• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глобальный мониторинг предпринимательства

23 октября в ГУ-ВШЭ была представлена база данных проекта Global entrepreneurship monitor (GEM). Причем рассматривалась она не только как источник актуальной информации и межстрановых сравнений развития бизнеса, но и как инструмент для внедрения в вузовское образование исследовательского процесса.

Круглый стол "Глобальный мониторинг предпринимательства: новые данные о предпринимательском потенциале российского общества" прошел, в числе прочих мероприятий, в рамках III Всероссийского социологического конгресса. Изначально участие ГУ-ВШЭ в исследованиях GEM во многом определялось студенческой инициативой — наш вуз вошел в этот проект благодаря грантовому конкурсу "Учитель-ученики" в 2006 году. Позже была сформирована целая команда — в работу включились более 10 студентов, а также преподаватели факультетов экономики и социологии.

Глобальный мониторинг предпринимательства GEM проводится в странах Европы и оперирует тремя основными инструментами: анкетой, которая нацелена на получение общих данных о предпринимательской активности, интервью с местными экспертами для получения представлений о рамочных условиях и углубленными интервью для отслеживания истории развития предпринимательства. Первый инструмент и реализует ГУ-ВШЭ с помощью всероссийских опросов Левада-Центра. Вторым и третьим компонентами занимается факультет менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. Данные появляются в открытом доступе с трехлетним лагом, однако участникам проекта доступны исходные таблицы, а внешние исследователи имеют возможность пользоваться продуктами аналитической обработки. Первое исследование в странах Европы было проведено в 1997-м, Россия, как уже было сказано, "подключилась" в 2006 году.

Старший преподаватель кафедры статистики ГУ-ВШЭ Мария Габелко в своем выступлении на круглом столе рассказала об аналитических возможностях анкеты GEM. По словам М. Габелко, для анкеты характерна высокая эффективность и экономичность, которая достигается за счет надежности анкеты и низкой нагрузки на респондента. Анкета состоит из четырех блоков. Первый включает социально-демографические характеристики, второй посвящен опыту вовлеченности в предпринимательскую деятельность. Третий блок ориентирован на выявление рамочных условий предпринимательства, стартовых возможностей в регионе, а также личного отношения и общественного мнения. В анкете используются как закрытые, так и открытые вопросы, 95% вопросов остаются неизменными из года в год, а 5% составляют ежегодный сменный блок (четвертый) для дополнительных тем — например, женское предпринимательство, молодежное.

Выступление заместителя заведующего кафедрой статистики ГУ-ВШЭ Ольги Образцовой было посвящено соотношению государственной статистики и данных GEM. Представленные выводы показали, что государственная статистика не учитывает разработанные в рамках методологии мониторинга предпринимательства стадии формирования идей, планирования открытия своего дела и зарождения бизнеса. А GEM рассматривает стадию начала рыночной деятельности в полной мере. Что же касается исследования зрелого бизнеса, то тут мониторинг конкурирует со статистикой.

Кроме того, Ольга Образцова привела некоторые результаты мониторинга, согласно которым для России характерна негативная динамика предпринимательской активности. С 2006 года сократилась как доля малого бизнеса в целом, так и по конкретным направлениям (например, доля женского предпринимательства). При этом в 2006 году сократилась доля нарождающегося малого предпринимательства и уже в 2007 году — устоявшегося. Это связано с особой чуткостью вновь возникающего предпринимательства к экономическим изменениям.

Также во время круглого стола выступила выпускница магистратуры социологии 2008 года Юлия Филатова, она рассказала о феномене "параллельного предпринимательства". Ю. Филатова представила пример практического применения данных GEM: исследование было проведено на основе слитых данных трех волн мониторинга и 12 глубинных интервью с представителями "параллельного предпринимательства". Этот тип бизнес-деятельности характеризуется одновременной реализацией нескольких предпринимательских проектов, его противоположность — "последовательное предпринимательство", когда новое дело открывается не ранее завершения предыдущего. "Параллельные предприниматели" отличаются большей адаптивностью: они выше оценивают свои предпринимательские способности, у них выше уровень человеческого и социального капитала, то есть образования и социальных сетей. Согласно полученным данным, 22% российских предпринимателей могут быть отнесены к этому типу (по данному показателю Россия занимает срединную позицию в ряду других стран). Следует учитывать, что группа неоднородна по мотивации ведения параллельных бизнес-проектов: одни организуют их добровольно (рационально, в силу предпочтений), а другие — чтобы снизить давление административных барьеров и налоговое бремя.

Подвел итог круглого стола председатель мероприятия — декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко. Он отметил, что благодаря участию в проекте создаются предпосылки для институционализации теории предпринимательства в Вышке при формировании научного кластера из участников проекта GEM, кафедры взаимодействия бизнеса и общества и других релевантных структур.

Также декан социологии говорил о необходимости включения исследовательской деятельности в образовательный процесс: "в развитии социологического образования мы подошли к рубежу, когда переход от "знаниевого" подхода к "компетентностному" требует превращения исследовательского процесса в компоненту учебного процесса, без практического применения знания не становятся востребованными". В ходе работы с базами данных GEM студенты формируют навыки, необходимые для аналитики внутри бизнеса, набирают опыт реализации всех стадий исследования. Студенты анализируют данные, пишут отчеты и делают презентации, участвуют в междисциплинарных исследованиях, получают навыки командной работы и тайм-менеджмента. Впечатляют и другие результаты работы по проекту: на его основе были написаны несколько отчетов, учебные пособия по социологии предпринимательства, защищены несколько бакалаврских и магистерских выпускных работ, готовится две диссертации, опубликовано около 20 статей, в том числе, в иностранные журналы. Представляя результаты российского исследования GEM, участники проекта побывали на конференциях во многих столицах мира (Вашингтоне, Таллине, Пекине и других).

Марина Иванова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фотографии Ивана Морякова

Полезные ссылки:

  1. Третий всероссийский социологический конгресс  
  2. Страница проекта Global entrepreneurship monitor (GEM)
  3. Страница факультета социологии ГУ-ВШЭ, где можно скачать презентацию "Предпринимательский потенциал российского общества: GEM в России"

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ впервые проведет кейс-чемпионат для школьников

16 декабря началась регистрация на Всероссийский кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству. Это новое командное состязание, которое проводит НИУ ВШЭ для учеников 9-11 классов и студентов профессиональных колледжей. Генеральные партнеры кейс-чемпионата – Минэкономразвития России и McKinsey&Company. Заявки принимаются до 10 марта.

ВШЭ организует курсы по предпринимательству для всех желающих старше 50

Вводное занятие из цикла «Бизнес для всех» состоится 31 мая в рамках Московской недели предпринимательства. Занятия запланированы в течение всего лета.

Программа профессиональной переподготовки «Социальные инновации и предпринимательство» открывается в Вышке

До 10 апреля включительно в Высшей школе экономики продолжается прием заявок на программу профессиональной переподготовки «Социальные инновации и предпринимательство». Обучение начнется 20 апреля.

Портрет социального предпринимателя

Социальное предпринимательство в России стало привычной практикой, в которой, впрочем, остаются свои особенности и проблемы. Социологи НИУ ВШЭ совместно с исследовательской группой ЦИРКОН и Social Business Group изучили их и представили в докладе коллективный портрет социальных предпринимателей. Один из авторов работы, Иван Климов, прокомментировал IQ.HSE результаты исследования.

ВШЭ заняла 6 место в новом рейтинге предпринимательских университетов АЦ «Эксперт»

В публикуемом впервые аналитическим центром «Эксперт» рейтинге предпринимательских университетов представлено 38 вузов России, из них 16 – участники Проекта 5-100. ВШЭ занимает 6 место среди российских вузов и 2 место после МФТИ среди участников Проекта 5-100.

Нижегородская Вышка поможет ИПФ РАН коммерциализировать разработки

Центр предпринимательства НИУ ВШЭ – Нижний Новгород начал сотрудничество с Институтом прикладной физики РАН в области коммерциализации научных разработок. Центр будет помогать ученым ИПФ РАН  продвигать их проекты на рынке.

Каким бизнесом занимаются выпускники Вышки

Центр по работе с выпускниками обнародовал исследование, которое дает возможность проследить предпринимательскую деятельность выпускников. Исследование будет продолжаться, стать его участником может каждый выпускник Вышки, имеющий собственный бизнес.

Как гику стать предпринимателем: советы основателя Uber

Основатель и CEO компании Uber Трэвис Каланик на встрече со студентами Вышки рассказал о том, какими качествами должен обладать успешный предприниматель и почему в бизнесе есть место волшебству.

Магистров ВШЭ научат интернет-предпринимательству

Высшая школа экономики стала одним из 22 вузов — участников проекта по обучению студентов интернет-предпринимательству, который реализует Фонд развития интернет-инициатив при поддержке Минобрнауки России. В новом учебном году курс «Интернет-предпринимательство» включен в общеуниверситетский пул дисциплин по выбору, и его смогут изучать студенты любой образовательной программы магистратуры на первом курсе.

«Не надо стесняться признавать, что мы кое-чего пока не умеем»

Если ты можешь объяснить, почему твой проект будет успешным, инвестиции твоему бизнесу обеспечены в любых условиях. В рубрике «Конструктор успеха» выпускник Вышки, председатель совета директоров группы компаний «Р-Фарм» Алексей Репик рассказывает, как делать бизнес на продлении жизни, что такое правильное импортозамещение и чем государство может помочь предпринимателям.