• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глобальный мониторинг предпринимательства

23 октября в ГУ-ВШЭ была представлена база данных проекта Global entrepreneurship monitor (GEM). Причем рассматривалась она не только как источник актуальной информации и межстрановых сравнений развития бизнеса, но и как инструмент для внедрения в вузовское образование исследовательского процесса.

Круглый стол "Глобальный мониторинг предпринимательства: новые данные о предпринимательском потенциале российского общества" прошел, в числе прочих мероприятий, в рамках III Всероссийского социологического конгресса. Изначально участие ГУ-ВШЭ в исследованиях GEM во многом определялось студенческой инициативой — наш вуз вошел в этот проект благодаря грантовому конкурсу "Учитель-ученики" в 2006 году. Позже была сформирована целая команда — в работу включились более 10 студентов, а также преподаватели факультетов экономики и социологии.

Глобальный мониторинг предпринимательства GEM проводится в странах Европы и оперирует тремя основными инструментами: анкетой, которая нацелена на получение общих данных о предпринимательской активности, интервью с местными экспертами для получения представлений о рамочных условиях и углубленными интервью для отслеживания истории развития предпринимательства. Первый инструмент и реализует ГУ-ВШЭ с помощью всероссийских опросов Левада-Центра. Вторым и третьим компонентами занимается факультет менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. Данные появляются в открытом доступе с трехлетним лагом, однако участникам проекта доступны исходные таблицы, а внешние исследователи имеют возможность пользоваться продуктами аналитической обработки. Первое исследование в странах Европы было проведено в 1997-м, Россия, как уже было сказано, "подключилась" в 2006 году.

Старший преподаватель кафедры статистики ГУ-ВШЭ Мария Габелко в своем выступлении на круглом столе рассказала об аналитических возможностях анкеты GEM. По словам М. Габелко, для анкеты характерна высокая эффективность и экономичность, которая достигается за счет надежности анкеты и низкой нагрузки на респондента. Анкета состоит из четырех блоков. Первый включает социально-демографические характеристики, второй посвящен опыту вовлеченности в предпринимательскую деятельность. Третий блок ориентирован на выявление рамочных условий предпринимательства, стартовых возможностей в регионе, а также личного отношения и общественного мнения. В анкете используются как закрытые, так и открытые вопросы, 95% вопросов остаются неизменными из года в год, а 5% составляют ежегодный сменный блок (четвертый) для дополнительных тем — например, женское предпринимательство, молодежное.

Выступление заместителя заведующего кафедрой статистики ГУ-ВШЭ Ольги Образцовой было посвящено соотношению государственной статистики и данных GEM. Представленные выводы показали, что государственная статистика не учитывает разработанные в рамках методологии мониторинга предпринимательства стадии формирования идей, планирования открытия своего дела и зарождения бизнеса. А GEM рассматривает стадию начала рыночной деятельности в полной мере. Что же касается исследования зрелого бизнеса, то тут мониторинг конкурирует со статистикой.

Кроме того, Ольга Образцова привела некоторые результаты мониторинга, согласно которым для России характерна негативная динамика предпринимательской активности. С 2006 года сократилась как доля малого бизнеса в целом, так и по конкретным направлениям (например, доля женского предпринимательства). При этом в 2006 году сократилась доля нарождающегося малого предпринимательства и уже в 2007 году — устоявшегося. Это связано с особой чуткостью вновь возникающего предпринимательства к экономическим изменениям.

Также во время круглого стола выступила выпускница магистратуры социологии 2008 года Юлия Филатова, она рассказала о феномене "параллельного предпринимательства". Ю. Филатова представила пример практического применения данных GEM: исследование было проведено на основе слитых данных трех волн мониторинга и 12 глубинных интервью с представителями "параллельного предпринимательства". Этот тип бизнес-деятельности характеризуется одновременной реализацией нескольких предпринимательских проектов, его противоположность — "последовательное предпринимательство", когда новое дело открывается не ранее завершения предыдущего. "Параллельные предприниматели" отличаются большей адаптивностью: они выше оценивают свои предпринимательские способности, у них выше уровень человеческого и социального капитала, то есть образования и социальных сетей. Согласно полученным данным, 22% российских предпринимателей могут быть отнесены к этому типу (по данному показателю Россия занимает срединную позицию в ряду других стран). Следует учитывать, что группа неоднородна по мотивации ведения параллельных бизнес-проектов: одни организуют их добровольно (рационально, в силу предпочтений), а другие — чтобы снизить давление административных барьеров и налоговое бремя.

Подвел итог круглого стола председатель мероприятия — декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко. Он отметил, что благодаря участию в проекте создаются предпосылки для институционализации теории предпринимательства в Вышке при формировании научного кластера из участников проекта GEM, кафедры взаимодействия бизнеса и общества и других релевантных структур.

Также декан социологии говорил о необходимости включения исследовательской деятельности в образовательный процесс: "в развитии социологического образования мы подошли к рубежу, когда переход от "знаниевого" подхода к "компетентностному" требует превращения исследовательского процесса в компоненту учебного процесса, без практического применения знания не становятся востребованными". В ходе работы с базами данных GEM студенты формируют навыки, необходимые для аналитики внутри бизнеса, набирают опыт реализации всех стадий исследования. Студенты анализируют данные, пишут отчеты и делают презентации, участвуют в междисциплинарных исследованиях, получают навыки командной работы и тайм-менеджмента. Впечатляют и другие результаты работы по проекту: на его основе были написаны несколько отчетов, учебные пособия по социологии предпринимательства, защищены несколько бакалаврских и магистерских выпускных работ, готовится две диссертации, опубликовано около 20 статей, в том числе, в иностранные журналы. Представляя результаты российского исследования GEM, участники проекта побывали на конференциях во многих столицах мира (Вашингтоне, Таллине, Пекине и других).

Марина Иванова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фотографии Ивана Морякова

Полезные ссылки:

  1. Третий всероссийский социологический конгресс  
  2. Страница проекта Global entrepreneurship monitor (GEM)
  3. Страница факультета социологии ГУ-ВШЭ, где можно скачать презентацию "Предпринимательский потенциал российского общества: GEM в России"

Вам также может быть интересно:

Проекты студентов ВШЭ вошли в топ-10 стартапов молодежных акселераторов Сбера

Бизнес-проекты Александра Зыкова и Никиты Нехаенко, первокурсников образовательной программы «Бизнес-информатика» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, оказались в топ-10 лучших стартапов молодежных акселераторов Сбера. Кроме того, недавно ребята также приняли участие в ТВ-шоу «Гонка стартапов», которое выходит еженедельно на телеканалах «Пятница!» и «Суббота!».

«Предприниматель должен стать действующим лицом и бенефициаром деятельности университета»

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялась экспертная дискуссия о предпринимательской деятельности студентов и обучении предпринимательству в университетах. В ней приняли участие эксперты из системы высшего образования, в том числе руководители Вышки, а также представители Госдумы, Агентства стратегических инициатив и действующие предприниматели.

Тест на соответствие: как действует новая система отбора на Всероссийский кейс-чемпионат

Система отбора команд, которые получат приглашение к участию в региональном этапе Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству, в этом году изменилась. Если раньше потенциальным участникам — командам из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов СПО — нужно было записать и представить видеовизитку, то в этом году им предлагается пройти квалификацию, или квалификационное тестирование, в период с 6 по 9 октября.

Регистрация на кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству продлится до 5 октября

21 августа началась регистрация участников IV Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству. Инициатор его проведения и генеральный партнер — Минэкономразвития России. К участию приглашаются команды из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов любого курса профессиональных колледжей. Если в предыдущие годы допуском к кейс-чемпионату служила видеовизитка, то теперь каждому участнику команды нужно будет пройти индивидуальное квалификационное тестирование.

НИУ ВШЭ и «Движение первых» заключили соглашение о сотрудничестве

В конце июня Высшая школа экономики и Российское движение детей и молодежи « Движение первых» подписали соглашение о сотрудничестве. В ближайших совместных планах — работа с абитуриентами, запуск испытаний норматива технологической грамотности «ТехноГТО» и развитие молодежного предпринимательства.

Бизнес-пикник ВШЭ: «Это огромная предпринимательская тусовка»

Высшая школа экономики стала партнером федерального форума Росмолодежи «Большие гонки для молодых предпринимателей», который прошел на площадках «ВТБ Арены Парка». Объединенная команда ВШЭ, состоящая из слушателей и выпускников майнора «Стартап с нуля», приняла участие в спортивных и интеллектуальных состязаниях.

«Будущее уже здесь, но оно неравномерно распределено»

27 мая, в День российского предпринимательства, в Центре культур НИУ ВШЭ прошел ежегодный студенческий предпринимательский Форум HSE Business Club. Три года назад инициативная группа HSE Business Club открыла форум как площадку, на которой предприниматели могли бы обмениваться опытом. Сейчас это крупнейший в СНГ студенческий бизнес-форум. В этом году на мероприятие зарегистрировалось рекордное число гостей — 1900 человек.

«Местечкового технологического суверенитета быть не может»

В основе новой модели предпринимательства в вузе должна быть наука с привлечением к исследованиям студентов. Научные работы должны быть масштабированы, для трансфера их результатов в экономику необходимо активное взаимодействие высокотехнологичных компаний с университетами. В НИУ ВШЭ прошла международная научно-практическая конференция «Инноватика и предпринимательство: теория и практика», организованная кафедрой менеджмента инноваций.

Иран под санкциями: как антимонопольная политика помогает работать экономике в условиях ограничений

Развитие конкуренции и снятие барьеров для предпринимательской деятельности позволяет устранить многие последствия санкций. Опытом Ирана в этой сфере поделился председатель Национального совета по конкуренции Исламской Республики профессор Сейедмохаммадреза Сейеднурани. Он прочел в НИУ ВШЭ лекцию «Экономика Ирана в условиях санкций: роль антимонопольной политики». Лекция была организована в рамках семинара Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ.

«Мой собственный бизнес начался с курсовой работы»

Елизавета Корсакова, студентка магистерской программы «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте» НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, создала свой интернет-магазин и за полгода вывела его на окупаемость. Как собственный бизнес помогает учебе и какая аналитика позволяет увеличивать продажи, она рассказала в интервью.