• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Измерения в психологии и образовании»

В этом году магистерской программе ВШЭ «Измерения в психологии и образовании» исполняется три года. О том, чего удалось достичь за это время, рассказывают соруководитель программы Юлия Тюменева, преподаватель Елена Карданова и выпускник Дмитрий Аббакумов.


Магистерская программа «Измерения в психологии и образовании» была открыта в 2010 году на базе факультета психологии НИУ ВШЭ и Института развития образования НИУ ВШЭ в ответ на имеющийся в России дефицит специалистов в сфере образовательного тестирования и оценки профессиональных компетенций. Это первая и пока единственная в России программа, которая готовит сегодня высококвалифицированных специалистов в области разработки тестов и количественного анализа данных. Главным партнером и консультантом в разработке учебного плана программы стал Массачусетский университет — Центр оценки качества образования (Амхерст, США) — мировой лидер в области психометрики и разработки тестов.



В первый год существования магистерской программы, она мало кому была известна. Сегодня о ней знают не только в Москве, но и далеко за ее пределами. Наши специалисты пользуются большим спросом, со многими регионами России запущены прикладные исследовательские проекты, в которых принимают участие преподаватели, магистранты и выпускники программы.

— Если вспомнить, с чего начиналась программа, и сравнить с сегодняшним днем, что изменилось, каких результатов удалось достичь?

Юлия Тюменева: Во-первых, у нас появился новый партнер — Стэнфордский университет, США. Главным результатом сотрудничества явилось открытие в 2012 году Международной лаборатории анализа образовательной политики под руководством профессора Мартина Карноя. Основными партнерами лаборатории также стали колледжи образования Пекинского и Лондонского университетов. Деятельность лаборатории направлена на исследование важных процессов и насущных проблем российского образования, на оценку его положительных и отрицательных сторон. Преподаватели и студенты магистерской программы активно принимают участие в исследованиях лаборатории, также сотрудничество со Стэндфордским университетом помогает нашим преподавателям и студентам готовить публикации для лидирующих американских и европейских журналов.

В первый год существования магистерской программы, она мало кому была известна. Сегодня о ней знают не только в Москве, но и далеко за ее пределами. Наши специалисты пользуются большим спросом, со многими регионами России запущены прикладные исследовательские проекты, в которых принимают участие преподаватели, магистранты и выпускники программы. Например, сейчас на стадии завершения находится межрегиональный проект по разработке теста, который позволяет оценить индивидуальный прогресс ребенка в области овладения конкретным учебным предметом.

Елена Карданова: Сегодня можно говорить о повышении значимости нашей магистерской программы и в стенах родного университета. Скажем, студенты и выпускники программы активно участвуют в проекте по разработке контрольно-измерительных материалов (КИМ) к образовательным стандартам НИУ ВШЭ. В рамках данного проекта они оказывают помощь преподавателям — разработчикам КИМ в проведении апробаций и статистической обработке ее результатов. Также совместно с методическим управлением НИУ ВШЭ нами были разработаны специальные шаблоны оформления спецификации теста, оформления самого теста, а также анализа данных в рамках классической теории тестирования. В этом году мы приступили к разработке банков заданий для компьютерного адаптивного тестирования. Пока это пилотный проект, к участию в котором также активно привлекаются магистранты.

Сейчас продолжаю исследования в аспирантуре, а вместе с Инновационным центром НИУ ВШЭ мы работаем над патентованием алгоритма адаптивного обучения и выводом его на международный рынок.

Дмитрий Аббакумов: Как выпускник, а теперь и преподаватель программы хочу отметить, что обучение в магистратуре сформировало мои цели и интересы в жизни. Интересоваться вопросами компьютерного тестирования и электронного обучения я начал еще до поступления в магистратуру. В течение двух лет руководил проектом в этой области в компании «Роснефть». Однако именно обучение на программе открыло для меня что-то новое. Во-первых, я увлекся преподавательской деятельностью и по окончании магистратуры разработал курс «Теория и практика компьютерного тестирования», который сегодня читаю студентам. Во-вторых, у меня возрос интерес к исследовательской и инновационной деятельности. При написании магистерской диссертации я разработал алгоритм адаптивного обучения, позволяющий выстраивать индивидуальную траекторию обучения для каждого учащегося, отталкиваясь от его способностей и подготовленности. Сейчас продолжаю исследования в аспирантуре, а вместе с Инновационным центром НИУ ВШЭ мы работаем над патентованием алгоритма адаптивного обучения и выводом его на международный рынок.

— Для того чтобы поступить на программу, нужно ли обладать какими-то специальными знаниями?

Юлия Тюменева: Конечно, предпочтение мы отдаем людям, которые пришли из областей социальных наук и образования, но никаких ограничений для остальных мы не делаем. Чтобы поступить на магистерскую программу, необходимо иметь бакалаврскую степень и знать английский язык на хорошем уровне. Всему остальному мы обучим сами. Знание языка обязательно, потому что 90% наших учебных материалов — на английском языке. Набор на программу по-прежнему осуществляется на бюджетной (20 мест) и коммерческой основе.

 

Анастасия Чумак, корреспондент новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Психологи научились измерять мечты россиян

Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

Трудоголизм помог молодым нарциссам основать успешные стартапы

Международная команда ученых при участии директора Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Галины Широковой и ее студентов изучила особенности влияния нарциссизма на успех молодых предпринимателей. Выяснилось, что трудоголизм усиливает связь между нарциссизмом основателя компании и показателями ее деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Small Business Economics.

В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии

В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.

Психологическая служба: «психологи — это не страшно и не стыдно»

Студенты ежедневно сталкиваются с высокими нагрузками, при поступлении в университет оказываются в новой среде и условиях, к которым необходимо приспосабливаться. Во времена пандемии, когда изменения в привычном образе жизни коснулись каждого, было принято решение создать университетские психологические службы. Сегодня такие центры работают почти в каждом университете, но студенты до сих пор зачастую стесняются обращаться в них за помощью. Между тем это могло бы решить многие проблемы и сделать их жизнь комфортнее.

Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога

22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве

Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».