Коковин Сергей Гелиевич, доцент Департамента экономики Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента, ведущий научный сотрудник Лаборатории теории рынков и пространственной экономики НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург
НОМИНАЦИЯ «Достижение в науке»
Департамент экономики: Доцент
Сергей Гелиевич Коковин внес ощутимый вклад в развитие теории несовершенных рынков и ее приложений к международной торговле и пространственной экономики. Результаты его исследований опубликованы в ряде ведущих зарубежных и российских журналах, таких как Econometrica (Top-5 в мире), Journal of International Economics (один из ведущих мировых журналов по международной экономике), Papers in Regional Science, Annalsof Operation Research, Economics Letters, Экономический журнал Высшей школы экономики, Журнал Новой экономической ассоциации. Наряду с Жаком Тиссом, он является одним из основателей международной лаборатории теории рынков и пространственной экономики, созданной после получения одного из очень немногих мегагрантов в области социальных наук. Сергей Гелиевич является академическим руководителем бакалаврской программы «Экономика» в питерском кампусе ВШЭ. Он направляет свою энергию не только в «традиционных» направлениях, таких как улучшение качества преподавания и совершенствование учебных планов, но и на не менее важные задачи установления контактов с потенциальными работодателями будущих выпускников и выстраивания системы подбора студентов, наиболее подходящих для определённого рода деятельности, по заказам работодателей.
Наиболее значимым результатом научной деятельности Сергея Гелиевича стала работа по теории монополистической конкуренции Zhelobodko E., Kokovin S., Parenti M., Thisse J.-F. 2012. Monopolistic Competition: Beyond the Constant Elasticity of Substitution (Econometrica), в которой была разработана модель монополистической конкуренции с аддитивными предпочтениями общего вида. Основной акцент исследования перенесен на сторону спроса, что по сравнению с ранее существовавшими моделями с изоэластичным спросом позволило получить гораздо более богатые конфигурации поведения равновесия в зависимости от характеристик спроса. В зависимости от поведения склонности потребителей к разнообразию, которое, в свою очередь, зависит от свойств функции спроса, на рынке возникают про-конкурентный или анти-конурентный эффекты, которые отсутствуют в системах с изоэластичным спросом. Этот результат позволил изучить ценовое поведение фирм, которые ориентируются на агрегированную рыночную статистку, выбирая цены и объем выпуска. В отличие от моделей с изоэластичным спросом, фирмы меняют свои решения при изменении уровня конкуренции на рынке. Так, в условиях про-конкурентного эффекта фирмы назначают меньшую цену в условиях возрастающей конкуренции за счет увеличения количества производителей на рынке или увеличении размеров самого рынка. Также в условиях изоэластичного спроса объемы выпуска фирм неизменны по отношению к уровню конкуренции на рынке; использование более богатой на эффекты системы спроса позволило изучить ответ производителей в изменениях объема выпуска на внешние шоки, приводящие к изменению размеров рынка и уровня конкуренции на нем.
Результаты этого исследования позволили изучить роль более богатой на эффекты структуры спроса на поведение фирм в условиях открытой экономики. В статье Kichko S., Kokovin S., Zhelobodko E. 2014. Trade patterns and export pricing under non-CES preferences (Journal of International Economics) изучена политика ценообразования фирм на местном и зарубежных рынках исключительно в зависимости от свойств спроса, что было невозможно в условиях изоэластичного спроса, при котором фирмы выбирают пропорциональную торговым издержкам ценовую политику. Было показано, что фирмы выбирают практику демпинга или анти-демпинга на зарубежных рынках, ориентируясь на спрос, предъявляемый со стороны потребителей в этих странах. Также было показано, как изменяется ценовая политика фирм на отечественном и зарубежных рынках в условиях либерализации торговли, и объяснено ценообразование в зависимости от относительных размеров торгующих стран. Изучены изменения решений фирм относительно объемов их выпуска, а также изменения в операционной прибыли в условиях либерализации торговли, которая в случае проконкурентного эффекта увеличивает конкуренцию на рынке за счет большей доступности на него экспортеров. Показано, что изменение объемов выпуска фирм зависит от относительных размеров торговых партнеров. При значительных различиях в размерах стран в большей стране размер фирм сокращается из-за доминирования эффекта конкуренции со стороны зарубежных производителей над эффектом доступа на зарубежный рынок. Производители в маленькой стране, наоборот, выигрывают при снижении торговых издержек. В случае соизмеримых по размеру стран выпуск фирм в обеих странах растет, что является естественным поведением размера фирмы в условиях либерализации торговли. Также были изучены вопросы специализации стран в зависимости от относительной наделенности факторами производства. Показано, что чем выше различия между странами в относительной наделенности факторами производства, тем более специализированными становятся страны.
В работе Bykadorov I., Gorn A, Kokovin S. 2015.Why are losses from trade unlikely? (Economics Letters) показано, что открытие международной торговли может привести к снижению уровня общественного благосостояния только при очень специфических условиях на функции издержек и спроса. Другими словами, выгоды от открытия торговли в рамках односекторной модели с аддитивными предпочтениями имеют место практически всегда.
В рамках модели «исчезающих» городов, исследованной в Goryunov M., Kokovin S. 2016. Vanishing cities’: Can urban costs explain deindustrialization? (Papers in Regional Science) получено теоретическое объяснение того факта, что современные крупные города специализируются, в основном, на производстве услуг, в то время как промышленные предприятия массово перемещаются в города меньших размеров.
В теории отраслевых рынков были проведены исследования многомерного скрининга, другими словами, ценовой дискриминации в присутствии многомерных или неупорядоченных характеристик товаров, результаты которых опубликованы в Kokovin S., Nahata B., Zhelobodko E. 2010.Multidimensional screening under nonlinear costs: Limits of standard approach (Economics Letters) и Kokovin S., Nahata B., Zhelobodko E. 2013.Dupuit conjecture for constrained screening: Overall distortion and type-partitioning (Economics Letters). Изучение данной проблематики требует расширения традиционного подхода, основанного на условиях Спенса-Миррлиса, которые задают на множестве потребительских групп линейный порядок от «наименее голодных» к «наиболее голодным». В результате были выявлены следующие свойства меню контрактов, обеспечивающего максимальную прибыль монополисту: (1) все графы решения являются корневыми и ациклическими ("реками"); (2) социальная неэффективность регулируется аналогично правилу Spence-Mirrlees: пакет неэффективен, если и только если другая группа агентов стремится перейти на этот пакет; (3) при одномерных неупорядоченных предпочтениях графы решений кусочно-линейные, а в случае двумерного пространства характеристик они могут быть плоскими; (4) существует конечный алгоритм нахождения решения, который построен в работе Kokovin S., Nahata B., Zhelobodko E. 2016.Method of Digraphs for Multi-dimensional Screening (Annals of Operation Research, forthcoming). Эти свойства решений могут быть перенесены с чистой монополии на монополистическую конкуренцию. Это позволит лучше понять особенности розничной торговли при неоднородных группах потребителей.
Комментарии:
Однако отдельного упоминания заслуживает искренняя любовь Сергея Гелиевича к передаче знаний подрастающему поколению. Он очень доброжелателен к студентам, искренне радуется их успехам и вносит неоценимый вклад в их профессиональное становление. Сергей Гелиевич - Человек с большой буквы и достойнейший претендент на победу в данной номинации!
Очень увлеченный работой, идущий на контакты, вдохновляющий своими идеями других людей и всячески помогающий в их исследованиях!
Публикация в журнале Econometrica убедительно говорит о его высоких достижениях в науке! Лишь за одно это он реально заслуживает быть победителем конкурса "Золотая Вышка"!!!
Очень рад, что судьба свела меня с таким выдающимся человеком!
Искренне желаю ему побед, дальнейших успехов в науке, новых идей и новых выдающихся учеников! Мы ему очень благодарны! Спасибо за оптимизм и вдохновение!
Уважаемое жюри Конкурса, Сергей Гелиевич - поистине достойный (всероссийско и всемирно известный) кандидат на победу! Поддержите его, пожалуйста!