• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Вместе с Политехническим музеем собираемся почти с нуля создать новую профессию»

«Вместе с Политехническим музеем собираемся почти с нуля создать новую профессию»

Магистерскую программу «Прикладная культурология» в будущем учебном году ждут содержательные изменения — основным направлением подготовки на ней станет музейное дело. Партнером программы является Политехнический музей, но руководитель программы Руслан Хестанов уверен, что спрос на выпускников предъявят и другие учреждения культуры.

Необходимость перестройки магистерской программы Руслан Хестанов объясняет прежде всего желанием обеспечить выпускникам «исключительные возможности трудоустройства по специальности». «Культурные индустрии находятся в состоянии радикальной перестройки, а потому важно прогнозировать намечающиеся тренды и, общаясь с потенциальными работодателями, реагировать на возникающий спрос», — отмечает он.

Программа изначально создавалась в партнерстве с Политехническим музеем, который известен своей новаторской деятельностью, но, как и другие культурные учреждения, испытывает дефицит специалистов нового профиля. Тех «музейщиков», кто, во-первых, представляет, как устроены менеджмент и предпринимательство в сфере культуры, во-вторых, знает, как организовать выставку, концерт или фестиваль, в-третьих, имеет навыки работы с современными медиа.

Наша совместная программа, с одной стороны, исходит из нового взгляда на музей. С другой — мы попытались вспомнить о той миссии, которую приписывали музею реформаторы в середине XIX века, когда его называли «машиной прогресса».

Хестанов Руслан Заурбекович
руководитель магистерской программы «Прикладная культурология»

«Наша совместная программа, с одной стороны, исходит из нового взгляда на музей, — рассказывает профессор Хестанов. — С другой — мы попытались вспомнить о той миссии, которую приписывали музею реформаторы в середине XIX века, когда его называли «машиной прогресса». Для нас музей — это не только место памяти, консервации ушедшего или медитаций о прошлом. Мы делаем акцент не столько на памяти, сколько на творчестве и воображении. Современные городские идентичности формируются скорее в пространстве креативных практик, а не нормативности традиции. И эту стратегию или, если хотите, идеологию мы разделяем с Политехом».

Над обновлением магистерской программы ее авторы работали не только с коллегами из Политехнического музея, но и с зарубежными экспертами, в частности, из Reinwardt Academie (Нидерланды) и Школы музейных исследований Университета Лестера (Великобритания). «Мы решили ориентироваться сразу на мировые стандарты, на самые продвинутые технологии музеев, — поясняет Руслан Хестанов. — Поэтому приглашаем на программу ведущих специалистов в области современного музейного дела — теоретиков и практиков. Это профессионалы мирового класса, чьи проекты оказались успешными в таких музеях, как Tate в Лондоне, Rijksmuseum в Амстердаме или Музей Шопена в Варшаве. Авторы этих и подобных проектов будут проводить у нас мастер-классы».

Например, курс по современному музейному делу будет преподавать Рубен Смит из Reinwardt Academie. Он долгое время работал в Ассоциации музеев Нидерландов и голландском Институте культурного наследия, а в последнее время курирует проект «Вдохновляющее обучение для всех». Другим преподавателем станет Герди Борхус — специалист по малоизвестной в России специальности «Информационный менеджмент музеев». Он также является партнером Европейского института музейной информации и членом комитета документации Международного совета музеев. Свой курс на программе будет вести и профессор Питер Дэвис из Университета Ньюкасла (Великобритания), автор известной книги об экомузеях «Ecomuseums — a sense of place».

На магистерскую программу ее разработчики хотят привлечь «нетривиально мыслящих, владеющих иностранными языками, открытых миру и будущему» абитуриентов. «Ведь мы вместе с коллегами из Политеха собираемся практически с нуля создать новую профессию, — говорит Руслан Хестанов. — Пусть потребность в ней ощущают сейчас далеко не все учреждения культуры, но, посмотрите, как быстро развивается Москва и меняются культурные практики населения. Мы рассчитываем на наших выпускников — они должны показать, на что способны. Тогда и потребность в них будет осознана».

Вам также может быть интересно:

Итоги Кочубеевских чтений представили на Культурном форуме

Правовая проблематика частного коллекционирования и предложения по изменению музейного законодательства, сформулированные в ходе I международных Кочубеевских чтений 11–12 октября 2018 года, прозвучали на круглом столе «Музеи и закон» VII Санкт-Петербургского международного культурного форума.

В Вышке прошли первые Кочубеевские чтения

11-12 октября в Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ состоялись I международные Кочубеевские чтения, посвященные изучению частных коллекций в России и мире. Конференция состоялась под патронатом семьи Кочубеев — на чтения приехали его потомки, ныне живущие во Франции, Бельгии и США.

В Школе культурологии ВШЭ разработали проект Музея хрущевки «Черемушки»

Он был представлен на заседании коллегии Министерства культуры РФ в Царском Селе. Работать над проектом музея студенты и аспиранты под руководством доцента Школы культурологии Ирины Глущенко начали задолго до того, как тема московской реновации была вынесена на общественное обсуждение.

Студенты ВШЭ об экспедиции в Иран: «Это как слетать на Луну!»

Во время традиционной ежегодной автомобильной экспедиции «Культурные эффекты границы» студенты-культурологи ВШЭ посетили Грузию, Армению и впервые — Иран. О том, каков Иран на вкус и цвет, о комплиментах как основе иранской коммуникации ребята рассказали новостной службе ВШЭ.

«Работа с людьми с инвалидностью перестает считаться благотворительностью»

Выпускница магистерской программы «Прикладная культурология» Мария Сарычева еще во время учебы начала заниматься подготовкой музейных экскурсий для посетителей с инвалидностью. Сейчас она работает в отделе инклюзивных программ музея современного искусства «Гараж», также при ее участии в Вышке был разработан курс «Доступный музей». Что делать, если в русском жестовом языке нет слова «инсталляция», как знакомить с выставками незрячих людей и о других особенностях работы с посетителями разных категорий инвалидности Мария Сарычева рассказала новостной службе ВШЭ.

Программа «Прикладная культурология» учит превращать музеи в площадки развития умений, знаний и идей

Современный музей — это больше не пыльное и скучное хранилище, он предлагает посетителям гораздо больше возможностей для образования, самореализации, проведения «умного» досуга. Специалистов, которые будут уметь работать в таких музеях и управлять ими, готовят на магистерской программе ВШЭ «Прикладная культурология». Чему там учат студентов, почему в последнее время деятельность музеев стала заметнее и кто такой современный музейный деятель, новостной службе ВШЭ рассказала куратор программы, заместитель генерального директора по развитию Политехнического музея Наталья Сергиевская.

Студенты-культурологи отправились в экспедицию на Кавказ, чтобы преодолеть стереотипы

Ростовская область, Дагестан, Калмыкия, Чечня — по такому маршруту проходила четвертая ежегодная автомобильная экспедиция «Культурные эффекты границы», организованная Школой культурологии НИУ ВШЭ. В течение двух недель студенты изучали особенности региональной культуры, общались с местными жителями, делали собственные исследования. По возвращении они рассказали новостной службе ВШЭ о самом древнем городе на территории РФ, различиях в одежде местных женщин и о том, каков на вкус жареный суслик.

Семидесяти процентам россиян музеи не интересны

Последние 10 лет индустрия музеев в России развивается по всем показателям: растет количество музеев, общее число посещений и т.д. Однако проблемы остаются. Например, музеи плохо понимают, что нужно их посетителям. Об этом говорится в докладе «Доступность российских музеев: внутренние и внешние факторы влияния», подготовленном учеными из НИУ ВШЭ.

84%

россиян не ходят в музеи: 70% не в курсе, что они есть поблизости, еще 14% просто никогда ими не интересовались.

О культурных трансформациях в парке Царицыно

В новом книжном пространстве «Книги и чудеса», недавно созданном на территории музея-заповедника Царицыно, прошла презентация книги «Царицыно: аттракцион с историей», подготовленной под редакцией экспертов Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ.