• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конъюнктурный мониторинг деловых тенденций и предпринимательского поведения в секторах экономики России

27 мая 2019

Кризис с нами: треть граждан считает себя бедными

Стало больше россиян, оценивающих себя как бедных. В то же время выросло число тех, кто надеется на улучшение ситуации в экономике, сообщает газета «Труд» на основе данных РАНХиГС. Результаты социологического исследования прокомментировал директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович: «Треть субъективно бедных — показатель довольно консервативный и год от года меняется не сильно. Если провести подобное исследование в других, даже развитых странах — мы столкнёмся с похожим числом субъективно бедных: ведь каждый человек формирует потребительскую корзину сам».

Труд

23 мая 2019

Георгий Остапкович в эфире ОТР о «серых» доходах

В прямом эфире программы «ОТРажение» Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, обсудил с ведущими ОТР ситуацию с «серыми» доходами граждан.

ОТР

21 мая 2019

Налоговый недочет: 24 млн россиян скрывают свои доходы

Сведения о страховых взносах и стаже в Пенсионный фонд России поступают от 54 млн граждан, а по данным Росстата численность трудоспособного населения достигает 81,3 млн. Таким образом, по подсчетам «Известий», 24 млн россиян в трудоспособном возрасте либо не работают вовсе, либо получают зарплату «в конверте». Сумма скрытых финансовых потоков граждан, с которых не уплачиваются налоги, может достигать 12 трлн рублей в год, заявил директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. По мнению эксперта, реальное число работающих в России составляет 70–72 млн, и именно от этой цифры надо отталкиваться при расчете теневой занятости.

Известия

Исследование началось в 2009 году с реализации проекта «Разработка методологии и организации мониторинга деловой активности промышленных предприятий».

Информационной базой для анализа делового климата организаций реального сектора и сферы услуг и построения национального индекса экономического настроения служат данные регулярных и пилотных конъюнктурных обследований деловой активности в различных секторах экономики, проводимых Федеральной службой государственной статистики. Методология подобных обследований базируется на международной практике исследования делового климата с учетом специфики функционирования российской экономики; разрабатывается и актуализируется ЦКИ ИСИЭЗ с использованием научного и практического потенциала международных организаций и институтов.

Конъюнктурные обследования направлены на оперативное получение в дополнение к официальным статистическим данным краткосрочных качественных оценок о состоянии бизнеса и основных тенденциях его динамики, особенностях функционирования хозяйствующих субъектов, их намерениях, степени адаптации к механизмам хозяйствования, сложившемся деловом климате, а также о важнейших факторах, лимитирующих их деятельность. Программа обследования гармонизирована с соответствующими подходами, принятыми в странах ОЭСР, и базируется на международной практике исследования делового климата в различных секторах экономики.

На основе результатов мониторинга регулярно разрабатываются информационно-аналитические материалы, дополняющие оперативную статистическую информацию по таким актуальным проблемам как оценка предпринимательского климата и обобщенная оценка экономической ситуации в различных секторах экономики, положение со спросом и выпуском продукции, конкурентоспособность, инновационная активность, ценообразование, факторы, сдерживающие деловую активность, уровень и динамика использования производственных мощностей, обеспеченность финансовыми ресурсами и источниками финансирования.

 

Название работы Периодичность
Деловой климат в промышленности 
(3,1 тысячи крупных и средних промышленных организаций)
Ежемесячно
Деловой климат в строительстве
(свыше 6,5 тысячи строительных организаций)
Ежеквартально
Деловой климат в розничной торговле
(около 4,0 тысяч организаций)
Ежеквартально
Деловой климат в оптовой торговле
(более 2,7 тысяч организаций)
Ежеквартально
Деловой климат в сфере услуг
(более 5,5 тысяч организаций)
Ежеквартально
Деловой климат в России (бюллетень мониторинга) Ежеквартально
Индекс экономического настроения (Индекс ВШЭ)
(более 20 тысяч руководителей организаций и 5 тысяч взрослого населения)
Ежеквартально
Инвестиционная активность промышленных организаций
(более 10 тыс. промышленных организаций)
1 раз в год

 

 
 
 
 
 
 

Цифровая активность организаций розничной торговли в 2018 году

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ продолжает изучать тенденции цифровизации бизнеса и представляет результаты конъюнктурного обследования (опроса руководителей более 600 торговых организаций из 30 субъектов РФ), которые отражают уровень распространения цифровых технологий в организациях розничной торговли в 2018 году.

«Делать то, что есть у других, — путь в никуда»

Доля предприятий российской промышленности, приобретающих отечественное оборудование, сократилась за последние три года на 10 процентов, в то время как закупки импортных машин выросли (новое оборудование приобрели 38 процентов компаний). Все это свидетельствует, по меньшей мере, «о невыразительности политики импортозамещения в России». Так и записано в докладе экспертов ВШЭ, проанализировавших данные Росстата (23,4 тысячи предприятий в 85 регионах) и проведших собственное исследование (тысяча инвестиционно-активных промышленных обрабатывающих производств в 30 регионах). Замдиректора Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Инна Лола, руководитель исследования, рассказала в интервью журналу «Огонек», удалось ли потеснить импорт оборудования и с какими проблемами столкнулись наши производители.

Рынок услуг отреагировал на повышение НДС

Центр конъюнктурных исследований (ЦКИ) ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представил результаты анализа делового климата в сфере сервиса в I квартале 2019 года. IQ.HSE приводит основные выводы исследования.

Импортозамещение в промышленности­ дает сбой

В России стало больше промпредприятий, закупающих зарубежное оборудование, и меньше — отечественное. Ключевые выводы из информационного бюллетеня Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ «Инвестиционная активность промышленных предприятий России в 2018 году» в кратком изложении в материале IQ.HSE.

Цифровая активность предприятий обрабатывающей промышленности в 2018 году

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ продолжает изучать тенденции цифровизации бизнеса и представляет результаты конъюнктурного обследования, которые отражают уровень распространения цифровых технологий на крупных и средних предприятиях обрабатывающей промышленности в 2018 году. Опрос проводился среди руководителей более 1200 предприятий из 30 субъектов Российской Федерации.

Россияне готовятся к инфляции

Около четверти жителей России в конце 2018 года были не удовлетворены своим материальным положением, более трети констатировали его ухудшение, сообщает Центр конъюнктурных исследований (ЦКИ) ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Промышленности не хватает денег на цифровой рост

Массово внедрять киберфизические системы в предприятия обрабатывающей промышленности мешает недостаток финансов, низкая готовность производств к нововведениям, слабая цифровая грамотность сотрудников и нехватка digital technology специалистов. IQ.hse.ru публикует краткие выводы обследования «Деловые тенденции и цифровая активность предприятий обрабатывающей промышленности», подготовленного Центром конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Пять научных фактов о предпринимательстве

Что мешает развиваться российскому бизнесу и как связаны локальная политика и предпринимательство — по этим и другим вопросам редакция портала IQ.hse.ru собрала факты из исследований ВШЭ. Третий факт основан на исследовании Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ «Индекс экономического настроения в I квартале 2017 года».

Розничные компании сдерживают рост цен

В оставшиеся месяцы текущего года около 60% ритейлеров не намерены увеличивать цену реализации, сообщает IQ.HSE по данным аналитического обзора «Деловой климат в розничной торговле в III квартале 2018 года», подготовленного Центром конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Потребительские настроения россиян заметно ухудшились

IQ.HSE: В III квартале 2018 года Индекс потребительской уверенности резко снизился — на 6 процентных пунктов до (-14)%. Это произошло впервые после девятиквартального роста, сообщает Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в аналитическом материале на основе данных Росстата.