Богачев Никита Владиславович, Санкт-Петербургская школа социальных и гуманитарных наук (Санкт-Петербург)
НОМИНАЦИЯ «СЕРЕБРЯНЫЙ ПТЕНЕЦ»
4-й курс бакалавриата, программа "История"
Студент 4 курса ОП «История» Никита Владиславович Богачев показал себя за время пребывания в НИУ ВШЭ СПб исключительным студентом и талантливым молодым ученым. Я стал научным руководителем Никиты Богачева в 2015 году, почти сразу после того, как присоединился к департаменту истории НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. С первого знакомства Никита произвел на меня впечатление увлеченного, одаренного и трудолюбивого студента, который пришел с очень четкой формулировкой темы и представлением о том, чем он хочет заниматься, и ясно представляет траекторию своего исследования: от источников до концептуального исследовательского вопроса и метода. В этом смысле он совершенно уникален по сравнению как по своей подготовке к научной работе, так и по уровню мотивации.
Академический путь Никиты начался с темы "Византийский Египет: социально-экономический портрет города и деревни". Вдохновленный идеями Фернана Броделя, он писал о египетском Оксиринхе, городе в провинции Византийской империи. Никита постарался подойти к проблеме континуитета греко-римских городов в поздней античности с интересных междисциплинарных позиций, используя методы исторической антропологии и социальной истории. Одной из главных задач работы было критическое переосмысление выводов историков-марксистов, которые искали "следы" рождающегося "Средневековья" и "феодализма" там, где их не было.
На третьем курсе Никита продолжил работать с оксиринхскими папирусами, переключив внимание на другие проблемы. В следующей работе речь шла о письмах крестьян в V-VI вв. к Апионам, богатым египетским землевладельцам, и о том, как могли христианские молитвы повлиять на лексику и форму этих писем. То есть в исследовании было затронуто сразу несколько больших проблем, связанных с народной культурой и конструированием человеческих практик текстом и окружающей социальной реальностью.
В этом году Никита в своем исследовании старается не терять интересных выводов прошлогодней работы и все так же фокусируется на проблемах народной культуры, святости и сакрального, к которым добавился интерес к позднеантичным магическим практикам. На сдвиг в сторону исторической антропологии и микроистории Никиту вдохновила беседа с Карло Гинзбургом, который читал лекции в Европейском Университете с 30 мая по 3 июня 2016 года.
Никита выступал с докладами на тему своей научной работы на ряде мероприятий:
• International Student Research Conference (HSE, St. Petersburg; February 2-3, 2017)
• Winter School of HSE St. Petersburg (St. Petersburg; February 4-5, 2017)
• Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (МГУ, Москва; 10-14 апреля, 2017)
• Коллоквиум «ПИСЬМА ВО ВЛАСТЬ: опыт междисциплинарного изучения» (ЕУ СПб, Санкт-Петербург; 16 апреля, 2017)
• Ежегодная молодежная конференция по Арктическому наследию при поддержке Правительства Санкт-Петербурга и Арктического Молодежного Центра Компетенций, Санкт-Петербург; 24 мая, 2017
• International Summer School of HSE History Department "Empires in Global History" (Bonn, Halle, Berlin; July 3-17, 2017)
• Undergraduate Conference in History "Tradition and Innovation" (CEU, Budapest; August 3-6, 2017)
• Студенческая научная конференция "Ноябрьские чтения" (СПбГУ, Санкт-Петербург; 10-11 ноября, 2017)
На последней из перечисленных конференций доклад Никиты "Социальные аспекты письма в византийском Египте" выиграл первое место в секции по истории Древнего мира и был принят к публикации в сборнике «Ноябрьских чтений».
Помимо докладов на конференциях, Никита активно участвовал в организационной работе, связанной с проведением Think Big Week at HSE St. Petersburg (HSE, St. Petersburg; January 31 – February 5, 2017). Кроме того, с сентября 2016 года по настоящее время он исполняет обязанности учебного ассистента в рамках дисциплин «Античность и Византия» и «Европа в IV – XVII веках». На него всегда можно положиться и как на коллегу в совместных научно-исследовательских проектах, и как на активного помощника в педагогической деятельности.
Никита лидирует в учебе – с конца второго курса он занимает 1-е место в рейтинге три семестра кряду. Никита всегда тщательно выполняет все задания с самой неподдельной заинтересованностью, активно участвует в дискуссии и – что важно для коллег – всегда готов помочь консультацией и участием студентам младших курсов, передать им свой опыт. Наряду с иностранными языками (немецким и английским) Никита владеет латынью и древнегреческим и навыками латинской и греческой палеографии и навыками архивного исследования, которые были значительно развиты в ходе участия в проекте «Школа хартий», проводимом группой студентов ОП «История» НИУ ВШЭ СПб под моим руководством в Западноевропейской секции Архива Санкт-Петербургского института истории РАН.
Профессионализм Никиты в его научно-исследовательской работе, его познания в области теории и методологии исторического знания, нестандартность мышления, целеустремленность, его потенциал и перспективы роста дают мне основание без всяких сомнений номинировать его на премию «Золотая Вышка» в категории «Серебряный птенец» за достижения в учебе и науке, выступления на конференциях и семинарах, высокий рейтинг и активную жизненную позицию. Никита – оперившийся птенец Вышки, который, когда покинет свое гнездо, несомненно, прославит его в большом мире.
Комментарии: