• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Политические вызовы современности: магистратура для учителей

Закончено обучение первого набора магистерской программы ВШЭ «Политические вызовы современности». О ней рассказывает ее выпускник, заместитель заведующего кафедрой всеобщей и отечественной истории ВШЭ Григорий Лукьянов.

 

— Григорий, как вы узнали о программе «Политические вызовы современности», что вас в ней привлекло?

— Весной 2010 года мне предложили поучаствовать в фокус-группе, целью которой был мониторинг заинтересованности студентов факультета прикладной политологии в новой магистерской программе. Я послушал презентацию программы «Политические вызовы современности», поговорил с преподавателями факультета и сотрудниками Института развития образования (сейчас программа реализуется  кафедрой всеобщей и отечественной истории совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ) и вместе с еще несколькими моими однокурсниками решил поступать на нее. И за прошедшие два с половиной года обучения, я ни разу об этом не пожалел.

Моя профессиональная карьера плавно вписалась в траекторию развития программы. На момент поступления в магистратуру я работал на факультете политологии оператором электронно-вычислительных машин — первая ступень карьеры в университете для человека без диплома, и предполагал связать свою жизнь с системой образования. В процессе обучения меня пригласили работать в Институт образования, заниматься продвижением программы, а еще через год я начал преподавать на кафедре всеобщей и отечественной истории, которая к тому моменту стала общеуниверситетской.

— На ваш экспертный взгляд (как выпускника и как менеджера программы) в чем заключается специфика магистерской программы «Политические вызовы современности»?

Принципиальное отличие от «обычных» политологических программ — это ориентация на образовательную сферу, на людей, которые связывают свою профессиональную судьбу с системой среднего, среднего профессионального и высшего образования.

— Ее принципиальное отличие от «обычных» политологических программ — это ориентация на образовательную сферу, на людей, которые связывают свою профессиональную судьбу с системой среднего, среднего профессионального и высшего образования.

В качестве другой альтернативы для действующих учителей, являющихся основной аудиторией программы, можно рассматривать магистерские программы педвузов или курсы повышения квалификации. Но в отличие от них мы не учим преподавать, а готовим предметных экспертов, способных создать методически корректную авторскую программу, а затем интегрировать ее в образовательную систему. Реформирование системы образования — это многолетний и трудоемкий процесс, и вряд ли в нашей стране будет иметь успех революционный подход, поэтому мы предлагаем учителям изнутри заняться преобразованием этой системы, начав с собственных разработок.

Задача, стоящая перед выпускниками программы, непроста и амбициозна — мы должны «открыть» политологию как науку для российского образовательного пространства. В России долгое время политологии как сферы знания просто не существовало, в то время как на западе эта наука успешно развивалась и накопила за прошедшие десятилетия серьезный научный и образовательный потенциал. И наша задача привнести ее достижения в систему российского образования, начиная с самых первых ее ступеней, со школы. Именно поэтому на нашем выпуске приблизительно треть магистрантов составляли школьные учителя.

— Не возникало сложностей из-за неравномерного состава группы?

У нас была очень интересная группа: возрастной диапазон от 20 до 50 лет, бакалавры, специалисты, несколько кандидатов наук, люди с разным жизненным опытом и разными профессиональными интересами. Мы вместе разбирались в том, что сегодня происходит в школе и в целом в системе образования.

— На мой взгляд, это не сложность, а преимущество нашей программы. По собственному опыту могу сказать, что возможность совместного обучения с людьми, которые обладают большим практическим опытом, очень полезно. С другой стороны, для меня было очень важно, что люди старше и опытнее меня внимательно меня слушают, что я сам могу чему-то их научить, мы (бакалавры) старались поделиться теми знаниями, которые получили за годы обучения на факультете прикладной политологии.

Вообще, у нас была очень интересная группа: возрастной диапазон от 20 до 50 лет, бакалавры, специалисты, несколько кандидатов наук, люди с разным жизненным опытом и разными профессиональными интересами. Мы вместе разбирались в том, что сегодня происходит в школе и в целом в системе образования, обычно это происходило в рамках научно-исследовательского семинара, где не только обсуждались темы итогового исследования, но и рождался диалог и обмен опытом, ради которого, собственно, и создавалась программа. В рамках педагогической практики мы посещали занятия наших однокурсников-учителей, поэтому была возможность сразу по горячим следам оценить то, как можно применять в работе те методы и знания, которые обсуждались в теории. Такая совместная работа позволяет избавиться от многих стереотипов и мифов — как у студентов, так и учителей. Например, у меня было весьма предвзятое отношение к школьным учителям, и в целом я воспринимал систему школьного образования как косную и не всегда профессиональную, в свою очередь для многих учителей стало неожиданностью, что ВШЭ — это вовсе не закрытый клуб, куда невозможно попасть.

— Какие предметы составляют содержание обучения на программе?

— Так как предполагается, что выпускники программы станут предметными экспертами в сфере гуманитарного знания, то перед студентами ставится задача освоения огромного количества текстов ценных не только в политологическом, но и в общегуманитарном плане —  классических работ по философии, психологии, политологии. Авторитет учителя во многом зависит от его умения отвечать на вопросы и внятно объяснять фундаментальные вещи. Один из руководителей нашей программы Лев Львович Любимов часто говорил нам: «Мы все ловко оперируем словом «смысл», но только единицы способны дать внятное определение, что такое смысл. И наша задача — увеличить число людей, которые представляют, о чем они говорят».

— А есть ли что-то, что вам хотелось бы изменить в программе?

— Уже в процессе обучения программа начала меняться, скажем, возникла идея расширить программу на регионы и поменять форму работы с вечерней на модульную, когда региональные студенты приезжают семь раз на две недели, а остальное время работают с помощью системы ЛМС и других инструментов дистанционного обучения. В этом году одна группа будет учиться по вечерней системе, как учились предыдущие группы, и одна группа будет работать в формате модулей. Наличие модульного формата представляет интерес и для тех, кто уже закончил программу, так как это позволяет оставаться в контакте с программой, принимать участие в ее работе в качестве обучающихся или в качестве консультантов для новых студентов.

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Образовательные программы ВШЭ по политологии прошли международную аккредитацию

Бакалаврская программа «Политология» и магистерские программы «Прикладная политология» и «Политика. Экономика. Философия» получили пятилетнюю аккредитацию Центрального агентства по оценке и аккредитации (ZEvA), базирующегося в Ганновере.

Не соглашайтесь на меньшее, или Почему политология именно в НИУ ВШЭ?

В ВШЭ продолжается прием документов на бакалаврские программы, в том числе и на «Политологию». Об особенностях обучения на этой программе, будущем выпускников-политологов и о новых возможностях, которые появились у абитуриентов в этом году, рассказывает академический руководитель программы Михаил Миронюк.

Ученые ВШЭ приняли участие во всемирном конгрессе политологов

В июле преподаватели и студенты факультета социальных наук Высшей школы экономики приняли участие в работе 23-го Всемирного конгресса Международной ассоциации политической науки, который прошел в Монреале. На специальных заседаниях форума были представлены два коллективных проекта НИУ ВШЭ.

Лицеисты — одна из самых мотивированных аудиторий

Преподаватель факультета прикладной политологии ВШЭ Илья Локшин ведет в лицее ВШЭ курс политологии. В интервью новостной службе портала он рассказал, о чем ведутся дискуссии на его занятиях, в каких случаях допустимо проявлять непочтение к классикам науки и что интересует лицеистов, кроме подготовки к ЕГЭ.

Программа для преподавателей обществознания

Стартовал набор на магистерскую программу «Политические вызовы современности», которая рассчитана как на состоявшихся учителей, так и на вчерашних бакалавров. О программе рассказывают ее руководитель, заведующий кафедрой всеобщей и отечественной истории ВШЭ Алексей Рябинин и его заместитель Григорий Лукьянов.

«Аспирантура — просто одна из ступенек на пути в науку»

Денис Стукал, аспирант кафедры теории политики и политического анализа факультета прикладной политологии ВШЭ, защитил кандидатскую диссертацию досрочно, потратив на подготовку работы полтора года вместо положенных трех лет.

Новые журнальные публикации, выпуск № 16

Аннотированный обзор новых публикаций преподавателей и исследователей ВШЭ по вопросам государственного и муниципального управления, образования, политологии, философии и информационным технологиям.

Три дня на «кухне» политтехнологий

С 30 января по 2 февраля в одном из подмосковных пансионатов прошла традиционная Зимняя школа для абитуриентов магистратуры НИУ ВШЭ по политологии.

Каспэ С. И. Политическая теология и nation-building: общие положения, российский случай. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012

Проблемы строительства российской нации помещаются в книге Святослава Каспэ в нетривиальный контекст. Обнаруживая многочисленные пересечения двух, казалось бы, далеких теоретических традиций — политической теологии и структурного функционализма, автор выстраивает оригинальную концептуальную схему, приложение которой к современным российским реалиям дает неожиданные результаты.

«Есть время для чисел, и есть время для слов»

По мнению выпускников ВШЭ, Святослав Каспэ, профессор кафедры общей политологии Высшей школы экономики, — один из лучших преподавателей университета 2011 года.