• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Культурная политика: тактика и ценности

О том, что такое культурная политика, насколько она важна и как должна развиваться, рассказал профессор факультета медиакоммуникаций и ведущий программы «Тем временем» телеканала «Культура» Александр Архангельский в своей лекции, прошедшей 8 июля в рамках открытого лектория ВШЭ в Парке Горького.

 

Несмотря на грозивший сорвать лекцию дождь, послушать Александра Архангельского собралось немало желающих. Не помешало даже отсутствие микрофона вначале — аудитория была готова вслушиваться в каждое слово профессора.

Профессор начал с обзора общественно-экономических преобразований в странах Азии, прошедших модернизацию после Второй мировой войны: Японии, Южной Кореи, Гонконга. Эти страны объединяет то, что в своем развитии они уделяли большое внимание традиционным ценностям. Их руководство понимало, что только с опорой на общепризнанные ценности можно добиться заинтересованности и поддержки серьезных реформ со стороны граждан.

Говоря о специфике культуры в России, Александр Архангельский подчеркнул разницу между разными видами культурных традиций. Например, тех, кто уехал из России в раннем возрасте, можно назвать носителями этнокультурных традиций, но русская трудовая культура к ним уже имеет мало отношения. Это значит, что для них неактуальны традиционные в нашей стране представления о труде, выраженные, например, в крылатых фразах: «Хочешь, чтобы работа была сделана хорошо — сделай ее сам» — и подобных других.

По словам Александра Архангельского, ядро русской культуры — это ее литература. В той или иной степени ее знает все население страны, и представление о классике русской литературы как о наследии всемирного значения прививается многим из нас с детства. И это тоже отражается на специфике мировосприятия русского человека.

Немалое влияние оказала на современное население России и культура СССР. Стремление к равенству и справедливости, трудолюбие и другие основные ценности советского человека до сих пор серьезно влияют на поведение многих из нас. Типичным порождением советской культуры были парки культуры и отдыха — они полностью соответствовали общепринятым представлениям о наилучшем досуге для детей. В начале 1990-х реальность резко изменилась, и парки превратились в «черные дыры»: муниципальным властям было не до них, да и мало кто представлял, какими должны быть новые парки. Это — один из примеров того, когда была нужна грамотная культурная политика. Только недавно началось развитие в верном направлении главного парка столицы — Парка имени Горького. Он стал популярным местом встречи, появились возможности интересного досуга спортсменов, танцоров, интеллектуалов, поклонников современного искусства…

Ядро русской культуры — это ее литература. В той или иной степени ее знает все население страны, и представление о классике русской литературы как о наследии всемирного значения прививается многим из нас с детства. И это тоже отражается на специфике мировосприятия русского человека.

Примером экспериментальной культурной политики можно назвать недавние реформы в Перми. Когда перед руководством администрации Пермского края во главе с тогдашним губернатором Олегом Чиркуновым встала задача привлечения инвесторов и создания имиджа региона, было найдено кардинальное решение. Пермь должна была заявить о себе как один из крупнейших культурных центров России. Для реализации идеи были приглашены видные столичные специалисты. Пост министра культуры и массовых коммуникаций Пермского края занял театральный режиссер Борис Мильграм. Он возглавил Пермский академический Театр-Театр. Был открыт Пермский музей современного искусства PERMM, директором которого стал галерист и арт-менеджер Марат Гельман. Началась история фестиваля кино- и театрального искусства «Текстура». Масштабы проектов были внушительными, и их инициаторы достигли своей цели — мало-помалу горожане начали принимать нововведения, привыкая к новому имиджу города. Пермь стала более узнаваемой, город не только приобрел привлекательность среди инвесторов, но и сформировал новое общество внутри себя.

Но у таких резких рывков, предостерег Александр Архангельский, есть серьезный минус — оставляя далеко позади другие регионы (или государства, в зависимости от масштабов модернизации), можно решить, что цели достигнуты, успокоиться, и развитие остановится.

Виктория Носик, студентка второго курса факультета медиакоммуникаций, стажер новостной службы портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Признав человека безумным, можно было или наказать его, или спасти

Главный герой «Горя от ума» А.С. Грибоедова был объявлен сумасшедшим за свое необычное поведение и взгляды, противоречащие устоявшейся общественной морали. Такая практика была обычной два столетия назад — об этом на лекции «Ужли с ума сошел?»: безумие в русской культуре и литературе первой половины XIX века» рассказал профессор Школы филологии ВШЭ Михаил Велижев. Лекция состоялась в Музее Булгакова в рамках проекта ВШЭ «Университет, открытый городу: лекционные четверги в музеях Москвы».

Русский мир Кончаловского: как в кино

23 декабря в Высшей школе экономики прошел традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ, на котором участники обсудили фильм Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», получивший в этом году «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале.

Западу нужно принять ценности Востока, не потеряв своих

Западные страны должны быть готовы не только к принятию большого количества мигрантов из восточных стран, но и ценностей, которые они несут с собой. При этом стоит помнить, что восточный менталитет более устойчив и стабилен в отношении собственных ценностей, чем западный. Об этом рассказал известный востоковед, руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов на лекции в Парке Горького.

Автомобильной Москвы на всех не хватит

Никакие программы дорожного строительства и реконструкции не способны кардинально решить транспортную проблему Москвы. Единственный выход — серьезная модернизация общественного транспорта и повышение цены владения и использования автомобиля в городе. Об этом рассказал директор Института экономики транспорта и транспортной политики, профессор Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин на лекции в Парке Горького.

Индустрия культуры переживает трансформацию

Креативные индустрии становятся частью жизни современного общества и начинают играть весомую роль в развитии экономики. Что понимается под «креативными индустриями» и какое будущее их ждет, рассказал профессор Департамента медиа НИУ ВШЭ Илья Кирия на лекции в Парке Горького.

Стыд управляет социумом

Чувство стыда, по мнению социологов, является реакцией на угрозу разрыва социальных связей. А поскольку любой человек нуждается в обществе, эмоции или чувства, связанные со стыдом, влияют на жизнь каждого отдельного человека и формируют социальное устройство в целом. О роли стыда как маркере многих процессов на индивидуальном и социальном уровне рассказала доцент факультета социологии НИУ ВШЭ Ольга Симонова на лекции в Парке Горького.

Доверие становится ценностью

Доверие — одна из базовых вещей, на которых строятся деловые и личные отношения. Бизнес может понести огромные убытки, если на уровне менеджмента отсутствует доверие. О секретах доверия в деловой среде, на работе и в повседневной жизни рассказал бизнес-тренер, старший партнер компаний BEST T&D GROUP и «Тренинг-Бутик», старший преподаватель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» НИУ ВШЭ Марк Кукушкин на лектории НИУ ВШЭ в Парке Горького.

5

Столько лекций еще прочитают преподаватели Вышки до конца лета в Парке Горького.

Сериалы про 1960-е — это тоска по ушедшему настоящему

Почему мы подсаживаемся на телесериалы? Почему нам нравятся 60-е годы? Почему нам нравятся сериалы про 60-е годы? Об этом в своей лекции «Ностальгия по Америке 1960-х: сериалы и общество» в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» рассказал доцент кафедры наук о культуре НИУ ВШЭ Арсений Хитров.

Осторожно, бренд!

Слово «бренд» уже давно используют не только маркетологи, но и неспециалисты, интуитивно понимая, что скрывается за этим понятием. Но как именно бренды воздействуют на наше сознание и насколько мы подвержены этому воздействию? Об этом на лекции «Власть брендов: стратегии воздействия на потребителей» в Парке Горького рассказала профессор департамента «Медиапроизводство и креативные индустрии» факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ Юлия Пирогова.