• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

БАК, роботы и любовь: что посмотреть и обсудить на Днях научного кино в Вышке

9 ноября в Вышке в рамках фестиваля «ФАНК» начнутся Дни научного кино. Вместе с гостями фестиваля фильмы посмотрят приглашенные ученые, которые затем примут участие в обсуждении увиденного. Это будут как специалисты, работа которых напрямую связана с темами фильмов, так и те, от чьей сферы научных интересов они, на первый взгляд, далеки. Новостная служба ВШЭ спросила участников будущих обсуждений, что их заинтересовало и о чем они хотели бы поговорить со зрителями.

БАК, роботы и любовь: что посмотреть и обсудить на Днях научного кино в Вышке

Кадр из фильма «Любовь и инженеры»

9 ноября, «Любовь и инженеры»

Это фильм для всех, кто хоть раз испытывал чувство неуверенности в себе, кто влюблялся до беспамятства и боялся идти на свидание. В фильме все трудности взаимоотношений рассматриваются с точки зрения инженеров. Герои рассказывают о том, что период влюбленности можно разделить на 3 фазы, и утверждают, что способность влюблять в себя — это навык, который можно усвоить.

Участники дискуссии: Татьяна Комиссарова, профессор Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, Александр Павлов, доцент Школы философии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.

 

Татьяна Комиссарова

Меня привлекло название и неожиданность жанра научного кино, котором идет речь. Не вполне понимаю, как любовь будет проявлена в этом фильме. Очень надеюсь, что не покажут любовь к инженерной профессии, это было бы очень просто.

Если говорить вообще о попытке посмотреть на любовь с инженерной точки зрения, то мне кажется, что любовь как эмоциональное состояние стимулирует визионерскую позицию любого человека, а инженера она должна стимулировать сделать жизнь удобной и комфортной.

 

Александр Павлов 

На самом деле в программе много интересных фильмов. Особенно это касается кино про искусственный интеллект и киборгов. Поскольку сложно было выбрать какой-то один из тех фильмов, что посвящены границам человеческого и нечеловеческого, я остановился на, казалось бы, человеческой теме — на любви. Рациональный подход к любви — не обязательно, но все же — это может быть что-то интересное. Фильм я пока не видел и судить о нем по трейлеру некорректно. Лучше приберечь мысли (или мысли об эмоциях, но не сами эмоции — кино же ведь научное) до просмотра, и уже по окончанию сформировать мнение об увиденном и обменяться мыслями с участниками события. Обсудить со зрителями можно основную проблему фильма — можно ли контролировать неконтролируемые эмоции. Если да, то как и кому это под силу? Разве что инженерам? Возможно, инженеры могут приобрести навык влюблять в себя, а вот более творческие люди?

Подробности и регистрация

 

Кадр из фильма «Трансцендентный человек»

10 ноября, «Трансцендентный человек»

Это фильм-хроника жизни изобретателя и футуриста Рэймонда Курцвейла, который представил свое смелое видение сингулярности. По его мнению, уже в ближайшем будущем благодаря стремительному развитию технологий искусственный интеллект превзойдет человеческий. Это будет рассвет новой цивилизации, в которой мы будем в триллионы раз умнее, и не будет явной разницы между человеком и машиной, между настоящей реальностью и виртуальностью. Критики указывают на апокалиптичный подтекст: если машины обретут сознание, мы можем потерять контроль над ними.

Участники дискуссии: Тахир Базаров, научный руководитель Института практической психологии НИУ ВШЭ, Иосиф Дзялошинский, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, Кирилл Мартынов, доцент Школы философии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ

 

Тахир Базаров

По мнению автора фильма, в прошлом (2014) году мощность суперкомпьютера должна была сравняться с мощностью человеческого мозга, виртуальная реальность должна была вовлечь не только зрение и слух, но и все органы чувств человека. Известно, что это не сбылось. Почему? И что будет дальше? И это самое интересное в данном фильме для меня.

Для обсуждения я бы предложил зрителям тему адаптации человека к изменяющейся реальности. Не секрет, что к особенностям, с которыми сталкивается современный человек, следует отнести виртуализацию, множественную идентичность и тотальную погруженность во внешнюю социально-коммуникативную среду. Наши исследования свидетельствуют, что для успешной адаптации к этому человеку необходимо развивать в себе такие психологические качества, как воображение, внимание и воля. Развитое воображение — это активное предвосхищение. И дело не в точности прогноза, а в наличии множества вариантов развития событий. Если бы, например, врач не начинал лечение до тех пор, пока диагностика не проведена абсолютно достоверно, он слишком часто убеждался бы в правильности своего решения при вскрытии тела больного, погибшего из-за задержки с лечением. Внимание — это прожектор, который освещает некоторую область. Но чем шире область, которую вы хотите осветить, тем хуже вам будет видно вокруг. Эффективное средство для развития внимания — это порядок, организация последовательности действий, которая помогает нам добиться цели. Но ситуация постоянно меняется — и важно научиться создавать структуру и порядок каждый раз «с нуля». Воля — это способность человека достигать сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Волевое действие осуществляется в условиях различных побуждений, имеющих как положительную, так и отрицательную значимость для человека. Как управлять выбором, который происходит в вероятностной ситуации?

Об этом задумываются ученые. А что думают зрители фильма? Как они сами справляются с изменениями? Вот об этом мне было бы интересно поговорить после просмотра.

Подробности и регистрация

 

Кадр из фильма «Страсти по частицам»

11 ноября, «Страсти по частицам»

Авторы фильма показывают работу шести блестящих ученых над Большим адронным коллайдером и запуск самого крупного и дорогого эксперимента в истории планеты. По мере того, как они пытаются разгадать загадки Вселенной, 10 000 учёных и инженеров из 100 стран объединяют усилия для воссоздания большого взрыва. Их задача — найти Бозон Хиггса и понять, что стоит в основе мироздания. Режиссер фильма — Марк Левинсон в прошлом был физиком. Снятый материал смонтировал Уолтер Мерч («Апокалипсис сегодня», «Английский пациент»). Фильм получил множество призов.

Участники дискуссии: Егор Исаев, преподаватель факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, Александр Елисеенко, преподаватель кафедры организационной психологии департамента психологии НИУ ВШЭ, Иван Белотелов, старший научный сотрудник Лаборатории физики высоких энергий Объединённого института ядерных исследований (Дубна), Дмитрий Горбунов, физик-теоретик Института ядерных исследований РАН

 

Александр Елисеенко

Этот фильм заинтересовал меня потому, что психология всегда занималась изучением того, как человек действует, как решает задачи и с какими результатами сталкивается. В этом смысле психология тесно связана со всеми видами деятельности, в том числе и с тем, как человек исследует реальность.  

Я считаю, что наука началась тогда, когда человек стал добывать знания ради знаний. В этом смысле БАК — одно из ярчайших свидетельств того, как сильно увеличилась ценность знаний в нашем обществе. Удивительно то, как совместная деятельность ради высокой цели объединила совершенно разных людей, даже из враждующих сообществ. На мой взгляд, БАК можно рассматривать, как пример преодоления разногласий ради чего-то высокого, а не только против общего противника.

После просмотра я бы хотел обсудить, как можно применить опыт построения этого эксперимента для разрешения проблем и конфликтов, вызванных разделенностью групп людей, и могут ли большие научные и технологические проекты способствовать интеграции сообществ.

Подробности и регистрация

 

Кадр из фильма «Планета»

12 ноября, «Планета»

​ Мы живем в разгар мирового кризиса и упадка духа. Мы забыли о самом главном земном правиле — все взаимосвязано. «Планета» — это поэтическое напоминание о том, что пора увидеть, кто же мы есть на самом деле, пересмотреть наши отношения друг с другом и с самими собой, с миром вокруг нас, и вспомнить, что мы — планета.

Участники дискуссии: Дмитрий Замятин, главный научный сотрудник Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, Булат Назмутдинов, доцент факультета права НИУ ВШЭ, модератор — Ирина Базилева, эксперт Научно-консультационного центра «Маркетинг инноваций» Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ

 

 
Дмитрий Замятин

Тема фильма затрагивает актуальные глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: экологические, урбанистические, моральные, философские. Важно, что свое отношение к этим проблемам высказывают очень разные люди: поэты, философы, ученые, дизайнеры, религиозные деятели. Фильм снят на хорошем профессиональном уровне, показывающем притягательные и отталкивающие земные ландшафты - это помогает осмыслить нашу планету как единство космологии и геологии, идеологии и географии. Я хотел бы обсудить со зрителями ключевые пути осмысления глобальных проблем, а также особенности их визуальных репрезентаций и интерпретаций.

 

Булат Назмутдинов

Я юрист по образованию, но в свое время организовывал киноклуб "Популяция" в Высшей школе экономики. Мы приглашали Германа младшего, Германику, Бориса Хлебникова, Алексея Попогребского, Бакура Бакурадзе и др., обсуждали фильмы вместе с режиссерами.

Мне интересно научное кино прежде всего тем, что я мало что в нем понимаю. Мне интересно сравнить его с художественным кино и тем документальным кино, которое научным не является. Разумеется, я смотрю научные фильмы о предмете своего академического интереса, но это совсем другое. Там интересно содержание, а здесь мне важно не только то, что показывается, но и как режиссер выбирает форму своего рассказа, способ отображения

Подробности и регистрация

 

Кадр из фильма «Элис заботится»

13 ноября, «Элис заботится»

Элис — это робот с ростом и лицом восьмилетней девочки, созданный учеными для оказания помощи одиноким пожилым людям. Автор фильма исследует взаимоотношения Элис с ее подопечными и пытается проследить, какие изменения происходят с момента первого знакомства до окончания эксперимента.

Участники дискуссии: Булат Назмутдинов, доцента факультета права НИУ ВШЭ, Алексей Ролич, ведущий инженер Учебной лаборатория 3Д-визуализации и компьютерной графики МИЭМ НИУ ВШЭ

 

Алексей Ролич

В фильме затрагивается одна из очень серьезных проблем современного общества — одиночество пожилых людей. Фильм ведь на самом деле не о роботах, а об одиноких людях.

С точки зрения инженера, мне интересны результаты этого эксперимента, насколько эффективным было использование такого вида роботов. Я пока видел только трейлер к фильму, и из него не смог понять, насколько робот интеллектуален и способен к саморазвитию, очень интересно оценить эти характеристики. Также очень интересно узнать у зрителей фильма, как они относятся к такого рода инновациям, затрагивающим острые социальные проблемы. Может быть, инженеры делают все зря и это никому не нужно? Надеюсь, что нет.

Подробности и регистрация

Вам также может быть интересно:

Средневековье в кинематографе. Киномедиевализм как рефлексия о современности

Европа, пережившая в ХХ веке тяжелейшие травмы — две мировые войны, — во второй половине столетия остро заинтересовалась собственной историей, в частности — Средневековьем. Это относится как к науке, так и к культуре в целом. Серьезные киноленты таких мастеров, как Пазолини, Бергман, Росселлини, Бунюэль, Тарковский, Герман, формально посвященные средневековым сюжетам или героям, поднимали вечные вопросы и были попыткой с помощью прошлого понять настоящее. Об этом в новой колонке рассказывает доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ Олег Воскобойников.

Тест: что вы знаете о российском дореволю­ционном кино?

В 1900-1910 гг. кинематограф быстро становился важной частью русской культуры и повседневной жизни. За это время было снято более 2500 фильмов, пригороды Москвы превратились в съемочную площадку, по всей стране открывались кинотеатры. Вы можете узнать об этом больше на сайте «Раннее русское кино», а в тесте IQ.HSE проверить, насколько вы разбираетесь в дореволюционном кинематографе.

Джармуш, Тарантино, Вышка: премьеры Каннского фестиваля

14 мая фильмом «Мертвые не умирают» Джима Джармуша открывается 72-й Каннский международный кинофестиваль. В официальную российскую делегацию вошли студенты Высшей школы кино «Арка», реализующей совместные программы допобразования с факультетом коммуникации, медиа и дизайна ВШЭ. Короткометражные фильмы студентов покажут в рамках ежегодного альманаха Global Russians.

«Мы все живем в мире токсичности»

В этом году традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ был посвящен фильму Александра Горчилина «Кислота». Темой семинара стала цитата из фильма «Что мы можем дать миру, кроме зарядки от айфона?». Участники обсудили, относятся ли показанные в фильме проблемы к определенному поколению или являются универсальными.

«Журналистика и документальное кино не такие уж разные специальности»

Во время учебы на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Майя Гимаева сняла несколько документальных фильмов, два из них попали в программы международного фестиваля документального кино «Артдокфест». Фильм «Печать царя Соломона», рассказывающий о русскоязычном художнике из Венеции, можно посмотреть на сайте фестиваля 12 декабря. О том, как стать режиссером-документалистом, окончив журфак, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Ученые в кино

Мировой кинематограф каждый год пополняет полку художественных фильмов с персонажами-учеными. В фильмах они или злодеи, или герои, или гении. В жизни все не совсем так. Ко Всемирному дню науки ИСИЭЗ НИУ ВШЭ собрал небольшую подборку фильмов, в которых ученые похожи на настоящих.

Юмористическая энциклопедия Средневековья

Монти Пайтон и публичная история.

В Школе дизайна открывается HSE Film School

HSE Film School — киношкола, которая объединит в себе все уровни образования: бакалаврский профиль «Кино и видеоарт» программы «Современное искусство», дополнительное образование, аспирантуру и в перспективе — магистратуру. Руководитель HSE Film School — известный режиссер и сценарист Александр Зельдович рассказал о том, почему современное кинообразование требует нового подхода, а также как и чему будут учить в киношколе.

«Веселая жизнь» тридцатых годов

Как сталинская смеховая культура отразилась в творчестве Михаила Булгакова.

Два квеста по поиску любви

В Вышке прошел традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований. В этот раз участники семинара, по их собственным словам, «замахнулись на святое» — обсудили российские фильмы «Нелюбовь» и «Про любовь» и попытались разобраться в том, как отличить настоящую любовь от ненастоящей, откуда берется нелюбовь и можно ли ее победить.