Федоренко Алексей Игоревич, факультет гуманитарных наук (Москва)
Номинация «Серебряный птенец»
3-й курс бакалавриата, программа "Фундаментальная и компьютерная лингвистика"
Я впервые увидел Лёшу Федоренко на докладе Иэна Мэдиссона в 2015 году. Я тогда ещё не работал в Вышке и не знал большинства студентов — но так вышло, что я сел сразу за ним. Ему очень хотелось задать вопрос, но он не решался, и это было прямо-таки написано поперёк его очень выразительной спины. Он всё-таки его задал (и лучше бы он этого не делал, потому что дискуссия продлилась потом ещё полчаса). Первое впечатление было такое: угловатость. И очень южнорусская модель редукции гласных (потом я узнал, что — да, Лёша из Краснодара).
Теперь, через два года, угловатость сменилась изяществом. Мне довелось участвовать вместе с ним в экзамене по морфологии, по которой он в этом году был ассистентом. Надо сказать, что это тяжелейшая процедура, и не только для студентов, но и для экзаменаторов — они-то сидят в аудитории по пять часов, а мы по двенадцать. Но все эти двенадцать часов я любовался, как деликатно и легко Лёша вытягивает правильные ответы из троечников, убеждает отличников, у которых уже есть девять, взять задачу на десять... И самые его краснодарские речевые позы приобрели какой-то остоженский оттенок (мне чудится в них сходство с речевыми позами проф. М. А. Даниэля).
Но что в нём за два года не изменилось, так это вопросы. Один пожилой преподаватель сразу предупредил меня, что с первого курса Лёша засыпал его таким количеством вопросов, каким больше никто не засыпал, причем эти вопросы были самые правильные. Я с ужасом и радостью жду курса дискурса, который я буду ему читать... Но меня уже не избежала эта чаша — недавно я делал доклад на вольном студенческом аспектуальном семинаре, и Лёшу очень заинтересовал мой анализ. Когда я закончил, он сел на стульчике рядом с доской и немедленно предложил несколько конкурирующих — почему они хуже, чем мой? И около получаса мы с ним сравнивали достоинства и недостатки анализов. Надо сказать, что это шестой раз, когда я рассказывал про эту историю — и нигде я не получал такого мощного потока острых вопросов, как от Лёши на студенческом семинаре.
Лёша работает в Международной лаборатории конвергенции. Он участвует в организации устной олимпиады школьников по лингвистике. Он успел уже побывать в рутульской и абазинской экспедиции и сделать чуть больше чем за год шесть докладов о самых разных грамматических явлениях в рутульском языке (абазинские доклады, я уверен, не за горами). Видимо, главный его интерес — это именная группа, в частности, транскатегориальные атрибутивизаторы. И каждый его доклад — это какое-то совсем новое исследование. (Я, повторяющий одну и ту же историю в пяти разных местах, смотрю на Лёшину вдохновенную и лёгкую научную работу с восхищением и завистью.)
Конечно, Лёша достоин быть Серебряным птенцом.
Доклады (с опубликованными тезисами):
A. Fedorenko, A. Vasilisina. 2016, October 14. Morphological behaviour of contrastive -bajdɨ and attributivized attributive in Rutul. ConCorT Conference, HSE Student Session in Typology and Field Linguistics. Nizhni Novgorod.
Анастасия Василисина, Алексей Федоренко. 2017, 7 апреля. Контрастивный показатель -baj- / -bajdɨ- в рутульском языке. СКИЛ-2017, стендовый доклад.
Aleksei Fedorenko. 2017, September 4. Rutul and Tsakhur attributivizer in a typological perspective. TyLex, Young Linguists’ International Conference.
Aleksei Fedorenko. 2017, October 16. Morphological Properties of the Irregular Plural Marker -câ in Abaza. ConCort Conference, poster session.
А. И. Федоренко. 2017, 3 ноября. Рутульский и цахурский атрибутивизаторы:
гипотеза о встречном развитии показателей. Малые языки в большой лингвистике. Секция 4. Кавказские языки.
А. Федоренко, Ю. Ландер, Г. Мороз. 07.11.17. Адыгские изоглоссы. Семинар Международной лаборатории языковой конвергенции.
Учебный ассистент в НИУ ВШЭ:
2017 гг. — Теория языка
Экспедиции:
2016 г. — Рутульская экспедиция
2017 г. — Абазинская экспедиция
Работа в подразделениях НИУ ВШЭ:
2015-2016 гг. — Лаборатория языков Кавказа
2017-н.в. — Международная лаборатория конвергенции
Комментарии:
Так получилось, что с Лёшей у нас несколько общих проектов и везде он успел мне здорово помочь. Стёпа совершенно прав: Лёша за 24 часа делает то, что, например, я пытаюсь с трудом уложить в неделю. Видимо, ещё чуть-чуть и загадка о том, когда спят многие наши преподаватели, станет относиться к Лёше в равной степени.
Ещё я знаю, что Лёша не допустит, чтобы что-то шло неправильно, поэтому часто на него оглядываюсь: Лёш, здесь всё в порядке? Да? Ага, значит, и действительно всё хорошо.
Иногда его вопросы и соображения могут натурально сводить с ума. Действительно движение Лёшиной мысли бывает слишком мощным для неподготовленного слушателя. Я же как слушатель подготовленный могу похвастать, какую же научную радость и счастье приносят разговоры с Лёшей!
Если Лёша задаёт вопрос, то это вопрос обязательно по делу! Если Лёша рассказывает какой-нибудь сюжет, то слушателя обязательно ждут как тяжелейший саспенс, так и высочайший катарсис!
Но самое прекрасное Лёшино взаимодействие это его восторг! Те, кто его знают не дадут соврать, Лёшины "ОООООО! АААААА!" понимания стали абсолютно фирменными! Пожалуй, мало кого я знаю, кто так явно и честно восхищается новому знанию!
Но кроме всего прочего, Лёша ещё и очень работящий человек! Я немножко боюсь — но знаю, что так правильно и что это верный путь — что Лёша вот-вот возьмёт и станет настоящей человеческой машиной, как многие наши преподаватели. Это человек за 24 часа совершающий то, чего многие не могут и за неделю. Это человек, чьи целеустремлённость и преданность делу меня восхищают!
Короче говоря, виват Алексею Игоревичу!