• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистратура: зимняя школа по социологии – 2012

В начале февраля прошла ежегодная Зимняя школа магистратуры факультета социологии ВШЭ, в которой приняли участи 35 студентов выпускных курсов бакалавриата из разных регионов РФ и СНГ.

На факультете их встречали и помогали «сориентироваться на местности» магистранты ВШЭ Инна Прочухан, Алена Верескун и Саша Запольская. Знакомство проходило как с физическим, так и с социальным пространством факультета, а социологи прекрасно понимают, насколько это связанные вещи. Гости ознакомились с электронными ресурсами Вышки, и посетили секции Конференции памяти Александра Крыштановского «Современная социология — современной России...».

Выступив перед слушателями школы вечером первого дня, декан факультета социологии Александр Чепуренко рассказал об общих принципах магистерских программ ВШЭ и о специфике четырех магистерских программ факультета.

 

День второй

Магистерскую программу «Прикладные методы социального анализа рынков», которую ведут сразу две кафедры — методов и экономической социологии — представил проректор В.Радаев. Он же затем провел мастер-класс по экономической социологии, после которого ответил на множество вопросов участников Школы. В частности студентов интересовала система выбора курсов в ВШЭ, в частности границы, по выражению Радаева, «вакханалии свободы»: студенты посетовали, что в год можно выбрать только 6 дисциплин. Последовали объяснения, что в качестве вольного слушателя можно посещать неограниченное количество курсов, выбор же дисцплин, включаемых в индивидуальный план, должен быть ответственным.

О магистерской программе «Комплексный социальный анализ» слушателям Зимней школы рассказала И.Девятко. Также она представила исследование по направлению «Folk sociology», цель которого — разработка основ нового подхода к исследованию нормативного, дескриптивного и объяснительного обыденного знания о социальном мире с использованием теорий «народной науки» и «наивного» специализированного знания и соответствующих методов исследования, разработанных в рамках когнитивной науки и смежных дисциплин.

После чего, разделившись на группы, студенты приняли участие в дискуссиях и групповой работе. Некоторые круглые столы проводили нынешние студенты магистратуры, которые рассказали абитуриентам о некоторых «непрописанных» аспектах магистерских программ.

Лидия Камальдинова провела круглый стол в форме проектной игры на тему «Мотивация к продолжению образования в магистратуре». Участникам было предложено спроектировать социологическое исследование. Цель — определить мотивы к продолжению образования после бакалавриата/специалитета в магистратуре, а также мотивы к отказу от продолжения учебы. В ходе проектной игры обсуждались актуальность исследования, цель, задачи, конструирование выборки, методы сбора данных и даже логика построения анкеты для опроса.

Параллельно Алексей Шпенев и Мария Павлова — магистранты программы «Демография» — собрали интересующихся миграционными проблемами. Обсуждалась тема завершения демографического перехода, основные тенденции, гипотезы о будущих трендах, о возможностях общества и институтов государства выработать цели демографической политики и предпринять эффективные шаги по ее реализации.

Третью «площадку» вела Александра Запольская. В режиме «мозгового штурма» участники генерировали идеи, темы и проблемы, которые актуальны для исследователей общественных движений.

После того, как каждая из подгрупп подвела итоги обсуждения, социологи вновь собрались вместе, чтобы прослушать мастер-класс И.Климова о моделях объяснения и типах теоретической логики в основных социологических парадигмах и проблемах применения этой типология к исследованиям процессов социальной мобилизации.

Вечером, в рамках киносеминара, который проводила Запольская, слушателям было предложено применить только что полученные знания на практике — соотнести социологические теории с эпизодами кинофильма «Хлеб и розы».

 

День третий

Следующий день Школы начался с выступления Александра Демидова, рассказавшего о Базовой кафедре ГФК-Русь. Он рассказал, в частности, о развитии и распространении новых методов исследования, об общем состоянии рынка маркетинговых исследований, о возможностях стажировки и работы в ГФК-Русь.

Тему методик и необходимости освоения обширного методного аппарата социологии продолжила Юлиана Толстова. Ее мастер-класс — «Особенности измерения в социологии» — был посвящен рефлексии относительно использования процедур измерения и методик. Для социолога крайне важно понимать, что же оказалось у него в руках — факт, или же эпифеномен некорректно проведенного измерения. Собственно о ловушках, о чуть ли не детективных расследованиях, которыми должен заниматься методолог, о необходимости «методологического занудства» и говорила Юлиана Толстова.

Разговор о методах продолжила Ирина Козина, решившая не только рассказать о методном арсенале, имеющемся в опыте сотрудников кафедры, но также и продемонстрировать один из проектов, уже несколько лет реализующийся силами сотрудников кафедры. Проект связан с проведением комплексного мониторинга социально-трудовых отношений в рамках одного из крупных российских холдингов. В результате многолетней работы у исследователей накоплен большой опыт по разработке методик и применению полевого инструментария.

Участники Зимней Школы магистратуры факультета социологии ВШЭ
Участники Зимней Школы магистратуры факультета социологии ВШЭ
Неподдельный интерес вызвала презентация программы «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций», которую провел ее руководитель — Никита Покровский. Слушателей в особенности заинтересовала тема современного состояния социологии и ее «культурного обоснования» в обществе. Что делать, если больной не видит нужды проходить обследование? И даже если он и сдаст анализы, результаты его не интересуют? В такой ситуации оказалась сегодня социология. Актуальная задача — наладить коммуникацию в тех формах, чтобы посыл был понятен неспециалисту. Алармизм М. Буравого понятен, «но не место социологии на баррикадах, мы должны делать акцент на создании культуры», резюмировал Н.Покровский.

После выступления мэтров социологии продолжилась работа дискуссионных площадок по направлениям магистерской подготовки. Наибольший интерес вызвал круглый стол Романа Чалого, Арины Шароновой «Визуальная социология: точки зрения». Он был посвящен обсуждению методов социологического анализа визуальных данных. Социологу важно не только вскрывать мотивы и ценности, лежащие в основе поступков индивидов, но и выявлять их преломление в публичном пространстве: в блогах, социальных сетях, интервью, лозунгах, плакатах, произведениях искусства. На этом уровне анализа к требованиям актуализации «явных» смыслов добавляется скрытый уровень идеологии, поэтому для профессионального публичного социолога важно обладать навыками «деконструирования» идеологической надстройки как текстовых, так и визуальных материалов. Участники Зимней школы познакомились с принципами анализа документальных фотографий и смогли применить вновь обретенные навыки на практике: в процессе работы в группах и затем, в ходе группового обсуждения. Главным итогом дискуссии стал вывод о необходимости критического восприятия действительности социологом, постоянном обращении к «социологическому воображению» и овладения новыми навыками анализа — в данном случае, анализа визуальных данных.

Слушатели, выбравшие направление «Демография», обсуждали с М.Павловой и А.Шпеневым проблему миграции «в зеркале» российских проблем и демографической ситуации. Слушатели сошлись во мнении, что знание демографических показателей и статистики, умение применять демографический анализ позволяет не только получать достоверное понимание «длинных трендов» в развитии страны, но также освобождает от целого ряда мифов в «обыденном восприятии» миграционных проблем.

Третьим направлением дискуссий стала тема сетевого подхода в социологических исследованиях. Круглый стол проводила Екатерина Князева, преподаватель из Белорусского государственного университета. Участники по большей части имели уже опыт работы с сетевыми моделями и сетевым анализом и попытались построить «карту» возможностей и ограничений данного метода применительно к социальной проблематике.

На четвертой дискуссионной площадке проходила проектная игра «Гражданин Наблюдатель как объект исследования». Иван Климов предложил небольшой группе участников сформировать тематическую структуру возможного исследования, посвященного «движению наблюдателей», столь наглядно проявившемуся в ходе недавних выборов в Госдуму. В результате удалось составить «картографию проблем и исследовательских задач», на которые можно ориентироваться при планировании собственного исследования по данной теме.

После ужина состоялся референдум. Иван Климов вынес на обсуждение один единственный вопрос: смотрим ли мы иностранный и чуждый нам фильм «F.I.S.T.» и обсуждаем — как вчера, или же идем играть в снежки и штурмовать зимнюю крепость? (Благо скоро будет годовщина битвы под Малоярославцем, куда двинулся Наполеон после ухода из Москвы). Через десять минут все бросились на защиту Отчизны.

 

День четвертый

Последний день работы Школы начался с мастер-класса директора Института демографии ВШЭ, руководителя магистерской программы «Демография» Анатолия Вишневского. Социологи зачастую пренебрегают багажом знаний из этой области. Но какое самое важное событие в XX веке? Полет в космос? Война? Создание омпьютера? Нет. За сто лет численность населения Земли увеличилась в 4 раза — такого никогда не было, и не будет никогда впредь. Такой скачок меняет всю судьбу человечества. Однако помимо этого есть и другие острые проблемы — как теоретические, так и исследовательские. Например, сущность эпидемиологического перехода и его исторические предпосылки. Как возможно контролировать экзогенные (средовые и поведенческие) и эндогенные факторы смертности? Как связаны эпидемиологический переход и рост продолжительности жизни? Или точнее — рост продолжительности здоровой жизни? А если рассматривать эпидемиологический переход как самостоятельный исторический феномен, можно ли оценить его «модернизирующую роль»?

Михаил Денисенко продолжил тему, рассказав о структуре магистерской программы «Демография». Особый интерес слушателей вызвал рассказ о том, как используются знания и методы демографии в бизнесе (на примере кампании Де Бирс) — при принятии стратегических решений и разработке перспективных программ развития.

Одно из последних занятий проводил испанский историк Антонио Фернандес, рассказывавший о социальной истории гражданской войны в Испании, о факторах, предопределивших развитие событий тех лет. Собственно рассказ о предпосылках гражданской войны профессор Фернандес начал прослеживать с XVIII века. Обсуждение и вопросы слушателей показали, что в социальной истории гражданских войн в Испании и России много общего, однако есть и принципиальные отличия, которые не позволяют проводить прямые аналогии. Другая тема, вызвавшая бурную дискуссию — как переживается и изживается травматический опыт «внутренней войны» в испанском и российском обществе. Одно из важных отличий — влияние данной темы на актуальную социально-политическую повестку: если в России события начала прошлого века практически не используются в идеологических и политических баталиях, то в Испании они еще остаются источником и социальной напряженности, и политических конфликтов. В качестве примера профессор Фернандес рассказал о преследовании испанского судьи Бальтасара Гарсона, рискнувшего вернуться в своей судебной практике к изучению обстоятельств массовых расстрелов во время гражданской войны.

Завершающим событием Школы стала встреча с заместителем генерального директора ВЦИОМа Константином Абрамовым. Речь шла о менеджменте социологических исследований, о проблемах, требующих не просто осмысления и систематизации, но и ежедневной напряженной работы. Рассказ и о базовой кафедре ВЦИОМа, и о самой исследовательской организации был не просто важен — он наглядно демонстрировал слушателям возможности для профессионального и карьерного роста выпускников Вышки.

После ужина участники подвели итоги Зимней школы. Слушатели высказывались о том, насколько оправдались их ожидания, что было сделано хорошо, а какие моменты требуют доработки и изменений. Были вручены дипломы, выслушаны благодарности и пожелания, произнесены напутствия и обещания увидеться как минимум — на приближающейся Олимпиаде для поступающих в магистратуру, как максимум — на вступительных экзаменах этим летом.

Вам также может быть интересно:

Неравенство возможностей

Большинство россиян уверены, что для достижения их жизненных целей лучше подходят столичные мегаполисы. При этом почти 50% жителей Москвы и Санкт-Петербурга считают, что достигли меньше желаемого, а свыше половины горожан в провинции уверены, что добились всего или многого. Светлана Мареева выяснила, почему провинциалы чувствуют себя успешнее, чем жители столиц.

ВТБ расскажет о новых технологиях финалистам олимпиады «Я — профессионал»

НИУ ВШЭ и ВТБ открыли в Москве Зимнюю школу по бизнес-информатике «Цифровая трансформация: технологии, меняющие реальность». Мероприятие организовано для финалистов олимпиады «Я — профессионал» и пройдет с 13 по 15 февраля в Москве.

НИУ ВШЭ и Банк ВТБ провели зимнюю школу по финансам для финалистов олимпиады «Я – профессионал»

В Москве прошла зимняя школа «Финансы, меняющие мир» для финалистов первой профессиональной олимпиады для студентов «Я — профессионал» по направлению «Финансы и кредит». Организаторы, Банк ВТБ и НИУ ВШЭ, подготовили для участников масштабную интерактивную программу, предполагающую погружение в последние тренды финансовых рынков и банковской отрасли.

Карьеристы и патриоты

Что узнали социологи ВШЭ, работая «под прикрытием» в радикальных молодежных движениях.

Экономическую зимнюю школу студенческой олимпиады «Я — профессионал» открыл Герман Греф

31 января началась зимняя школа для финалистов олимпиады студентов «Я — профессионал» по направлению «Экономика», которую проводят НИУ ВШЭ и Сбербанк. В течение четырех дней интенсивных тренингов и лекций в кампусе Корпоративного университета Сбербанка 135 участников из 31 региона обсудят с российскими учеными и экспертами компетенции экономиста будущего и представят свой взгляд на перспективы экономического развития России.

Рабочие в прошлом

Люди рабочих специальностей после распада СССР оказались невидимой группой общества. Их идентичность сегодня строится во многом на памяти о советском прошлом, у них растет чувство социального неравенства. К таким выводам пришли ученые ВШЭ в ходе полевого исследования, проведенного в бывшем соцгороде Уралмаш, расположенном на территории Екатеринбурга.

Иллюзорный идеал старения

В современном мире становится модной концепция успешного старения. Она предполагает, что человек в зрелом возрасте как можно дольше сохраняет активность, здоровье и привлекательный внешний вид. Особые требования в этом плане социум предъявляет к женщинам. Перешагнув 50-летний рубеж, они нередко оказываются в поисках своей новой идентичности. Это демонстрируют результаты анализа, основанного на данных качественных интервью с москвичками среднего возраста.

Люди без памяти

Что делает с современным человеком культ скорости.

Работа на миллион

Что такое массовые профессии и есть ли у них будущее.

Раннее алкогольное созревание

Подростки, которые планируют получить неполное среднее образование и продолжить обучение в техникуме или училище, чаще потребляют алкоголь, чем потенциальные абитуриенты вузов. Это подтвердил опрос более 1000 российских школьников, проведенный в рамках совместного исследования ученых из НИУ ВШЭ и Нью-Йоркского Университета.