрагменты. Общение сменяется отчуждением людей. Географ и культуролог, главный научный сотрудник Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Дмитрий Замятин назвал это явление постгородом. О нем исследователь рассказал IQ.HSE.

Звуковой ландшафт

Исследования звука — sound studies — позволяют изучить многоголосье и ритм жизни города. Это междисциплинарная область, в которой сотрудничают урбанисты, архитекторы, исследователи современной музыки, социологи, инженеры и лингвисты. Урбанисты благодаря исследованиям звука получили новый мощный научный инструментарий в дополнение к визуальному. С помощью статей, опубликованных в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики», IQ.HSE разбирался в том, как sound studies воссоздают объемную картину городской жизни. 

Коллективные сады

Немало россиян постоянно живут в коттеджах, построенных в коллективных садах в городской черте. Плюсы существенны: жизнь на природе, приватное пространство, архитектура дома на свой вкус. Но комфорта в таких аграрных жилых массивах недостаточно. Школы и поликлиники от них далеко. Не хватает тротуаров, освещения, транспорта — всего, что есть в обычных городских районах. Как с этим быть и что за феномен — жизнь в коллективном саду, размышляет архитектор Сергей Трухачев.