• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проектирование современного обучения

В следующем учебном году в рамках магистерской программы «Управление в высшем образовании» открывается новая специализация «Проектирование современного обучения». Об особенностях программы, ее задачах и перспективах рассказывают руководитель специализации Олег Подольский и руководитель магистерской программы Кирилл Зиньковский.

— В чем заключается особенность специализации «Проектирование современного обучения», на что будет ориентировано обучение в рамках данной специализации?

Олег Подольский
Олег Подольский
Олег Подольский: Современное образовательное пространство трансформируется вслед за происходящими в обществе изменениями, что связано с проникновением во все сферы жизни информационных технологий. Но, на мой взгляд, трансформации скорее носят локальный и эпизодический характер, в России пока не существует системы подготовки специалистов, готовых взять в свои руки процесс реформирования сложившихся образовательных моделей и внедрения на практике новых инновационных форм обучения.

Специализация «Проектирование современного обучения» ориентирована на подготовку проектировщиков образовательных программ, людей, которые способны анализировать потребности современного общества в тех или иных специалистах, разрабатывать в соответствии с этими запросами соответствующие программы и способы их реализации, предлагать образовательные технологии, а затем внедрять инновационные формы обучения в вузах, школах, центрах дополнительного образования. Мы рассчитываем, что выпускники программы будут в состоянии правильно понять заказчика и грамотно ставить цели, чтобы получать ожидаемый образовательный результат, плюс — смогут в случае необходимости вносить изменения в образовательные технологии. То есть они будут понимать логику всего цикла создания и реализации образовательных программ.

— А кого вы подразумеваете под заказчиком образования?

Кирилл Зиньковский: Заказчиком могут выступать не только внешние по отношению к университету агенты, но и сами вузы, в которых сегодня остро стоит вопрос создания качественных образовательных программ. В большинстве вузов доминирует классическая лекционно-семинарская система, которая очень хорошо вписана в существующую «индустриальную» экономику российского университета. Но возможен и другой подход, на мой взгляд, более эффективный с точки зрения достижения целей образования. Суть этого подхода заключается в проблемно-ориентированном обучении. Оно требует совершенно другой структуры процессов обучения: нелинейно организованного учебного плана, снижения лекционной нагрузки, перераспределении времени в пользу самостоятельной и групповой работы студентов, включения в процесс обучения тьюторов и другое. С помощью таких инструментов, как, например, система тьюторства, или организация реальных и виртуальных пространств общения между студентами и преподавателями, или экспертная поддержка и организация центров отработки стандартных навыков, — с их помощью формируется среда, которая способствует эффективному обучению и развитию творческих способностей.

— На кого ориентирована специализация «Проектирование современного обучения»?

К. Зиньковский: У специализации есть несколько групп потенциальных слушателей. Во-первых, это все те, кто занят изменением процесса обучения или внедрением новых программ в вузах, то есть деканы и заместители деканов по учебно-методической работе, руководители и менеджеры магистерских и бакалаврских программ, руководители департаментов дополнительного образования, заинтересованные в создании конкурентоспособных и рентабельных курсов. Это могут быть и частные образовательные компании, предоставляющие услуги в сфере бизнес-образования. Программа будет интересна представителям корпораций, которые проектируют свои собственные образовательные программы, а также компаниям, оказывающим консалтинговые услуги по разработке и внедрению инновационных образовательных программ и технологий. В мировой практике деятельность проектировщиков образовательных программ относительно новое явление, ей чуть более 40 лет, но на Западе уже сложился консалтинговый рынок в сфере образовательных услуг и появились соответствующие институции для подготовки специалистов в данной области. Скажем, достаточно молодой Маастрихтский университет (Нидерланды) с момента своего основания успешно работает на базе проблемно-ориентированного подхода к обучению. В России же наша программа является первой, в которой целенаправленно осуществляется подготовка профессиональных экспертов по проектированию обучения, менеджеров образовательных инноваций.

О. Подольский: Мы были бы рады, если бы на программу пришли слушатели, которые уже поставили перед собой конкретную задачу, связанную с проектированием обучения. Например, разработать и оценить конкретную магистерскую программу с точки зрения качества и прогнозируемой эффективности результатов обучения. Учеба, стимулом для которой является практическая задача создания нового инновационного образовательного продукта, становится более интересной и продуктивной как для слушателей, так и для нас, преподавателей и исследователей.

— Как будет построено обучение на специализации?

Кирилл Зиньковский
Кирилл Зиньковский
О. Подольский: Наша специализация включена в рамки магистерской программы «Управление в высшем образовании», которая была запущена в прошлом году Институтом развития образования (ИРО) и факультетом менеджмента ВШЭ. Это полноценная магистерская программа, обучение на ней проходит в течение двух с половиной лет и носит очно-заочный характер: три очных модуля по две недели на каждый год обучения и межсессионные дистанционные модули. Возможно как бюджетное, так и платное обучение.

Теоретический фундамент программы составляют классические и постклассические теории обучения, современные технологии обучения, а также основы проектирования, разработки и реализации образовательных продуктов. Мы используем современные инновационные образовательные технологии и инструменты, успешно применяемые за рубежом. Отмечу, что многие из них появились на основе открытий и наработок советской школы психологии, к сожалению, не нашедших должного применения на родине. Например, на основе теории поэтапного формирования умственных действий и понятий Петра Яковлевича Гальперина и ее современных модификаций были разработаны некоторые образовательные продукты в Голландии, Бельгии, Германии. В частности, упоминавшийся уже, очень успешный Маастрихтский университет использует их в своей деятельности.

Часть обучающих материалов будет предоставляться студентам в онлайн формате, так как, на наш взгляд, электронное обучение — одно из самых перспективных направлений развития образовательного рынка.

Отдельное внимание на программе уделяется умению оценивать образовательные результаты и качество обучения. Для этого уже с первого года учебы слушатели смогут участвовать в реальных проектах по совершенствованию и разработке образовательных программ НИУ ВШЭ, прежде всего в рамках деятельности Центра проектирования и развития обучения ИРО. Также все слушатели в течение всего обучения будут работать над собственным исследовательским проектом, который затем надо будет защитить в качестве магистерской диссертации.

— Кто будет преподавать все эти знания и умения?

К. Зиньковский: Среди наших преподавателей ведущие зарубежные и российские эксперты и исследователи в области образования. Мы сотрудничаем с несколькими европейскими университетами, такими как Католический университет Левена, Университет Маастрихта, Университет Фрайбурга. В научный совет программы входят научный руководитель ИРО Исак Фрумин, директор ИРО Ирина Абанкина, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ Сергей Филонович. Среди консультантов программы профессор Стэндфордского университета Мартин Карной, профессор Университета Висконсин Мэдисон Марк Джонсон, профессор Маастрихтского университета Ерун ван Мериенбур, доктор Педагогического университета Фрайбурга Патрик Блюмшайн и доктор Университета прикладных наук Саксиона Кейс Терлоу. Один из ведущих отечественных специалистов в области психологии обучения и развития Андрей Ильич Подольский, профессор ВШЭ и МГУ имени Ломоносова, специально для нашей программы готовит не имеющие аналогов учебные курсы «Классические и современные теории обучения» и «Научно-методические основы формирования компетенций».

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Новая магистерская программа ВШЭ посвящена немецкоязычным странам

В 2020\21 учебном году на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ откроется магистерская программа «Germanica: история и современность». Она направлена на подготовку специалистов широкого профиля по странам немецкоязычного ареала - Германии, Австрии и Швейцарии. Обучение будет проходить на русском и немецком языках, уровень владения немецким нужно подтвердить при поступлении. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Петр Резвых.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.

«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ

Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.

«Международное сотрудничество — это дорога с двусторонним движением, которая способствует развитию общества в целом»

12–13 декабря пройдет ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Накануне заседания новостная служба поговорила с двумя новыми членами совета — ректором Университета Кампинаса (Бразилия) Марсело Кнобелем и ведущим специалистом по высшему образованию Всемирного банка Франциско Мармолехо.

Европейские университеты обсудили свое будущее на конференции в НИУ ВШЭ

Вышка впервые провела EduLAB — ежегодную конференцию руководителей университетов UNICA. Ее участники обсудили вызовы, с которыми сталкиваются вузы в цифровую эпоху, и перспективы межвузовского сотрудничества, в частности, в рамках проекта общеевропейских университетов.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

В НИУ ВШЭ впервые прошла конференция Консорциума исследователей высшего образования

145 исследователей из 30 стран обсуждали, как система высшего образования функционирует на глобальном и национальном уровнях и как она меняется под воздействием процессов дифференциации и интеграции.