• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Вышке прошли первые Кочубеевские чтения

11–12 октября в Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ состоялись I международные Кочубеевские чтения, посвященные изучению частных коллекций в России и мире. Конференция состоялась под патронатом семьи Кочубеев — на чтения приехали его потомки, ныне живущие во Франции, Бельгии и США.

Университет как генератор и хранитель знаний

Василий Петрович Кочубей был церемониймейстером двора императора Николая II. В его особняке сейчас располагается Учебный центр подготовки руководителей (Кочубей-центр) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Кочубей был страстным коллекционером, собирал минералы, редкие издания и предметы искусства, составил замечательные коллекции живописи и скульптуры. После революции 1917 года многие предметы из его коллекций были переданы в государственные музеи и разошлись по частным собраниям.

Первые международные Кочубеевские чтения «Частные коллекции в России и в мире — опыт взаимодействия с обществом и государством» были приурочены к 150-летию со дня рождения В.П. Кочубея. В ВШЭ собрались историки, искусствоведы, владельцы частных коллекций. Такая встреча для Вышки была, с одной стороны, немного необычной, с другой — вполне закономерной.

«Университет является местом, где хранится и развивается необязательное знание — то знание, которое не имеет непосредственного применения или востребованности в профессиональной деятельности, — сказал на открытии чтений проректор ВШЭ Сергей Рощин. — Но именно необязательное знание и формирует культурные связи и контакты, которые во многом позволяют нам развиваться и создавать социальные общности. Кочубеевские чтения — это первый разговор о культурных кодах, благодаря которым мы понимаем друг друга. Их обязательно нужно сохранять и восстанавливать, если они начинают утрачиваться. Университет должен быть не просто генератором и хранителем знания, он должен быть площадкой для диалога — не только о настоящем, но и о связи прошлого с настоящим, о связи настоящего и будущего».

Участники конференции

На конференции был представлен международный опыт создания, сохранения и репрезентации частных коллекций. В качестве ключевых спикеров выступили директор виллы Эфрусси де Ротшильд Брюно-Анри Руссо (Франция), совладелица виллы Гарда графиня Альберта Кавацца (Италия), директор Кадриоргского художественного музея Александра Мурре (Эстония), представитель Университета Наварры в России Магдалена Гаете (Испания). Экспертная дискуссия строилась в формате круглых столов и затронула три тематических трека: частные коллекции как предмет изучения, как выставочные проекты и как бизнес.

Почетными гостями Кочубеевских чтений стали Петр Васильевич, Андрей Сергеевич и Василий Васильевич Кочубеи — они приходятся хозяину особняка двоюродными внучатыми племянниками.

Кто и зачем должен заниматься коллекционированием

На главный вопрос чтений: «Открытие частных коллекций — обязанность или ответственность?» — было представлено сразу два ответа, зарубежный и российский. Йоост Схоккенбрук, директор Морского музея Ванкувера, рассказал о частном коллекционировании через призму истории.

Первые частные коллекции появились в XVI веке, в эпоху Великих географических открытий. Люди интенсивно расширяли свои познания об окружающем мире. В то время большой популярностью пользовались редкости и диковины, которые нельзя было найти в Европе. Коллекционеры охотились за образцами флоры и фауны, минералами, предметами быта. В XVII веке в одних только Нидерландах насчитывалось около 90 частных коллекций. В Петербурге также были подобные кабинеты редкостей, самый яркий пример — коллекция Петра Первого в Кунсткамере.

Частные собрания стали доступны широкой публике после Великой Французской революции. В XVIII-XIX веках музейное дело интенсивно расширялось. После того как Карл Линней создал единую систему классификации растительного и животного мира, началась активная систематизация и каталогизация музейных коллекций.

Когда частные собрания превратились в музеи, изменился сам подход к коллекционированию. Частные музеи должны были углублять и расширять понимание национальной истории — европейские правительства идентифицировали себя с музеями как с хранилищами культурно-исторической памяти

«Для меня понятие наследия тесно связано с понятием принадлежности. Иными словами, само место, экспозиция, состав коллекции должны давать возможность самоидентифицироваться с историей данного края и всего государства», — пояснил Йоост Схоккенбрук.

Интерпретация коллекции зависит от культурного и политического контекста. Большинство частных коллекций создавались не для того, чтобы продемонстрировать национальную идентичность, а для того, чтобы удовлетворить личные познавательные и эстетические потребности коллекционера. Наследие — это сложный концепт, который имеет как ретроспективные, так и современные акценты.

Частные коллекции — это и обязанность, и ответственность

Именно так на главный вопрос чтений ответила Наталия Автономова, заведующая отделом личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина. Ответственность в вопросе частного коллекционирования — чрезвычайно важное понятие, за которым следует и обязанность публичного представления предметов культурного наследия.

Первая грань ответственности — перед самой коллекцией. Владелец должен приложить все усилия, чтобы сохранить целостность собрания. К сожалению, коллекции, созданные до революции, часто распадались именно из-за отсутствия чувства ответственности.

Вторая грань — ответственность перед обществом. Коллекцию нужно открывать прежде всего для специалистов. Настоящие коллекции всегда имеют «балласт», в них могут быть экспонаты, подлинность которых находится под сомнением. Выставить свое собрание на суд профессионалов — это своеобразный подвиг, который переходит в осознание долга перед обществом.

История знает много примеров, когда частные коллекции повлияли на становление творческой идентичности художников

Возможно, без Сергея Щукина и его собрания французского импрессионизма не было бы «Черного квадрата» Малевича. На художников-нонконформистов второй половины XX века — Рабина, Мухина, Кабакова — повлияла  квартирная коллекция русского авангарда Георгия Костаки.

Следующая грань ответственности — это выставки. Коллекции экспонируют отдельно или в формате, когда произведения из разных собраний представлены на одной тематической выставке. Ну и наконец, частную коллекцию можно передать государственному музею, где с ней будут работать профессионалы.

Вам также может быть интересно:

В Школе культурологии ВШЭ разработали проект Музея хрущевки «Черемушки»

Он был представлен на заседании коллегии Министерства культуры РФ в Царском Селе. Работать над проектом музея студенты и аспиранты под руководством доцента Школы культурологии Ирины Глущенко начали задолго до того, как тема московской реновации была вынесена на общественное обсуждение.

«Работа с людьми с инвалидностью перестает считаться благотворительностью»

Выпускница магистерской программы «Прикладная культурология» Мария Сарычева еще во время учебы начала заниматься подготовкой музейных экскурсий для посетителей с инвалидностью. Сейчас она работает в отделе инклюзивных программ музея современного искусства «Гараж», также при ее участии в Вышке был разработан курс «Доступный музей». Что делать, если в русском жестовом языке нет слова «инсталляция», как знакомить с выставками незрячих людей и о других особенностях работы с посетителями разных категорий инвалидности Мария Сарычева рассказала новостной службе ВШЭ.

Программа «Прикладная культурология» учит превращать музеи в площадки развития умений, знаний и идей

Современный музей — это больше не пыльное и скучное хранилище, он предлагает посетителям гораздо больше возможностей для образования, самореализации, проведения «умного» досуга. Специалистов, которые будут уметь работать в таких музеях и управлять ими, готовят на магистерской программе ВШЭ «Прикладная культурология». Чему там учат студентов, почему в последнее время деятельность музеев стала заметнее и кто такой современный музейный деятель, новостной службе ВШЭ рассказала куратор программы, заместитель генерального директора по развитию Политехнического музея Наталья Сергиевская.

Семидесяти процентам россиян музеи не интересны

Последние 10 лет индустрия музеев в России развивается по всем показателям: растет количество музеев, общее число посещений и т.д. Однако проблемы остаются. Например, музеи плохо понимают, что нужно их посетителям. Об этом говорится в докладе «Доступность российских музеев: внутренние и внешние факторы влияния», подготовленном учеными из НИУ ВШЭ.

84%

россиян не ходят в музеи: 70% не в курсе, что они есть поблизости, еще 14% просто никогда ими не интересовались.

«Вместе с Политехническим музеем собираемся почти с нуля создать новую профессию»

Магистерскую программу «Прикладная культурология» в будущем учебном году ждут содержательные изменения — основным направлением подготовки на ней станет музейное дело. Партнером программы является Политехнический музей, но руководитель программы Руслан Хестанов уверен, что спрос на выпускников предъявят и другие учреждения культуры.

О культурных трансформациях в парке Царицыно

В новом книжном пространстве «Книги и чудеса», недавно созданном на территории музея-заповедника Царицыно, прошла презентация книги «Царицыно: аттракцион с историей», подготовленной под редакцией экспертов Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ.

Михаил Пиотровский: «Мы не зависим от зрителя, но мы дискутируем с ним»

18 марта состоялась очередная встреча из цикла «Важнее, чем политика», организованная Высшей школой экономики и Фондом «Либеральная миссия». На этот раз гостем университета стал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Вышка придет с лекциями в музеи

В рамках проекта «Университет, открытый городу» Высшая школа экономики организует лектории в московских музеях. Они станут продолжением цикла лекций, которые профессора ВШЭ все лето читали в Парке Горького. Лекции в музеях будут проводиться каждый четверг начиная с 26 сентября.

Малинкин А. Н. Коллекционер. Опыт исследования по социологии культуры. Серия «Исследования культуры». М.: НИУ ВШЭ, 2011

Настоящая книга представляет собой философско-культурное и социологическое исследование частного коллекционирования, рассматриваемого как особая форма самореализации человеческой индивидуальности и способ самоутверждения личности в свободное время.