• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Даниэль Михаил Александрович, профессор Школы лингвистики факультета гуманитарных наук, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории языковой конвергенции (Москва)

НОМИНАЦИЯ «Успех педагога»

Даниэль Михаил Александрович

Номинируется за разработку новой магистерской программы, неутомимое преподавание большого числа авторских курсов в бакалавриате, за интерес и энергию, зажигающуюся в окружающих

Кандидатуру предлагает инициативная группа сотрудников Школы лингвистикиОлег Волков, Алексей Козлов, Георгий Мороз

Михаил Александрович — как заяц из рекламы Duracell: он работает до десяти раз дольше. Бывает, тяжёлой ночью перед очередным дедлайном приляжешь на часок — и за этот час обычно от Михаила Александровича придёт не меньше пяти писем, и все по делу. Думаешь: человек всю ночь работал, наверное, днём отоспится. Приходишь в Вышку к первой паре, а он уже тут как тут, сидит за компьютером. То есть мы лукавим, конечно: все уже давно привыкли, что Михаил Александрович — круглосуточный.

И при этом он не смотрит хмуро по случаю своего недосыпа, а всегда и бодр, и зажигателен. А ещё иногда идёшь вечером по коридору после тяжёлого трудового дня, а из аудитории — голос М. А., он ведёт пару у магистров. И ты не замечаешь, как заходишь, садишься и уже не можешь уйти.

Михаил Александрович действительно умеет увлечь. Осязаемый и зримый его преподавательский успех состоит в том, что добрая половина, если не больше, лингвистов, которые у него учились, продолжили заниматься после выпуска лингвистикой именно благодаря ему. Михаил Александрович — слушает, отвечает, думает над любым словом студента. Его пара — никакой не строгий регламентированный монолог, а всегда диалог, причём почти что на равных — а разве не так, на самом деле, и должна делаться наука в современном мире? И после этой пары — ты загорелся и не можешь уже остыть. И очень здорово поддерживает это постоянное присутствие Михаила Александровича в твоей жизни, и этот драйв, и пятьдесят писем в день.

При том, что на паре М. А. всегда со всеми почти что на равных, вообще-то он является для многих таким своеобразным эталоном, точкой отсчёта — как настоящий преподаватель. Иногда подспудно думаешь — а как бы сейчас поступил М.А.? В самых разных жизненных ситуациях. И понимаешь, что как он — так и правильно.

Если говорить об успехах, конечно, прежде всего на ум приходит разработка концепции и создание в Вышке магистратуры по теоретической лингвистике на английском языке. Туда идут из самых разных мест мира, и в этом году будет первый выпуск. Михаил Александрович буквально тащит эту магистратуру на своих плечах, он участвует во всём. Пары в магистратуре начинаются после шести вечера, а в бакалавриате М.А. обычно ставит лекции на первые пары, пока у студентов ещё свежая голова. И студенты приходят стройным потоком — даже в субботу. Потому что лучше не поспать или не поесть, чем пропустить пару М.А.  

Михаил Александрович получает звание лучшего преподавателя шестой год подряд, с самого основания Школы лингвистики. Он написал целую кучу статей, он выпустил недавно книгу, он руководит лабораторией, НУГом, программой магистратуры… Конечно, это всё важно, но гораздо важнее — пятьдесят писем в почте в день и этот голос, который затягивает тебя из коридора в аудиторию, куда бы ты ни шёл. Это ли не преподавательский успех?

Комментарии:

29 ноября 2017 13:46
Пользователь портала
Виняр Алексей Игоревич
Я всегда думал, что хороший преподаватель чем-то похож на хорошего врача. Оба - квалифицированные специалисты, которые делают важное и сложное дело. И чтобы делать его хорошо - надо быть прежде всего профессиональным, а не эмоциональным. Ну не может врач сопереживать каждому пациенту - и преподаватель тоже, наверное, не может следить за тем, как себя чувствует каждый его студент. А вот Михаил Александрович - может.
Михаил Александрович ведет основные лингвистические предметы и в магистратуре, и в бакалавриате. И делает это профессионально (о чем тут уже, впрочем, написали). Но Михаил Александрович не просто преподает - он еще и заботится о каждом студенте, поддерживает и советует. Как у него получается держать в голове и науку, и преподавание, и жизнь студентов - знает, наверное, только сам Михаил Александрович.

 
22 ноября 2017 01:16
Пользователь портала
Герасименко Екатерина Андреевна
Михаил Александрович, по моему мнению, один из самых известных преподавателей Школы лингвистики. Я помню, что в самом-самом начале первого курса ребята со старших курсов все спрашивали, был ли у нас уже Даниэль. Было непонятно, с чего такой ажиотаж, но на первой его лекции всё встало на свои места. Я полностью согласна с тем, что "лучше не поспать или не поесть, чем пропустить пару М.А.". Его стиль ведения лекций не спутаешь ни с чем - рассуждения на лету, каверзные вопросы в презентациях, дискуссии, примеры на латыни и французском и главное - совершенно магическая речь, которую можно слушать вечно - хоть на русском, хоть на английском.
А экзамены! Экзамены у Михаила Александровича особые - сложные, выматывающие, но выходишь с них с радостным чувством, как будто на праздник сходил. Потому что обсуждать сложные задачи с МА - одно удовольствие, даже на экзамене (особенно, когда твоя мысль оказывается верной - раза с третьего).
И вообще обсуждать что-либо с МА - одно удовольствие. Голова начинает работать, Михаил Александрович все время предлагает новые идеи и тут же отвергает половину из них и сразу придумывает что-то еще, и так выходит что-то очень интересное. И после таких обсуждений хочется горы свернуть. И вообще - с Михаилом Александровичем хочется работать, и работается и днем и ночью, потому что он не только сам обладает этой энергией, но и каким-то образом передает ее другим.
Я не могу себе представить, как он все успевает. Но он все успевает и по пути и шутит, и смеется, и здоровается как-то по-особенному. Зайдешь в 514, увидишь там Михаила Александровича, поздороваешься - и сразу день становится лучше.

 
15 ноября 2017 21:36
Пользователь портала
Михаил Александрович преподаёт у меня уже пять лет. Кажется, за пять лет можно прочитать все мыслимые и немыслимые курсы, можно рассказать всё, что знаешь и полностью иссякнуть. Но нет, каждый раз на его парах это что-то новое, такое, чего ещё не было раньше. Михаил Александрович бесконечно много работает, читает невероятное количество литературы, которую каким-то образом ухитряется отбирать и перерабатывать, перед тем, как дать студентам. Каждый раз статьи, которые мы обсуждаем на его курсах, оказываются увлекательными и актуальными, что не может не поражать, ведь каждый год у магистерских курсов новая тема.

И так МА относится вообще ко всему, что делает — будь то руководство магистратурой, организация экспедиции или преподавание. Все его лекции — интересны, руководство — чутко, подход — персонален, а экспедиции — результативны и красочны. А магистратура получилась просто невероятная: интересно в ней даже тем, кто уже учился в Вышке в бакалавриате, ведь мало того, что программа получилась очень мощная, в ней ещё и ничего не повторяется из программы бакалавриата!

И конечно, здесь уже писали про письма — от него они приходят и утром, и днём, и вечером и глубокой ночью, но главное — всегда по делу. И самое удивительное, что отвечает он молниеносно, даже когда пишешь ему в 4 утра, я проверял! При этом его невозможно увидеть хмурым, он будто бы всегда в прекрасном настроении и всегда готов работать ещё больше.

Безусловно, такое по силам только лучшим из нас. А Михаил Александрович такой и есть.

 
15 ноября 2017 16:23
Пользователь форума
Я думаю, секрет преподавательского успеха МА - в любви, он очень любит студентов а они, конечно, любят его.
На первом курсе нам предстоял сложный экзамен по теории языка и преподаватели создали гугл-документ, где студенты могли бы задавать свои вопросы при подготовке. Конечно, большинство вопросов стали появляться там непосредственно в ночь перед экзаменом, и МА стал на них отвечать (в час ночи! в два часа ночи! в три часа ночи!), хотя на следующий день ему предстояло принимать этот экзамен с девяти утра до позднего вечера. И дело не только в том, что МА работает, кажется, круглосуточно, а в том, на что он готов ради своих студентов. Михаил Александрович небезразличен и это чувствуется во всем: в лекциях и семинарах, на которых всегда интересно и весело, в экспедициях и даже на экзаменах. Если бы можно было еще раз сдать все экзамены Михаилу Александровичу, я бы сделала это с радостью.

Когда мне было очень нужно, Михаил Александрович согласился надеть плащ и взять пластиковый меч в руку - это ли не образец преподавательской самоотдачи? :)

 
15 ноября 2017 15:00
Пользователь портала
Мне, признаться, было страшновато поступать на новую, еще не опробованную программу магистратуры. Не так давно пережит кризис третьего курса (тот самый, где "брошу всё и уйду в музыкальное училище"), а вдруг там не будет ничего нового, а кто будет преподавать, а что будем читать...
Но страхам не суждено было оправдаться. Как выяснилось, здесь у меня не бывает скучных пар. Бывают разные по темпу, по напряженности дискуссий, по сложности материала. Скучных не припомню ни одной.
Это правда классная магистратура, и в этом неизмеримая заслуга Михаила Александровича. Он лично следит за всем, знает про каждый курс и каждого студента, зовет выдающихся лекторов, разбирается с несостыковками в расписании, с мелкими проблемами по разным курсам, с мелкими проблемами разных студентов, постоянно просит фидбека и немедленно на этот фидбек реагирует. И при этом ведет захватывающие курсы социолингвистики, типологии и лингвистической антропологии, которые не хочется пропускать, даже если очень надо. Обсуждения часто продолжаются уже после пар (а это уже после девяти вечера), но последний, кто "сдуется" от усталости и предложит перенести обсуждение на потом, -- это М. А. Про письма в любое время дня и ночи уже и так все написали.
Это не только успех педагога (а кто-то еще сомневался?..), но и безусловный успех организатора и пример вдохновенного отношения к делу.

 
15 ноября 2017 14:05
Неизвестный пользователь
Аноним
И лекции, и экзамены, и семинары, которые проводит Михаил Александрович, очень глубоки и изящны! Бывают преподаватели, которые пытаются при объяснении "опуститься" до уровня студентов, а вот М.А. скорее поднимает студентов на свой уровень, демонстрируя всю глубину и эстетику лингвистической науки! Ему удаётся каким-то волшебным образом сочетать в своих лекциях совершенно противоположные вещи: его лекции всегда чрезвычайно глубоки, но при этом абсолютно понятны, всегда чрезвычайно информативны, но при этом построены так, что в конце всегда хочется задавать вопросы, минимальное количество терминов при максимальном уровне изящества. Так может только он, чтобы при этом и без пафоса:) К третьему курсу знаешь уже многих преподавателей и вообще взрослых лингвистов, но пока среди всех тех, кого я встретил, мне больше всего нравится стилистика и логика мышления именно Михаила Александровича. Бывает такое, что по ходу занятия сложно придумать какой-то вопрос или стыдно что-то спросить -- но на лекциях М.А. вопросы появляются сами собой. Это предельная стадия развития педагогического театра: не теряя нисколько в полноте и "захватывательности" лекции, вызывать, как по плану, отличные вопросы! Это Мастер своего дела!

 
14 ноября 2017 22:06
Пользователь портала
Федоренко Алексей Игоревич
Продираясь сквозь свои бессонные будни и выходные, с железобетонным оптимизмом и веселой улыбкой, он брал нас за руки и силком тащил в удивительный мир, совершенно иной чем тот, из которого мы к нему свалились (представляю, как нелепо мы в нём смотрелись). Там мы с ним все вместе, с любопытством и интересом (хотя он уже давно знал почти всё, что обсуждалось на парах) с высоты птичьего полёта любовались пейзажами языкового разнообразия.

 
14 ноября 2017 00:42
Пользователь форума
Михаил Александрович Даниэль -- это сила и энергия Школы лингвистики, ее центр притяжения. Он организует вокруг себя какое-то вечное движение, мыслей, людей, идей -- и студентов. Он -- всегда в центре, всеми любим и всем открыт. В педагогической среде, объединяющей преподавателей и студентов в одно сообщество, это огромный успех -- успех педагога.

 
14 ноября 2017 00:28
Пользователь портала
Меня неизменно восхищает способность Михаила Александровича разжечь дискуссию на пустом месте и поддерживать этот огонь (да что там, яркое пламя!) потенциально неограниченное количество времени. Студенткой я завороженно слушала все его лекции, а сейчас уже как будто выросла, а слушаю -- по-прежнему раскрыв рот.

 
Показать все комментарии (+7)