Кризис предпринимательству не помеха
О развитии малого и среднего предпринимательства говорилось 9 апреля на двух сессиях в рамках X Международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества: "Развитие предпринимательства и человеческий фактор: Россия и страны ЦВЕ" и "Предпринимательство и региональное развитие".
Удивительно, но тема мирового экономического кризиса практически не была затронута. Малый и средний бизнес не столь завязан на внешние инвестиции и кредиты. А вот падение потребительского спроса его, безусловно, касается. Докладчики сосредоточились на проблемах зарождения предпринимательской активности и ее развитии, поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства, на страновых и региональных различиях в предпринимательской деятельности.
Практически все докладчики пользовались данными Глобального мониторинга предпринимательства (GEM). Мониторинг этот проводится с 1999 года. Россия участвует в нем с 2006 года (у нас мониторинг проводится силами ГУ-ВШЭ и Государственного университета Спб). В 2008 году GEM содержал данные уже по 43 странам.
Ольга Образцова (ГУ-ВШЭ) рассказала, что цель GEM — на базе сопоставимых в международном масштабе эмпирических данных изучение уровня и структуры предпринимательской активности населения в 42 странах. Исследование проводится для оценки вклада предпринимательства в экономический рост, а также факторов, определяющих динамические, институциональные и территориальные различия.
Представляя доклад "Раннее предпринимательство России и в странах ЦВЕ и БРИК", г-жа Образцова сделала следующие выводы:
- В 2008 году Россия была страной с низким уровнем развития предпринимательского потенциала и неблагоприятной его структурой.
- Ранние предприниматели — наиболее лабильная в социальном отношении часть населения — во всем мире отреагировали на экономическую рецессию ростом нарождающегося предпринимательства с вынужденной мотивацией (у РФ 8-е место среди стран GEM по вынужденной предпринимательской активности — несколько выше, чем в Западной Европе, но существенно ниже, чем в среднем по странам ЦВЕ).
Говоря о мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, О. Образцова отметила, что они должны учитывать особенности различных стадий бизнеса и структуру человеческого капитала МСП. Эффективными и реальными могут быть меры господдержки МСП.
Урве Венесаар (Urve Venesaar) (Tallinn University of Technology) рассказала о предпринимательстве и особенностях государственной политики в отношении МСП в Эстонии. Около 90% новых малых предпринимателей начинают свою деятельность, имея в штате менее пяти работников, только 3,3% имеют более десяти наемных работников. Новые малые предприниматели обязательно сталкиваются с проблемами поиска финансирования и рынков сбыта. Им трудно искать информацию о правилах игры на международных рынках и, соответственно, находить зарубежных партнеров. Ну и, конечно же, только ленивый не жалуется на высокие налоги и бюрократию.
Новая государственная политика в отношении предпринимательства в Эстонии делает акцент на поддержку малого и среднего бизнеса, поощрение инновационных производств. В целом же одной из основных задач является повышение предпринимательской культуры и образованности.
Об особенностях ранней предпринимательской активности в России по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы говорили Ю. Филатова (Исследовательское агентство MAGRAM Market Research), Е. Мурзачева и Л. Мулукова (ГУ-ВШЭ).
Для России в большей степени, чем для развитых стран, характерно параллельное предпринимательство. И если последовательное предпринимательство, свойственное развитым странам, предполагает, что предприниматель проходит последовательные стадии старта, развития и закрытия предприятия и только затем переходит к организации нового бизнеса, то здесь одновременно начинается несколько бизнес-проектов.
Еще одна особенность России — распространенность командного предпринимательства. По данным GEM, в 2008 году около 57% всех российских предпринимателей вели именно такой тип деятельности.
Целью исследования Марии Габелко (ГУ-ВШЭ) был сравнительный анализ региональной структуры мнений населения РФ о рамочных условиях предпринимательской деятельности. Цель эта подразумевала решение следующих задач:
- анализ распределения мнений населения о перспективах развития предпринимательства;
- анализ региональных различий структуры мнений населения о стартовых условиях развития бизнеса;
- анализ регионально действующих факторов, определяющих оптимистичность мнений населения о стартовых условиях развития предпринимательства
Г-жа Габелко сделала следующие выводы:
- доля оптимистично настроенных респондентов возрастает по мере увеличения опыта предпринимательской деятельности и вовлечения в предпринимательские сети;
- в течение 2006—2008 годов разнообразие мнений населения о стартовых условиях развития предпринимательства стремится к максимальному уровню;
- среди регионально действующих факторов только уровень бедности значимо связан с долей оптимистов среди населения: вероятность ухудшения фактической ситуации тем ниже, чем ниже уровень жизни населения
- доля пессимистов в 2007 году имеет значимую положительную корреляцию с долей оптимистов в 2008 году: эффект снижения требований к качеству жизни.
На второй сессии, посвященной предпринимательству, акцент был сделан на взаимосвязи развития предпринимательства и регионального развития.
Сессия M-11: "Предпринимательство и региональное развитие". Н.В. Костылева, Л.С. Ружанская, Т.А. Тычинская и А.А. Щербинина (УрГУ) представили результаты исследования "Малое предпринимательство на Урале: барьеры входа и перспективы развития".
Авторы ставили перед собой цель определить детерминанты и условия развития предпринимательства на основе анализа институциональных, мотивационных и инфраструктурных факторов в Уральском регионе. Им удалось выявить положительную динамику институциональных факторов развития малого предпринимательства. Позитивные тенденции связаны в основном, по их мнению, с упрощением административных процедур, улучшением налогообложения, развитием предложений по финансированию.
О.Р. Верховская и М.В. Дорохина (СПбГУ), опираясь на данные GEM, проанализировали предпринимательскую активность в крупнейших городах России. Индекс предпринимательской активности, рассчитываемый как процент населения в возрасте от 18 до 64 лет, являющихся нарождающимися предпринимателями и владельцами вновь созданного бизнеса, в Москве и Санкт-Петербурге значительно превышает средний по стране уровень. Так, если в 2008 году в среднем по стране индекс составлял 3,5%, в Москве его значение было на уровне 6%, а в Санкт-Петербурге — около 8%.
Высокая предпринимательская активность в городах обусловлена культурным и экономическим разнообразием, человеческим капиталом, близостью к большому количеству поставщиков и потребителей.
Также была оценена инновационность предпринимательских фирм в городах. Для этого использовались три индикатора:
- оценка новизны продукта/услуги, который производит или будет производить предприятие;
- оценка конкурентного окружения данного предприятия;
- оценка новизны используемых технологий.
Татьяна Алимова (ГУ-ВШЭ) попыталась оценить перспективы роста предпринимательской активности российского населения. В докладе она рассказала о факторах, влияющих на решение индивида о том, быть или не быть предпринимателем. Этот выбор определяется не объективными факторами, а субъективными характеристиками индивида, а именно тем:
- включен ли человек в предпринимательские сети (родственники, друзья, знакомые и коллеги);
- накопил ли он необходимый опыт, знания, умения (что не определяется уровнем образования);
- был ли опыт нерегистрируемого предпринимательства.
Г. Широкова и А. Шаталов (СПбГУ) представили работу, целью которой было выявление внутренних и внешних факторов роста российских предпринимательских фирм в России. Среди факторов внешней среды положительное влияние на рост фирмы оказывают высокий уровень диверсификации поставщиков и покупателей. Среди внутриорганизационных факторов, влияющих на темпы роста фирмы, оказались доля квалифицированного персонала (положительное влияние) и возраст фирмы (отрицательное влияние).
Елена Новикова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Видеозаписи выступлений на Международной научной конференции
Алимова Татьяна Александровна
Мурзачёва Екатерина Игоревна
Образцова Ольга Исааковна
Вам также может быть интересно:
Иран под санкциями: как антимонопольная политика помогает работать экономике в условиях ограничений
Развитие конкуренции и снятие барьеров для предпринимательской деятельности позволяет устранить многие последствия санкций. Опытом Ирана в этой сфере поделился председатель Национального совета по конкуренции Исламской Республики профессор Сейедмохаммадреза Сейеднурани. Он прочел в НИУ ВШЭ лекцию «Экономика Ирана в условиях санкций: роль антимонопольной политики». Лекция была организована в рамках семинара Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ.
«Мой собственный бизнес начался с курсовой работы»
Елизавета Корсакова, студентка магистерской программы «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте» НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, создала свой интернет-магазин и за полгода вывела его на окупаемость. Как собственный бизнес помогает учебе и какая аналитика позволяет увеличивать продажи, она рассказала в интервью.
«Мы хотели прыгнуть выше головы, у нас получилось»: подведены итоги Всероссийского кейс-чемпионата
В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась торжественная церемония награждения дипломантов III Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству. Впервые в этом году команды-победители и команды-призеры были определены отдельно по кейс-направлению и бизнес-направлению. Кроме того, объявлены победители в специальных номинациях, учрежденных партнерами состязания.
От электрозарядок до Timepad: какие стартапы питчат в Бизнес-инкубаторе Вышки
Презентовать бизнес-идею, создать вау-эффект и вдохновить потенциальных инвесторов — задача на 4 минуты. Именно в таком формате существуют популярные в Вышке встречи HSE Pizza Pitch. Как проходят университетские питчинги, какие проекты выросли из этого формата и с чем студенты идут к открытому микрофону — в материале HSE Daily.
«В этом состязании нет проигравших»: награждены дипломанты московского кейс-чемпионата
В Центре культур НИУ ВШЭ состоялось закрытие и объявление победителей и призеров московского регионального кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству. Это одно из 26 региональных состязаний, которые проводятся в этом году в разных городах страны в рамках Всероссийского кейс-чемпионата. Церемония впервые состоялась полностью в онлайн-формате.
«Вышка является предпринимательским университетом»
Вице-президент НИУ ВШЭ, заведующий кафедрой менеджмента инноваций Игорь Агамирзян рассказал в интервью HSE Daily, почему современные университеты перестают быть просто образовательными организациями, а становятся центрами инноваций и предпринимательства.
«Молодой предприниматель»: открыт прием проектов на стипендию ФКН ВШЭ
На факультете компьютерных наук Вышки началась регистрация на конкурс, победители которого получат стипендию «Молодой предприниматель». Дедлайн подачи заявок — 20 октября. К участию приглашаются индивидуальные и командные проекты, выполненные студентами бакалавриата и магистратуры ФКН, других факультетов и образовательных программ НИУ ВШЭ, а также учащимися Аспирантской школы по компьютерным наукам НИУ ВШЭ. Важное условие — руководителем проекта должен быть студент ФКН.
Открыт прием заявок на зимний HSE Startup Cup 2022
Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ начал прием заявок на конкурс HSE Startup Cup. Состязание, которое проходит в четвертый раз, уже стало масштабным событием для лучших студенческих стартаповвсех кампусов университета. Участники конкурса имеют возможность запустить стартап и получить финансирование проекта.
Кейс-чемпионат начал сотрудничать с Росмолодежью и продлил регистрацию до 7 октября
Партнером Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству, в котором могут принять участие команды учеников 9–11-х классов и студентов профессиональных колледжей, стало Федеральное агентство по делам молодежи. Члены Клуба молодых предпринимателей Росмолодежь.Бизнес будут сопровождать участников в качестве менторов, а лучшие команды смогут присоединиться к Всероссийской программе по развитию молодежного предпринимательства.
«Бизнес-идея — это не страшно, а креативно и даже легко»
До 3 октября продолжается регистрация на Всероссийский кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству, в котором могут принять участие команды учеников 9–11-х классов и студентов любого курса профессиональных колледжей. До окончания регистрации нужно загрузить видеовизитку — представление команды и бизнес-идеи, которую она планирует реализовать.