• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Европа, Грузия, Россия: реформы и имитации

23 мая темой второго пленарного заседания Международного симпозиума «20 лет: политическая и экономическая эволюция в посткоммунистической Европе», организованного ВШЭ при поддержке Фонда «Либеральная Миссия» и Фонда Фридриха Науманна, стал анализ процесса перехода стран Центральной и Восточной Европы к демократии.

Пал Тамаш
Пал Тамаш
Об «Успехах и неудачах национальных систем» в свете расширения Европейского Союза на восток говорил в своем докладе Пал Тамаш, профессор социологии, директор исследовательского центра социологии Будапештского университета имени М. Корвина. Венгерский исследователь предложил рассмотреть несколько этапов перехода стран бывшего соцлагеря к реалиям объединенной Европы, который евроскептики и сторонники национальной идентичности порой называют «путем из ниоткуда в никуда».

В период роста антикоммунистического движения во второй половине 1980-х и в начале 1990-х годов «старая Европа» находилась фактически вне поля зрения восточноевропейских элит, ориентировавшихся в борьбе за независимость на США. Однако в 1992-1993 годах проявляется «новая когнитивная ситуация»: в Западной Европе возобладали романтические настроения, крупные западноевропейские политики (Франсуа Миттеран, Гельмут Коль) начинают относиться к своим восточным соседям, как к «потерянным братьям», которым необходимо помочь и вернуть в большую европейскую семью. Символическим и одновременно важным практическим жестом стали Копенгагенские соглашения, в которых была описана принципиальная возможность и механизм расширения ЕС на восток.

По мнению Пала Тамаша, середина 1990-х годов стала периодом иллюзий во взаимоотношениях Западной и Восточной Европы. Была создана некая «инвертированная утопия», девиз которой можно сформулировать так: «Посмотри на Западную Европу — это твой завтрашний день». В то же время реальных шагов на пути евроинтеграции в эти годы не предпринималось.

Наиболее плодотворным периодом Палу Тамашу представляются 1998-2004 годы, когда в отношениях Восточной Европы и ЕС «сохранялись некоторые элементы романтики, но наладились серьезные контакты». В этот период ЕС выпускает ежегодный список «домашних заданий» для стран-кандидатов на присоединение, что, по оценке профессора Тамаша, «имело интересное педагогическое влияние» на элиты и бюрократию посткоммунистических стран. Одновременно происходит беспрецедентная «инвентаризация» экономических, бюрократических, инфраструктурных систем восточноевропейских стран. Наконец, начинается интенсивное обучение восточноевропейской бюрократии стандартам работы, принятым в ЕС, а восточноевропейские эксперты и исследователи становятся полноправными участниками различных проектов в рамках Евросоюза. Кроме того, экономики «новых европейцев» получают большие денежные вливания из кармана ЕС и международных финансовых институтов. Все эти факторы, отмечает Пал Тамаш, позволили восточноевропейским странам почувствовать себя не периферией Большой Европы, а частью ее ядра.

Однако после массового расширения ЕС на Восток в 2004 году, отношение к Евросоюзу в новых странах-членах меняется. Поступающая финансовая помощь начинает восприниматься как данность, и почти никто в элите восточноевропейских стран не думает о том, что дешевые деньги и иные преференции могут закончиться. «С этим настроениями страны Центральной и Восточной Европы и вошли в глобальный кризис», — констатировал Пал Тамаш. Тут и выяснилось, что без оглядки на собственные интересы Западая Европа своим восточным соседям помогать не будет, что «новички» так и не стали ядром ЕС. Осознание этого стало для стран Центральной и Восточной Европы «мягким шоком».

Впрочем, несмотря на текущее разочарование в Евросоюзе, процесс присоединения к ЕС принес восточноевропейским странам несомненную пользу. Среди в целом позитивных эффектов Пал Тамаш выделил эффекты регуляции, связанные с перенятием западноевропейской правовой культуры через множество директив, выполнение которых предписывается Евросоюзом. Важно, что для проведения реформ в Центральной и Восточной Европе был выбран демократический путь, а не «корейско-сингапурский» вариант авторитарной модернизации. Кроме того, новые члены ЕС гласно и негласно конкурируют друг с другом, подстегивая таким образом развитие своих экономических и управленческих систем. Кстати, в отсутствии такого рода предписаний и конкуренции с соседями Пал Тамаш видит причину многих проблем, с которыми в переходный период столкнулась Россия.

В конечном счете, расширение ЕС на восток «задало» новую европейскую географию. «Для Венгрии какая-нибудь Северная Италия стала гораздо более близким регионом, чем Закарпатская Украина, — пояснил Пал Тамаш. — А Россия и вовсе превратилась в совсем другой континент».

Профессор Тамаш также считает, что среди посткоммунистических стран Центральной и Восточной Европы не оказалось исключительных «везунчиков» или «неудачников». Важно, что все они — и относительно благополучная Чехия, и «проблемная» Румыния — движутся в одном направлении, пусть и с разной скоростью.

А вот на пространстве бывшего СССР о движении в одном направлении говорить не приходится, свидетельством чему являются хотя бы конфликтные отношения России и Грузии. Обзору институциональных изменений, произошедших в этих странах, были посвящены два других доклада, представленных на втором пленарном заседании симпозиума.

Каха Бендукидзе
Каха Бендукидзе
О том, что и почему удалось сделать в Грузии за последние семь лет, по видеосвязи из Тбилиси рассказал Каха Бендукидзе — бывший российский предприниматель, «архитектор» грузинских экономических реформ, министр правительства Грузии в 2004-2009 годах, а ныне председатель попечительского совета основанного им Свободного университета Тбилиси.

«Если вы меня попросите назвать три основных компонента проводимых в Грузии реформ, то я отвечу так: борьба с коррупцией, воссоздание сектора публичных услуг и реформирование экономики, которое, конечно, включает в себя и два первых компонента», — сказал Каха Бендукидзе.

О феноменальных успехах, достигнутых правительством Михаила Саакашвили в сокращении коррупции и реформировании силовых органов, даже в российской прессе написано немало. Поэтому Каха Бендукидзе предпочел сосредоточиться на «профильном» для него аспекте грузинских институциональных преобразований, основными элементами которых стали открытие экономики, дерегулирование и налоговая реформа.

«Мы в одностороннем порядке решили открыть наш рынок товаров и услуг для развитых стран, — рассказал Каха Бендукидзе. — Это было осознанное решение, и оно распространялось на большое количество сфер деятельности начиная от визового регулирования и финансовых институтов и заканчивая лекарствами. Фармацевтический рынок — последний из тех, что был нами открыт, но моя любимая реформа — это отмена виз. Мы решили, что гости из развитых стран не представляют для Грузии никакой угрозы и сохранять визовый режим в таком случае смысла нет».

Открытие рынка для зарубежных производителей означало и существенное понижение таможенных барьеров, которые сейчас в Грузии «одни из самых низких в мире». На смену сложной и коррупциогенной схеме таможенных тарифов пришла система из трех тарифов — нулевого, пяти— и двенадцатипроцентного. В результате совокупный сбор от тарифов в бюджет Грузии составляет всего около 0,5% ВВП. «По этому показателю Грузия близка к группе таких открытых стран, как Гонконг, Сингапур и Макао, — пояснил Каха Бендукидзе. — Мы стали наиболее глобализованной из развивающихся стран».

Дерегулирование, по словам Кахи Бендукидзе, заключалось в «изъятии государства из экономической жизни»: сокращении перечня лицензий на ведение хозяйственной деятельности, упрощении процедур с участием государственной бюрократии, повышении гибкости трудовых отношений. «Мы стали больше полагаться на договор, чем на регулирование, — отметил экс-министр. — Это касается и трудовых споров, и ипотек, и госкредитов, и других хозяйственных отношений».

Существенно упрощена и снижена была налоговая нагрузка на бизнес: число налогов с 2004 года сократилось в четыре раза, сейчас их осталось всего шесть. Налог на добавленную стоимость составляет 18%, налог на прибыль — 15%. «Самым важным шагом было объединение единого социального налога с подоходным налогом и их совокупное снижение, — отметил Каха Бендукидзе. — Сейчас ставка этого объединенного налога — 20%, что является одним из самых низких уровней налогообложения зарплат в этой части света».

Примечательно, что снижение подоходного налога до 20% произошло после российско-грузинской войны 2008 года, и именно это решение представляется Кахе Бендукидзе одним из залогов относительно спокойного преодоления Грузией последствий как военного конфликта, так и мирового кризиса.

«Всегда хочется сделать больше, но нужно понимать на каком фоне проходили эти реформы, — сказал Каха Бендукидзе. — Грузия — страна с двумя спорными территориями, страна, полностью зависевшая от России в плане поставок газа и электроэнергии, которые использовались как элемент давления на грузинское руководство. Кроме того, Россия без официального предупреждения ввела эмбарго на грузинский экспорт при том, что в 2004 году Россия была крупнейшим торговым партнером Грузии. Затем была война и оккупация территорий. Затем начался мировой экономический кризис. Каковы же результаты? За этот период мы получили девять процентов среднегодового роста. Это достаточно хороший показатель в таких условиях. А Россия теперь шестой по объему торговли наш партнер, и то за счет электроэнергии, которую теперь уже Грузия экспортирует в Россию».

Таким образом, экономическая жизнь в стране либерализована, грузинский бюджет консолидирован, на него не давит пенсионная система, тяжелым грузом лежащая на бюджетах многих посткоммунистических стран Европы. В значительной степени реформирована система медицинского страхования, также переведенная в частный сектор и система финансирования высшего образования. По словам Кахи Бендукидзе, в Грузии «заложена база для долгосрочного роста». «У нас есть понимание, что пяти-, шестипроцентный рост — убийственно мало для нас», — сказал бывший министр.

Глобальный кризис и активизация «левых» популистов во многих странах (оппозиционные митинги, но под политическими лозунгами, проходят в эти дни и в Грузии) вновь сделали актуальным вопрос о «цене» либерального подхода к управлению экономикой. «Эрозию взглядов» значительной части практикующих экономистов наблюдает и Каха Бендукидзе. «Но мне кажется — и наш опыт это показывает, — что никакого «второго пути» нет, — уверен он. — Путь государственного стимулирования совокупного спроса — это дорога в никуда. Единственный путь — когда государство уменьшается в размерах, не вмешивается в частную жизнь граждан, когда граждане получают все больше возможностей принимать решения самостоятельно. Только этот путь, особенно в условиях кризиса, способен привести нас к экономике, которая будет устойчивой в долгосрочной перспективе».

Закрепить результаты либеральных реформ призван «Акт свободы» — законопроект, рассматривающийся сейчас в грузинском парламенте и налагающий на правительство ограничения по возможности ревизии уже принятых дерегулятивных решений. По некоторым позициям, например, в части ограничения допустимого дефицита госбюджета, он схож с Маастрихтским соглашением, принятым Евросоюзе.

Отвечая на вопрос о роли России в политической и экономической трансформации Грузии последних лет, Каха Бендукидзе заметил, что грузинские реформы на фоне российского давления являются «иллюстрацией знаменитой фразы Ницше о том, что то, что вас не убивает, делает вас сильнее». «Каждое действие России, особенно грубое действие, порождало противодействие, результаты которого приводили к более эффективному решению», — сказал господин Бендукидзе. В качестве наиболее наглядных примеров он привел реформирование энергетической отрасли (среди стран бывшего СССР Грузия и Эстония сейчас являются лидерами по удельной энергоемкости ВВП) и винодельческого сектора, случившееся после введения Россией запрета на поставку грузинских вин.

Касаясь российско-грузинских противоречий по вопросу вступления России во Всемирную торговую организацию, Каха Бендукидзе отметил: «У России есть неправильное представление о позиции Грузии. Наша позиция состоит в следующем: у России и Грузии существует граница, проходящая по Кавказскому хребту, и таможенные пункты на ней должны находиться в едином режиме и контролироваться российской таможней с российской стороны и грузинской — с грузинской стороны. Эта наша позиция не изменилась и после 2008 года и признания Россией Южной Осетии и Абхазии. А в чем заключается позиция России? В том, что у Грузии никакой позиции нет и она лишь марионетка в руках Соединенных Штатов».

«Конечно, США — наш важнейший партнер, и мы уважаем их мнение, но это не значит, что у нас нет собственных мозгов, — продолжил господин Бендукидзе. — Грузия — самостоятельный субъект в этих переговорах. Пока осознание этого факта российским руководством не придет, мне кажется, переговоры будут идти не очень интенсивно».

Игорь Клямкин
Игорь Клямкин
Завершал пленарное заседание доклад советника научного руководителя ВШЭ, вице-президента Фонда «Либеральная миссия» Игоря Клямкина, представившего краткий и весьма пессимистический обзор «эволюции» российской политической системы после краха коммунизма.

«Если попробовать в одной фразе, достаточно грубо, определить, в чем заключается отличие процессов протекающих в Центральной и Восточной Европе и в России, то можно сказать, что в Восточной Европе произошла смена одной политической системы на другую, — сказал Игорь Клямкин. — А в России за эти годы последовательно происходила смена форм одной и той же системы. В этом смысле революции в августе 1991 года не произошло».

По словам Игоря Клямкина, «окно» для настоящих трансформаций если и существовало, то очень быстро «захлопнулось». Политические силы, победившие в августе 1991 года, не захотели поставить вопрос об учреждении нового государства, и в течение следующих двух лет между президентом и Верховным Советом «шла борьба не за преобразования, а за политическую монополию». Эта борьба завершилась полной победой президента и закреплением за ним подавляющего большинства полномочий — ничего подобного в странах Восточной Европы, где очень сильны парламенты, не произошло.

Владимир Путин в этом смысле стал лишь «продолжателем линии Бориса Ельцина» и укрепил президентскую монополию на власть, опираясь на гораздо более высокий, чем у своего предшественника, уровень поддержки населения. Никакого движения в обратную сторону не произошло и при новом президенте — Дмитрии Медведеве, который только закрепил сложившуюся властную конструкцию. Примечателен, по словам Игоря Клямкина, тот факт, что если в среднеазиатских республиках бывшего СССР система авторитарной власти сложилась на основе традиционной культуры, то в России она выросла на обломках «атомизированного общества». В эту же «воронку» оказались втянуты и Белоруссия, и Украина, которая, как казалось еще несколько лет назад, из нее почти выскочила. Произошло это не без молчаливого согласия Запада, особенно Европы, поставившей свои торговые интересы во взаимоотношениях с Россией выше политических идеалов конца 1980-х и начала 1990-х годов.

Весь вопрос в том, в каком направлении и как из нынешнего состояния Россия планирует двигаться дальше. Игорь Клямкин обрисовал три возможных варианта развития событий. Первый (он же наиболее вероятный) состоит в консервации режима в его нынешнем виде, но с избавлением после выборов от «лишней головы». Возможно усиление авторитарных тенденций в попытке решения назревших экономических проблем. Кроме того, режиму, неспособному отказаться от имперских амбиций, необходимо будет решать нарастающий «русский вопрос». В любом случае модернизировать себя изнутри режим не сможет, а попытка постепенного вливания в него демократических институтов ни к чему не приведет — они рискуют раствориться в нем без следа. Поэтому перспективы использования такого режима для долгосрочного развития страны представляются Игорю Клямкину «чрезвычайно сомнительными».

Второй сценарий сводится к воспроизводству той же политической монополии, но на националистической основе. Это «наиболее кровавый вариант с неизбежной перспективой распада России». Впрочем, при любом сценарии Игорь Клямкин не видит способа сохранить в составе России Северный Кавказ в нынешнем его виде.

Третий сценарий, для которого, однако, «нет реальных перспектив», — либерально-демократический. «Беда в том, что на либеральном фланге нет даже интеллектуального движения, нет проектного мышления, — с сожалением отметил Игорь Клямкин. — Максимум, о чем может идти речь, — получение демократической партией семи процентов на выборах в парламент — и даже это звучит утопично».

«Так что в обозримом будущем я вижу воспроизведение того, что есть сейчас, с перспективами нарастания кризисности и деградации», — подвел неутешительный итог своего доклада Игорь Клямкин.

С этим мнением согласилась научный сотрудник Московского центра Карнеги Лилия Шевцова, призвавшая либеральное сообщество не ждать понапрасну гипотетического раскола в правящем «тандеме». «Медведев с его риторикой, по сути, закрыл форточку для либеральной трансформации», — полагает она.

В мнимости политических институтов Лилия Шевцова видит основную угрозу перспективам развития России: «Российская имитационная структура, пожалуй, является самым большим несчастьем, потому что я знаю только один пример системы имитации, которой удалось продвинуться по пути демократической либеральной трансформации — Сербия. И то это случилось только потому, что она согласилась войти в орбиту ЕС. Других примеров нет. Имитационность — это наше проклятье».

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Экономический кризис не сказался на ценностях европейцев

Финансовый кризис 2008-2009 годов мог повлиять на ценностные ориентиры населения. Однако пока ученые не зарегистрировали подобных явлений в масштабах Европы. Возможно, кризис имеет отложенный эффект по отношению к ценностям, отметили в своем исследовании сотрудники Лаборатории исследований массового сознания НИУ ВШЭ Максим Руднев и Владимир Магун, а также экс-руководитель Лаборатории социокультурных исследований НИУ ВШЭ Питер Шмидт.

Европа слабо защищена от ВИЧ

Число людей, инфицированных этим вирусом, в Европе растет. На западе континента главным фактором заражения остается секс между мужчинами, на Востоке — гетеросексуальные контакты и наркопотребление. Вспышки болезни можно было бы купировать, если бы ее профилактика и терапия были своевременными и общедоступными, отметила в исследовании доцент кафедры демографии ВШЭ Виктория Сакевич.

Лекторий ВШЭ продолжает свою работу в музеях Москвы

Первым музеем, принявшим у себя Вышку, стал музей Востока. 26 сентября заведующий отделением востоковедения ВШЭ Алексей Маслов открыл «музейные четверги», прочитав лекцию «Вечное противостояние: Европа и национализм в Китае».

Загадка русской души: научный подход

28 марта в Высшей школе экономики прошел семинар научного руководителя ВШЭ Евгения Ясина из цикла «Экономическая политика в условиях переходного периода» на тему «Базовые ценности россиян в сравнении с другими европейцами». Попытка исследовать «загадочную русскую душу» привела к интересным результатам.

Европейская толерантность пасует перед цыганами

Городские власти в Европе используют особые подходы в политике по отношению к цыганским общинам. Эта политика может носить признаки расовой дискриминации и национализма. Исследование Джованни Пикера.

Как отличить Грецию от Македонии

История Европы такого, кажется, еще не знала: в Македонии левая оппозиция вывела людей на улицы с требованием принятия жесткого бюджета, отмечает Александр Сафонов.

Почему у Грузии не получилось?

30 октября в Высшей школе экономики состоялся круглый стол «Грузия: легальная смена власти — новая надежда на демократию?», организованный ВШЭ совместно с фондом «Либеральная миссия» и Фондом Фридриха Науманна (Германия).

Историческая культура императорской России: формирование представлений о прошлом. Отв. ред. Дмитриев А.Н. М.: НИУ ВШЭ, 2012

В книге описывается многостороннее развитие базовых представлений о прошлом своей страны и Европы в Российской империи второй половины XVIII — начала ХХ века.

Новый КГБ №19

Производство в Европе снижается, а безработица растет; федеральный бюджет в первом квартале 2012 года сведен с дефицитом — темы из очередного обзора «Новый КГБ» Центра развития НИУ ВШЭ.

Европейцы трех сортов

Социологи Владимир Магун и Максим Руднев классифицировали европейцев по ценностям рациональности/традиции и самовыражения/выживания. В итоге было выделено три мировоззренчских класса и три группы стран, где преобладает тот или иной класс.