• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистратура: зимняя школа по социологии – 2012

В начале февраля прошла ежегодная Зимняя школа магистратуры факультета социологии ВШЭ, в которой приняли участи 35 студентов выпускных курсов бакалавриата из разных регионов РФ и СНГ.

На факультете их встречали и помогали «сориентироваться на местности» магистранты ВШЭ Инна Прочухан, Алена Верескун и Саша Запольская. Знакомство проходило как с физическим, так и с социальным пространством факультета, а социологи прекрасно понимают, насколько это связанные вещи. Гости ознакомились с электронными ресурсами Вышки, и посетили секции Конференции памяти Александра Крыштановского «Современная социология — современной России...».

Выступив перед слушателями школы вечером первого дня, декан факультета социологии Александр Чепуренко рассказал об общих принципах магистерских программ ВШЭ и о специфике четырех магистерских программ факультета.

 

День второй

Магистерскую программу «Прикладные методы социального анализа рынков», которую ведут сразу две кафедры — методов и экономической социологии — представил проректор В.Радаев. Он же затем провел мастер-класс по экономической социологии, после которого ответил на множество вопросов участников Школы. В частности студентов интересовала система выбора курсов в ВШЭ, в частности границы, по выражению Радаева, «вакханалии свободы»: студенты посетовали, что в год можно выбрать только 6 дисциплин. Последовали объяснения, что в качестве вольного слушателя можно посещать неограниченное количество курсов, выбор же дисцплин, включаемых в индивидуальный план, должен быть ответственным.

О магистерской программе «Комплексный социальный анализ» слушателям Зимней школы рассказала И.Девятко. Также она представила исследование по направлению «Folk sociology», цель которого — разработка основ нового подхода к исследованию нормативного, дескриптивного и объяснительного обыденного знания о социальном мире с использованием теорий «народной науки» и «наивного» специализированного знания и соответствующих методов исследования, разработанных в рамках когнитивной науки и смежных дисциплин.

После чего, разделившись на группы, студенты приняли участие в дискуссиях и групповой работе. Некоторые круглые столы проводили нынешние студенты магистратуры, которые рассказали абитуриентам о некоторых «непрописанных» аспектах магистерских программ.

Лидия Камальдинова провела круглый стол в форме проектной игры на тему «Мотивация к продолжению образования в магистратуре». Участникам было предложено спроектировать социологическое исследование. Цель — определить мотивы к продолжению образования после бакалавриата/специалитета в магистратуре, а также мотивы к отказу от продолжения учебы. В ходе проектной игры обсуждались актуальность исследования, цель, задачи, конструирование выборки, методы сбора данных и даже логика построения анкеты для опроса.

Параллельно Алексей Шпенев и Мария Павлова — магистранты программы «Демография» — собрали интересующихся миграционными проблемами. Обсуждалась тема завершения демографического перехода, основные тенденции, гипотезы о будущих трендах, о возможностях общества и институтов государства выработать цели демографической политики и предпринять эффективные шаги по ее реализации.

Третью «площадку» вела Александра Запольская. В режиме «мозгового штурма» участники генерировали идеи, темы и проблемы, которые актуальны для исследователей общественных движений.

После того, как каждая из подгрупп подвела итоги обсуждения, социологи вновь собрались вместе, чтобы прослушать мастер-класс И.Климова о моделях объяснения и типах теоретической логики в основных социологических парадигмах и проблемах применения этой типология к исследованиям процессов социальной мобилизации.

Вечером, в рамках киносеминара, который проводила Запольская, слушателям было предложено применить только что полученные знания на практике — соотнести социологические теории с эпизодами кинофильма «Хлеб и розы».

 

День третий

Следующий день Школы начался с выступления Александра Демидова, рассказавшего о Базовой кафедре ГФК-Русь. Он рассказал, в частности, о развитии и распространении новых методов исследования, об общем состоянии рынка маркетинговых исследований, о возможностях стажировки и работы в ГФК-Русь.

Тему методик и необходимости освоения обширного методного аппарата социологии продолжила Юлиана Толстова. Ее мастер-класс — «Особенности измерения в социологии» — был посвящен рефлексии относительно использования процедур измерения и методик. Для социолога крайне важно понимать, что же оказалось у него в руках — факт, или же эпифеномен некорректно проведенного измерения. Собственно о ловушках, о чуть ли не детективных расследованиях, которыми должен заниматься методолог, о необходимости «методологического занудства» и говорила Юлиана Толстова.

Разговор о методах продолжила Ирина Козина, решившая не только рассказать о методном арсенале, имеющемся в опыте сотрудников кафедры, но также и продемонстрировать один из проектов, уже несколько лет реализующийся силами сотрудников кафедры. Проект связан с проведением комплексного мониторинга социально-трудовых отношений в рамках одного из крупных российских холдингов. В результате многолетней работы у исследователей накоплен большой опыт по разработке методик и применению полевого инструментария.

Участники Зимней Школы магистратуры факультета социологии ВШЭ
Участники Зимней Школы магистратуры факультета социологии ВШЭ
Неподдельный интерес вызвала презентация программы «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций», которую провел ее руководитель — Никита Покровский. Слушателей в особенности заинтересовала тема современного состояния социологии и ее «культурного обоснования» в обществе. Что делать, если больной не видит нужды проходить обследование? И даже если он и сдаст анализы, результаты его не интересуют? В такой ситуации оказалась сегодня социология. Актуальная задача — наладить коммуникацию в тех формах, чтобы посыл был понятен неспециалисту. Алармизм М. Буравого понятен, «но не место социологии на баррикадах, мы должны делать акцент на создании культуры», резюмировал Н.Покровский.

После выступления мэтров социологии продолжилась работа дискуссионных площадок по направлениям магистерской подготовки. Наибольший интерес вызвал круглый стол Романа Чалого, Арины Шароновой «Визуальная социология: точки зрения». Он был посвящен обсуждению методов социологического анализа визуальных данных. Социологу важно не только вскрывать мотивы и ценности, лежащие в основе поступков индивидов, но и выявлять их преломление в публичном пространстве: в блогах, социальных сетях, интервью, лозунгах, плакатах, произведениях искусства. На этом уровне анализа к требованиям актуализации «явных» смыслов добавляется скрытый уровень идеологии, поэтому для профессионального публичного социолога важно обладать навыками «деконструирования» идеологической надстройки как текстовых, так и визуальных материалов. Участники Зимней школы познакомились с принципами анализа документальных фотографий и смогли применить вновь обретенные навыки на практике: в процессе работы в группах и затем, в ходе группового обсуждения. Главным итогом дискуссии стал вывод о необходимости критического восприятия действительности социологом, постоянном обращении к «социологическому воображению» и овладения новыми навыками анализа — в данном случае, анализа визуальных данных.

Слушатели, выбравшие направление «Демография», обсуждали с М.Павловой и А.Шпеневым проблему миграции «в зеркале» российских проблем и демографической ситуации. Слушатели сошлись во мнении, что знание демографических показателей и статистики, умение применять демографический анализ позволяет не только получать достоверное понимание «длинных трендов» в развитии страны, но также освобождает от целого ряда мифов в «обыденном восприятии» миграционных проблем.

Третьим направлением дискуссий стала тема сетевого подхода в социологических исследованиях. Круглый стол проводила Екатерина Князева, преподаватель из Белорусского государственного университета. Участники по большей части имели уже опыт работы с сетевыми моделями и сетевым анализом и попытались построить «карту» возможностей и ограничений данного метода применительно к социальной проблематике.

На четвертой дискуссионной площадке проходила проектная игра «Гражданин Наблюдатель как объект исследования». Иван Климов предложил небольшой группе участников сформировать тематическую структуру возможного исследования, посвященного «движению наблюдателей», столь наглядно проявившемуся в ходе недавних выборов в Госдуму. В результате удалось составить «картографию проблем и исследовательских задач», на которые можно ориентироваться при планировании собственного исследования по данной теме.

После ужина состоялся референдум. Иван Климов вынес на обсуждение один единственный вопрос: смотрим ли мы иностранный и чуждый нам фильм «F.I.S.T.» и обсуждаем — как вчера, или же идем играть в снежки и штурмовать зимнюю крепость? (Благо скоро будет годовщина битвы под Малоярославцем, куда двинулся Наполеон после ухода из Москвы). Через десять минут все бросились на защиту Отчизны.

 

День четвертый

Последний день работы Школы начался с мастер-класса директора Института демографии ВШЭ, руководителя магистерской программы «Демография» Анатолия Вишневского. Социологи зачастую пренебрегают багажом знаний из этой области. Но какое самое важное событие в XX веке? Полет в космос? Война? Создание омпьютера? Нет. За сто лет численность населения Земли увеличилась в 4 раза — такого никогда не было, и не будет никогда впредь. Такой скачок меняет всю судьбу человечества. Однако помимо этого есть и другие острые проблемы — как теоретические, так и исследовательские. Например, сущность эпидемиологического перехода и его исторические предпосылки. Как возможно контролировать экзогенные (средовые и поведенческие) и эндогенные факторы смертности? Как связаны эпидемиологический переход и рост продолжительности жизни? Или точнее — рост продолжительности здоровой жизни? А если рассматривать эпидемиологический переход как самостоятельный исторический феномен, можно ли оценить его «модернизирующую роль»?

Михаил Денисенко продолжил тему, рассказав о структуре магистерской программы «Демография». Особый интерес слушателей вызвал рассказ о том, как используются знания и методы демографии в бизнесе (на примере кампании Де Бирс) — при принятии стратегических решений и разработке перспективных программ развития.

Одно из последних занятий проводил испанский историк Антонио Фернандес, рассказывавший о социальной истории гражданской войны в Испании, о факторах, предопределивших развитие событий тех лет. Собственно рассказ о предпосылках гражданской войны профессор Фернандес начал прослеживать с XVIII века. Обсуждение и вопросы слушателей показали, что в социальной истории гражданских войн в Испании и России много общего, однако есть и принципиальные отличия, которые не позволяют проводить прямые аналогии. Другая тема, вызвавшая бурную дискуссию — как переживается и изживается травматический опыт «внутренней войны» в испанском и российском обществе. Одно из важных отличий — влияние данной темы на актуальную социально-политическую повестку: если в России события начала прошлого века практически не используются в идеологических и политических баталиях, то в Испании они еще остаются источником и социальной напряженности, и политических конфликтов. В качестве примера профессор Фернандес рассказал о преследовании испанского судьи Бальтасара Гарсона, рискнувшего вернуться в своей судебной практике к изучению обстоятельств массовых расстрелов во время гражданской войны.

Завершающим событием Школы стала встреча с заместителем генерального директора ВЦИОМа Константином Абрамовым. Речь шла о менеджменте социологических исследований, о проблемах, требующих не просто осмысления и систематизации, но и ежедневной напряженной работы. Рассказ и о базовой кафедре ВЦИОМа, и о самой исследовательской организации был не просто важен — он наглядно демонстрировал слушателям возможности для профессионального и карьерного роста выпускников Вышки.

После ужина участники подвели итоги Зимней школы. Слушатели высказывались о том, насколько оправдались их ожидания, что было сделано хорошо, а какие моменты требуют доработки и изменений. Были вручены дипломы, выслушаны благодарности и пожелания, произнесены напутствия и обещания увидеться как минимум — на приближающейся Олимпиаде для поступающих в магистратуру, как максимум — на вступительных экзаменах этим летом.

Вам также может быть интересно:

ВШЭ и Сбербанк подготовят новое поколение специалистов по анализу финансовых данных

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сбербанк открывают новую магистерскую программу «Финансовые технологии и анализ данных». 30 лучших абитуриентов, поступивших на программу, смогут обучаться на ней за счет Сбербанка.

«Если ты не владеешь "скрытой" частью программного стека, ты не владеешь ничем»

В 2017 году в Вышке пройдет набор на новую магистерскую программу «Системное программирование». Там будут готовить специалистов, которые занимаются самым сложным и самым важным уровнем программирования. Кого и как будут учить на этой программе,  рассказывает ее руководитель Александр Петренко.

Студенты Вышки стали победителями кейс-чемпионата Oliver Wyman Impact 2017

Команда из четырех студентов магистерской программы «Стратегическое управление финансами фирмы» была признана победителем из более чем сотни команд.

На зимних школах ВШЭ говорили о науке и поэзии

В начале февраля в учебном центре «Вороново» впервые собрались вместе представители сразу четырех факультетов НИУ ВШЭ. К инженерам, программистам и математикам, которые и раньше организовывали там свои зимние школы, теперь присоединились физики, у которых первый прием в магистратуру недавно созданного факультета физики пройдет как раз в 2017 году.

В МИЭМ НИУ ВШЭ открывается магистерская программа «Квантово-информационные технологии»

О том, что она предлагает абитуриентам и почему будущее — за квантовыми технологиями, рассказывает научный руководитель программы, профессор департамента электронной инженерии Константин Арутюнов.

«Мы не хотим заниматься физикой, которая кончилась 20 лет назад»

В 2017 году в Вышке пройдет первый набор на магистерскую программу «Физика». О том, чему будут учить студентов, кого ждут и кого будут готовить на этой магистерской программе, рассказывает ее руководитель, директор Института теоретической физики им. Л.Д. Ландау член-корреспондент РАН Владимир Лебедев.

Какими бывают современные родители

Долг или удовольствие, рутина или самореализация — заботу о ребенке можно воспринимать очень по-разному. Ученые НИУ ВШЭ выделили пять моделей современного родительства.

Учитель должен помнить, что самое важное в его работе не предмет, а школьник

В конце минувшего года преподаватель социологии в Лицее НИУ ВШЭ, замдекана факультета социальных наук Кирилл Сорвин стал лауреатом «Золотой Вышки» в новой номинации «Успех учителя». Новостная служба ВШЭ поговорила с ним о том, каким должен быть учитель, зачем изучать социологию, об отличии современных детей от детей 90-х годов, а также о том, что не так в современной школе.

Открывается магистерская программа «Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур»

На факультете гуманитарных наук ВШЭ открывается новая магистерская программа, посвященная преподаванию русского языка как иностранного. Академический руководитель программы Ольга Еремина рассказала, для чего программу сделали двуязычной, кто такие эритажные студенты и почему рынок труда для выпускников программы будет только расти.

«Наши студенты должны осуществить научный прорыв на стыке математики и компьютерных наук»

В 2017 году факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сколтех будут вести совместный прием на магистерскую программу «Статистическая теория обучения», которая станет правопреемницей программы «Математические методы оптимизации и стохастики». О научной составляющей новой программы и о возможностях, которые она предоставляет студентам не только магистратуры, но и бакалавриата, рассказывает академический руководитель программы, профессор математических наук университета Гумбольдта в Берлине, Владимир Спокойный.