• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые журнальные публикации, выпуск № 16

Аннотированный обзор новых публикаций преподавателей и исследователей ВШЭ по вопросам государственного и муниципального управления, образования, политологии, философии и информационным технологиям.

Государственное и муниципальное управление

 

Валиева Д.Г. Межбюджетные трансферты и политика региональных властей в условиях высокой дотационности регионов // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011, № 4. С. 50-62.

Аннотация: В статье рассматриваются проблема неравенства субъектов Российской Федерации и современная система межбюджетных отношений, в том числе использование уровня минимальной бюджетной обеспеченности в качестве основного показателя в методике расчета межбюджетных трансфертов.

Ключевые слова: межбюджетные отношения, финансовая поддержка, регионы-доноры, дотации, минимальная бюджетная обеспеченность, межбюджетные трансферты, сглаживание регионального неравенства.

 

Засимова Л.С., Колосницына М.Г. Формирование здорового образа жизни у российской молодежи: возможности и ограничения государственной политики (по материалам выборочных исследований) // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011, № 4. С. 116-129.

Аннотация: Здоровье населения во многом зависит от образа жизни людей и распространенности вредных привычек. Однако в России отношение населения к собственному здоровью традиционно менее ответственное, чем в развитых странах.

Ключевые слова: государственная политика, здоровый образ жизни, потребление алкоголя и табака, неправильное питание, физическая активность.

 

Иванова Н.Л., Дубиненкова Е.Н. Карьерное консультирование в системе государственного и муниципального управления // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011, № 4. С. 176-188.

Аннотация: В статье проведен анализ Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы на основе заложенных в программе конечных результатов. Особое внимание было уделено коэффициенту доступности жилья и годовому объему ввода нового жилья. Проведены расчеты, доказывающие неэффективность программы. Предложен альтернативный подход к решению жилищного вопроса, в основе которого лежит идея воссоздания нового облика России через призму масштабного развития малоэтажного домостроения.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, карьера, карьерное консультирование, государственное и муниципальное управление.

 

Крашенинникова Ю.А. Медицинская статистика как способ легитимации распределения ресурсов в российской системе здравоохранения // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011, № 4. С. 28-42.

Аннотация: В статье предпринимается попытка оценить роль статистических показателей, характеризующих состояние здоровья населения в государственном управлении сферой здравоохранения в современной России. Анализируются текущие проблемы в сборе статистических данных, позволяющие говорить о том, что медицинская статистика не отражает реального положения дел в здравоохранении и состояние здоровья нации. С учетом этого предлагается рассматривать медицинскую статистику, с одной стороны, как инструмент в борьбе за распределение ресурсов, с другой – как форму подтверждения правильности принятых решений о выделении ресурсов.

Ключевые слова: медицинская статистика, государственная политика в сфере здравоохранения.

 

Оболонский А.В. На пути к новой модели бюрократии. Запад и Россия. Статья 2. Новейшая история и status guo российской бюрократии // ОНС: общественные науки и современность. 2011, № 6. С. 89-100.

Аннотация: Статья, являющаяся продолжением статьи, опубликованной в предыдущем номере, посвящена реформированию госаппарата в России, поиску новой модели взаимоотношений государства и гражданина. Анализируются этапы реформ, причины неэффективности законодательных актов.

Ключевые слова: бюрократия, государство, гражданин, реформа.

 

Чекин М.А., Гуляева Ю.А. Анализ практики разработки и применения системы материального стимулирования государственных гражданских служащих за достижение ими установленных показателей эффективности // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011, № 4. С. 5-15.

Аннотация: Настоящая статья посвящена важному вопросу повышения результативности деятельности государственных гражданских служащих, а в конечном итоге повышению эффективности и всей государственной службы в целом. На примере территориальных органов ряда федеральных органов исполнительной власти показана возможность на практике осуществить ранее недостижимую задачу оплаты труда гражданских служащих государственных органов в зависимости от установленных для них показателей результативности и эффективности профессиональной деятельности. Несмотря на то, что в основе данной практики материального стимулирования работников лежит выделение на эти цели дополнительных бюджетных средств, те организационные и методические подходы к решению задачи построения системы премирования гражданских служащих за результаты работы, предложенные Правительством Российской Федерации в порядке эксперимента для отдельных федеральных органов исполнительной власти и проанализированные в настоящей работе, вполне показательны и могут быть применены другими органами, как выполняющими функции по оказанию государственных услуг, так и влияющими на рост дополнительных доходов в бюджет и валового продукта в целом в нашей стране.

Ключевые слова: оплата труда государственных гражданских служащих, системы премирования, материальное стимулирование, результативность.

 

Образование

 

Лытаева М.А., Талалакина Е.В. ACADEMIC SKILLS: сущность, модель, практика // Вопросы образования. 2011, № 4. С. 178-201.

Аннотация: Исследование основано на гипотезе о том, что выстраивание определенной иерархической модели academic skills позволяет систематизировать имеющиеся в западной науке подходы и описать эффективные методы применения модели на практике с учетом российских реалий.

Ключевые слова: academic skills, умения, навыки, компетенции, академическое чтение, академическое письмо, публичные выступления.

 

Любимов Л.Л. Что мешает нашей стране улучшить качество школьного образования // Вопросы образования. 2011, № 4. С. 11-26.

Аннотация: Обсуждаются свойства общественного сознания в России, особенности ценностных ориентаций образовательного сообщества и институционального устройства и инфраструктуры российской школы, традиции поведения участников образовательного процесса, препятствующие распространению деятельностной парадигмы в российском образовании.

Ключевые слова: школа, реформа школы, автономия, деятельностная парадигма, стандарты образования, предметная область «Искусства», педагогическое образование, магистратура, специалитет.

 

Пенская Е.Н. Книжная полка — отражение воспитательных и образовательных процессов // Вопросы образования. 2011, № 4. С. 67-78.

Аннотация: Обсуждается идея создания списка «100 книг ВШЭ» как университетского читательского канона. Анализируется многолетний издательский проект Русской христианской гуманитарной академии «Русский путь».

Ключевые слова: высшее образование, культурология, общие культурные образцы, круг чтения, издательские проекты.

 

Пинская М.А., Косарецкий С.Г., Фрумин И.Д. Школы, эффективно работающие в сложных социальных контекстах // Вопросы образования. 2011, № 4. С. 148-177.

Аннотация: Представлены результаты исследования, проводившегося Институтом развития образования НИУ ВШЭ в течение двух лет, в 2009–2011 годах. Целью исследования, посвященного проблеме неравенства в образовании, было установить причины формирования сегмента школ с устойчиво низкими образовательными результатами, разработать методы и инструменты, позволяющие диагностировать их проблемы и дефициты, спроектировать модельные программы, обеспечивающие переход школы в эффективный режим работы. Исследование опиралось на статистический анализ широкого массива данных, касающихся кадровых и материальных ресурсов, учебных результатов, контекстных характеристик 1500 школ в трех регионах РФ. Оно включало также углубленную диагностику выборки из 20 школ, в фокусе которой были школьные образовательные стратегии. Для анализа школьной образовательной политики и стратегий применялась модель эффективной школы. Исследование осуществлялось в сотрудничестве со специалистами Института образования Лондонского университета.

Ключевые слова: школы с устойчиво низкими результатами; школы, работающие в сложных социальных контекстах; программы улучшения результатов; эффективная школа.

 

Польдин О.В., Юдкевич М.М. Эффекты сообучения в высшем образовании: обзор теоретических и эмпирических подходов // Вопросы образования. 2011, № 4. С. 106-123.

Аннотация: Обсуждаются модели, лежащие в основе работ, посвященных эффектам сообучения в высшем образовании, и их ограничения. Формулируются открытые вопросы образовательной политики и те задачи, которые они ставят перед исследователями.

Ключевые слова: высшее образование, эффекты сообучения, производственная функция образования.

 

Фрумин И.Д. Интеллектуальная нищета высоких стремлений // Вопросы образования. 2011, № 4. С. 27-52.

Аннотация: Анализируются проблемы и перспективы духовно-нравственного, морального и гражданского образования в российских школах. Рассматриваются два противоположных подхода в отношении ценностного воспитания: пропаганда, с одной стороны, и открытое воспитание — с другой. Первый подход связан с простыми решениями: массовизацией воспитания, интеграцией вербализованных ценностей в учебное содержание, насаждением единых стандартов, «духовных» шаблонов и императивов. Такая парадигма рассматривает культурно дифференцированное общество и многообразие ценностных ориентаций редуцированно, в упрощенных представлениях о структуре системы ценностей и механизмах ее становления. За кадром остаются вопросы о педагогических технологиях и методах, которые бы учитывали индивидуальный опыт учащихся. Духовность отождествляется с религиозностью. Второй, «опытный» подход основан на идее опосредованного формирования ценностей, то есть естественного, протекающего в процессе практической деятельности, переживания, размышления и рефлексии. Подчеркивается необходимость смещения фокуса с тотальных форм нравственного воспитания на более динамичный индивидуализированный подход к воспитательной деятельности.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, ценностное образование, модернизация образования, пропаганда.

 

Политология

 

Касамара В.А., Сорокина А.А. Постсоветская ностальгия в повседневном дискурсе россиян // ОНС: общественные науки и современность. 2011, № 6. С. 18-31.

Аннотация: Авторы анализируют феномен постсоветской ностальгии в повседневном дискурсе россиян, который рассматривается как одно из проявлений авторитарного синдрома. Как показало исследование, несмотря на противоположные исходные характеристики, представители различных исследуемых групп продемонстрировали удивительную схожесть своих представлений о современной России и Советском Союзе.

Ключевые слова: бездомные, военнослужащие, Государственная дума, дискурс, образ России, пенсионеры, политическая элита, Советский Союз, студенты, школьники.

 

Урнов М.Ю. Роль культуры в демократическом транзите // ОНС: общественные науки и современность. 2011, № 6. С. 5-17.

Аннотация: В статье рассматривается влияние культуры на формирование институтов политической демократии в переходных обществах. Особое внимание уделяется негативному влиянию авторитарного синдрома на процесс демократизации, условиям активации авторитарного синдрома и путям его преодоления.

Ключевые слова: демократизация, культура, фрустрация.

 

Философия

 

Леонтьев Д.А. К антропологии счастья: состояние благополучия и путь радости // Человек. 2011, № 5. С. 34-46.

Аннотация: В статье рассмотрены философские и психологические взгляды на проблему счастья от Аристотеля до наших дней. С опорой как на общефилософские дискуссии, так и на данные социологических и психологических исследований последнего времени, показано, что за словом «счастье» кроются два качественно различных феномена, обладающих разными свойствами и закономерностями: переживание субъективного благополучия, прямо связанное с удовлетворением базовых потребностей, и переживание радости как участия в осуществлении значимой деятельности или включенности в близкие отношения.

Ключевые слова: счастье, гедонизм, эвдемонизм, субъективное благополучие, смысл, поток, зрелость.

 

Информационные технологии

 

Болховитянов А.В., Гусев С.В., Чеповский А.М. Модель и база знаний глагольного управления в предложениях на русском языке // Информационные технологии. 2011, № 12. С. 37-39.

Аннотация: Предлагается модель, предназначенная для описания отношений глагола с устойчивыми словосочетаниями при анализе предложений на русском языке. Описывается созданная база знаний для описания синтаксических единиц русского языка. Модель предназначена для выделения объектов и извлечения знаний из текстов на русском языке.

Ключевые слова: обработка текстов на естественном языке, глагольное управление, синтаксический анализ.

 

Котляров И.Д. Самоплагиат в научных публикациях // Научная периодика: проблемы и решения. 2011, № 4. С. 6-12.

Аннотация: Тема плагиата сегодня активно муссируется в научных и административных кругах. Однако сходное по звучанию явление самоплагиата пока должного освещения не получило, хотя оно широко распространено в научном сообществе (как мировом, так и отечественном). В данной статье мы сделаем попытку рассмотреть сущность самоплагиата, выявить причины, вызвавшие его существование, и описать способы борьбы с ним.

Ключевые слова: научная работа, плагиат, противодействие самоплагиату, самоплагиат.

 

Котляров И.Д. Издательское оформление научной статьи // Библиография. 2011, № 6. С. 15-21.

Аннотация: В статье предлагаются меры по совершенствованию издательского оформления научной статьи с целью повышения качества научных работ и включения российских научных публикаций в мировой информационный процесс. Такими мерами, по мнению автора, являются размещение информации о рецензентах и оформление англоязычного варианта списка литературы в соответствии с правилами, принятыми в мировой научной периодике.

Ключевые слова: справочно-библиографический аппарат, научная статья, рецензент, транслитерация.

Вам также может быть интересно:

Демократия не для всех. Россияне принимают западные ценности, но видят их по-своему

Европа хочет жить при демократии. Больше всего желающих в северных странах, меньше — в бывших социалистических, особенно в России. Положительно к «народовластию» относятся практически все, но понимают его по-разному. Взаимосвязь отношения и понимания Алла Салмина изучила на данных 28 государств — участников European Social Survey (ESS). Результаты работы представил журнал «ПОЛИС. Политические исследования».

Отличники и двоечники на мировой арене. Государства сравнили по умению вести политику

Политологи ВШЭ оценили государственную состоятельность (способность государства воплощать решения во внутренней и внешней политике) 142 стран. На основе собранных данных исследователи создали и протестировали индекс госсостоятельности, определили восемь ее моделей и построили общий международный рейтинг.

Степной социализм. Как советские специалисты изменили жизнь в Монголии

«Мы создавали там светлое будущее», — говорят о годах в Монголии инженеры, строители, геологи, врачи из бывших союзных республик. Создание степного социализма началось с энтузиазма, продолжилось желанием заработать, а кончилось деконструкцией проекта. Больше сотни представителей сообщества дали интервью политологу Алексею Михалеву, рассказавшему IQ.HSE об их коллективной памяти.

«Это был “курс выживания” в программной инженерии»

Считается, что молодой специалист должен выбирать: или академическая карьера, или бизнес-трек. Выпускнику факультета компьютерных наук, лауреату стипендии имени Ильи Сегаловича Михаилу Фомичеву удается и то и другое. О работе в университете и в Яндексе он рассказал порталу Вышки.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Разнообразие студентов требует разнообразия подходов к обучению

В Вышке впервые прошла генеральная ассамблея Международной академии образования. Ее участники рассказали о вызовах, с которыми сталкиваются системы образования в разных странах, и о решениях, помогающих справиться с ними.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

«Как хорошо быть медицинской сестрой, но не врачом, как ты мечтаешь себе...»

В рамках Дней Международной академии образования в Москве состоялась презентация книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», один из редакторов которой — профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.

Лучшие мировые эксперты в сфере образования собрались в Москве

20 мая в Высшей школе экономики открылись Дни Международной академии образования. Специалисты из разных стран, определяющие мировые тренды образовательной политики, проведут цикл встреч, мастер-классов, семинаров, открытых лекций. Три дня они будут делиться опытом с российскими исследователями, педагогами и управленцами в сфере образования.