Карданова Елена Юрьевна, директор Центра мониторинга качества образования, доцент Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ
НОМИНАЦИЯ «Достижение в науке»
Номинируется за огромный вклад в развитие науки психометрики в России
За последние шесть лет Елена Карданова приняла участие более чем в двадцати российских и международных научных конференциях. В течение четырех лет Елена Карданова выступает на престижной международной конференции АЕА-Europe, посвященной проблемам оценки в образовании, а в 2016 г. она представила доклад в рамках заседания группы «Rasch Measurement Significant interest Group» на конференции Американской ассоциации исследований в области образования (AERA), - в истории группы впервые ключевым докладчиком стала женщина, и впервые здесь выступил российский ученый.
Елена Карданова вносит огромный вклад в развитие науки психометрики в России. Только за последние два года ею было выпущено семь работ в российских и международных журналах и сборниках. Елена Карданова является автором единственной в настоящий момент научной монографии на русском языке, посвященной современной теории тестирования (IRT). Кроме того, она разработала уникальный, глубокий и в лучшем смысле слова практико-ориентированный курс «Психометрические теории и анализ тестовых заданий», который помогает готовить таких редких для нашей страны специалистов, как психометриков. Для развития психометрической науки, а также в целях создания площадки для своих выпускников и всех заинтересованных коллег, работающих на пограничье психометрии и других социальных наук, Елена Юрьевна создала семинар «Измерения в социальных науках».
В настоящее время под руководством Елены Кардановой реализуется серия научных проектов, ориентированных на передовые мировые тренды образовательных исследований. Например, уникальный международный исследовательский проект по сравнению образовательных достижений студентов инженерных специальностей вузов в России, Китае и США и изучению индивидуальных и институциональных факторов, связанных с качеством подготовки инженеров в этих странах. Другой знаковый проект посвящен оценке навыков XXI века и предполагает разработку целой линейки не имеющих аналогов в России инструментов, связанных с оценкой таких компетенций учащихся, как критическое мышление, коммуникация, креативность и коллаборация. Стоит отметить, что данный проект находится в тренде современных международных дискуссий и обсуждений. Также, Елена Карданова и ее команда провели адаптацию международного инструмента проведения стартовой диагностики и оценки прогресса ребенка за первый год обучения в школе (iPIPS). В настоящий момент на базе этого инструментария реализуется целый ряд исследовательских и практико-ориентированных проектов в нескольких регионах России. Наконец, Елена Юрьевна является руководителем проекта по прогнозированию успешности обучения детей в системе начального образования, который получил поддержку Российского научного фонда.
Несмотря на то, что аспирантура Института образования открыта совсем недавно, Елена Карданова уже сейчас руководит пятью аспирантами (не считая студентов магистратуры, который каждый год пишут под ее руководством курсовые и дипломные работы-тезисы). Каждый год она огранизует Международную летнюю школу по разработке тестов в психологии и образовании, на которую приезжают эксперты мирового уровня и «ученики» из разных стран.
В настоящий момент Елена Юрьевна Карданова занимается созданием в НИУ ВШЭ первой в России программы PhD по измерениям в психологии и образовании, которая должна стартовать в 2019 году.
Отметим также, что Елена Юрьевна является экспертом Всемирного банка по вопросам оценки качества образования и на протяжении многих лет работает над созданием заинтересованного научного и экспертного сообщества людей, развивающих область оценки в сфере образования на пространстве СНГ.
Мы хотели бы подчеркнуть, что Елена Юрьевна не просто глубокий ученый и вдохновляющий руководитель — во все, что она делает, она вкладывает душу и свою фантастическую энергию. Просто для примера: год назад Елена Юрьевна придумала новый международный праздник «День психометрика». Оказалось, это отличный повод для разработчиков тестов и психометриков из разных российских государственных и бизнес-структур почувствовать себя представителями хоть и новой, но дружной профессии. А в этом году профессиональный день «на ура» приняли в психометрических центрах Голландии, Британии, США, Австралии, Канады. Возможно, благодаря влиянию Елены Юрьевны большинство выпускников магистерской программы «Измерения в психологии и образовании» остаются в профессии: ведь они видят, что наука может быть глубокой, международной, но при этом с человеческим лицом.
Комментарии:
Мне кажется, Высшей школе экономики очень повезло, что в её стенах работает Елена Юрьевна!
Елена Юрьевна делает очень много для того, чтобы поддерживать молодых ученых. Без академической честности и справедливого управления облик Центра Мониторинга Качества Образования был бы совершенно другим. Я не могу назвать другого человека, более достойного этой премии, на мой взгляд.
Мы болеем за вас и психометрику, Елена Юрьевна!