• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Компетенции выпускников и рынок труда

В рамках 2-ой международной научно-практической конференции ГУ-ВШЭ "Профессиональные и образовательные траектории молодежи в современном мире" прошел круглый стол, посвященный развитию компетенций для современного рынка труда.

В ходе докладов был представлен проект "Настройка образовательных структур" (Tuning educational structures), в рамках которого разрабатывается методика определения общих и специальных компетенций для каждой ступени обучения. Это международное исследование, в нем участвуют страны Европы, Латинской Америки и Россия, причем в число представителей от нашей страны входит ГУ-ВШЭ.

Александр Сеттлз
Александр Сеттлз
Начальник Управления международной академической мобильности ГУ-ВШЭ Борис Железов рассказал о методологии проекта, а заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики Вера Данилина и доцент кафедры высшей математики Элла Хабина показали практическую применимость методик. На примере исследований своих факультетов Вера Данилина и Элла Хабина продемонстрировали: определение ключевых для выпускников компетенций необходимо для того, чтобы люди, закончившие наш вуз, были востребованы на рынке труда даже в контексте грядущих структурных изменений. Выпускники должны обладать набором ключевых для своей специальности характеристик, которые можно сформулировать только с учетом знания требований работодателей, преподавателей и самих выпускников. В результате разработки такого набора корректируются учебные планы и диверсифицируются каналы взаимодействия с работодателями.

Представитель Высшей школы менеджмента (ВШМ) СПбГУ Дмитрий Волков отметил, что важен не только компетентностный подход, но и международная сопоставимость и конкурентоспособность программ. Он рассказал о программе международных стажировок в ВШМ. Профессор факультета менеджмента ГУ-ВШЭ Александр Сеттлз говорил о необходимости владеть информацией о трудоустройстве выпускников и требованиях работодателей.

Сторону работодателя представляла HR-директор компании "Ernst & Young" Ольга Молина, она указала на обязательность модификации процесса обучения с целью интегрирования в образование практических навыков. Также она отметила возрастающую значимость общих компетенций, которые можно отнести к личностным качествам и развитие которых осуществимо в рамках внеучебной работы со студентами.

В целом все участники круглого стола признали ценность компетентностного подхода и необходимость выпуска гибких специалистов, способных ориентироваться в условиях изменяющихся требований рынка труда.

Марина Иванова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фотографии Ивана Морякова

Страница проекта "Настройка образовательных структур"

Страница конференции на сайте Ассоциации выпускников ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Профессии в тренде: как Вышка отвечает на вызовы будущего

Рынок труда постоянно меняется. На кого учиться, чтобы выйти из вуза со знаниями и навыками, востребованными не только в современных реалиях, но и как минимум через четыре-шесть лет? Как определить, насколько та или иная профессия будет востребована в будущем? Что может послужить базой для создания списка профессий, которые продолжат быть востребованными и в России и в мире? В нашем спецпроекте эксперты ИСИЭЗ ВШЭ отвечают на эти вопросы через анализ глобальных трендов.

Правила успешного фриланса. Как побеждать в конкурсах на бирже удаленной работы

Шансы фрилансера получить конкурсный контракт могут снижаться до 0,1% и взлетать до 40%. Социологи ВШЭ изучили от чего это зависит. IQ.HSE переложил выводы ученых в инструкцию: как существовать на бирже, чтобы оказываться в выигрыше.

Тест: работа мечты существует? Какие трудовые условия соблазняют миллениалов

HR-специалисты охотятся за молодыми творческими работниками. А те меняют фирмы как денди — перчатки. Почему так происходит? Ольга Котомина из ВШЭ по итогам опроса креативщиков в возрасте 19–35 лет выделила пять характеристик идеального рабочего места. На их основе редакция IQ.HSE составила быстрый тест.

Ярослав Кузьминов — о развитии высшего образования в условиях цифровизации

В течение ближайших 10 — 15 лет рынок труда полностью изменится под воздействием цифровой революции. Чему и как нужно учиться в условиях быстрого обновления профессий и технологий на рынке квалификаций? Как выжить вузам в условиях распада традиционных методик преподавания? Когда ждать появления массовой индивидуализации образовательных траекторий? Ответы на эти и другие вопросы — в лекции ректора НИУ ВШЭ.

Личность на работе. Как трудовые успехи связаны с психологическими качествами

Манера думать, чувствовать и вести себя в определенных обстоятельствах влияет на возможность занятости и величину зарплаты. Эффект от характеристик личности на рынке труда впервые в России измерила Ксения Рожкова.

Молодежь (не) любит ЗОЖ. Как молодые люди относятся к своему самочувствию

Студенты больших городов не слишком заботятся о здоровье и мало применяют знания по теме на практике. Таковы данные опроса, проведенного в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Перми.

Безысходность или желание. Межстрановые и гендерные различия мотивации на рынке труда

Экономические показатели стран и присущая им культура влияют на то, какие цели преследуют мужчины и женщины в сфере занятости. Исследователи ВШЭ проанализировали трудовые ориентации людей, проживающих в разных странах мира, и выявили, какие факторы сказываются на их мотивации работать и в какой степени она реализовывается на рынке труда.

Постсоветское притяжение. Интеграционные настроения молодежи ближнего зарубежья

Интерес молодого населения постсоветских стран к России снижается, а российская молодежь все чаще не хочет ни с кем интегрироваться, получать образование или работать за рубежом. Настроения 18-24-летних жителей РФ, Армении, Молдовы, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Беларуси исследовали на данных Интеграционного барометра ЕАБР за 2012-2017 годы.

Что делает подростка счастливым

Анкетирование подростков от 14 до 19 лет показало, что определяющими факторами счастья для них остаются полноценная семья и забота близких. К таким выводам пришли исследователи ВШЭ в статье «Личностные ценности как предикторы переживания счастья подростками».

«Готовить человека для работы в среде, которая скоро исчезнет — не совсем разумно для государства»

Профессии охранника, продавца и водителя начнут вытесняться в ближайшие десять лет. Им на смену придут специальности, связанные с адаптацией цифровых сервисов, поиском и освоением информации. Именно такой эффект цифровой революции мы увидим к 2030 году, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступая 5 марта с докладом на заседании межфракционной группы «Единой России» в Государственной думе.