• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Осенние диалоги об образовании в Париже

С 16 по 20 сентября состоялся визит делегации Высшей школы экономики в Париж, где прошла генеральная конференция Программы ОЭСР «Институциональное управление в высшем образовании», участником которой является НИУ ВШЭ.

Видеозапись

На проводимую раз в два года генеральную конференцию традиционно собираются ведущие эксперты в области высшего образования из разных стран. На этот раз форум был посвящен вопросам обеспечения и поддержки массового высшего образования (Attaining and Sustaining Mass Higher Education). В частности, здесь был представлен доклад «Вклад высшего образования в социально-экономическое развитие (на примере России)» (Universal higher education and its social and economic impact (case of Russia)), который совместно подготовили ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, научный руководитель Института развития образования ВШЭ Исак Фрумин и профессор Стэнфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ Мартин Карной.

По инициативе Высшей школы экономики в рамках конференции был организован специальный семинар, посвященный обсуждению результатов работы по Стратегии-2020 в области образования. На семинар были приглашены эксперты Директората Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по образованию, а также эксперты ОЭСР, занимающиеся Россией. На семинаре Я. Кузьминов и И. Фрумин представили доклад «Стратегия-2020: Новое школьное и высшее образование в России» (Russian Strategy-2020: New School and Tertiary Education), а также ответили на многочисленные вопросы экспертов ОЭСР о текущем состоянии и перспективах российской образовательной политики, в том числе о перспективах реализации тех рекомендаций, которые были разработаны экспертным сообществом в рамках Стратегии-2020. В целом можно отметить большой интерес экспертов ОЭСР к образовательной политике в России, что обусловлено, с одной стороны, масштабом происходящих в России изменений, с другой, — сохраняющимся пока недостатком информации и данных об изменениях в российском образовании за рубежом. Особый интерес к нашей стране также вызван текущим процессом вступления России в ОЭСР.

Обсуждение тенденций образовательной политики и возможных направлениях сотрудничества России и ОЭСР в области образования было продолжено на встрече участников делегации НИУ ВШЭ с Директором ОЭСР по образованию доктором Барбарой Ишингер. Б. Ишингер, хорошо знакомая с ВШЭ со времени, когда она была вице-президентом по международным и общественным связям Берлинского Гумбольтского университета (2000-2005), поблагодарила университет за последовательную поддержку многих образовательных проектов ОЭСР (таких как AHELO, PIAAC) и выразила надежду, что такое сотрудничество будет продолжено.

Также на Генеральной конференции, в рамках специальной сессии, посвященной проекту «Оценка результатов в высшем образовании», (AHELO) директор Центра ОЭСР-ВШЭ ИСИЭЗ, помощник ректора ВШЭ Татьяна Мешкова представила результаты реализации проекта AHELO в России.

Перспективы международного проекта AHELO также обсуждались в числе прочих вопросов на заседании Правления (Governing Board) Программы ОЭСР «Институциональное управление в высшем образовании», участником которого стала директор по международной деятельности НИУ ВШЭ Ольга Мошкова, недавно официально номинированная представлять в этом международном объединении интересы НИУ ВШЭ.

Программа визита делегации НИУ ВШЭ в Париж включала, помимо посещения ОЭСР, много встреч. Диалог об образовании был продолжен в Министерстве высшего образования и науки Франции. На встрече с заместителем генерального директора по высшему образованию и трудоустройству Эриком Пьозеном участники беседы обменялись опытом образовательных реформ, которые сегодня проводятся в России и во Франции. Разговор шел о создании инновационных кластеров, о создании стратегических партнерств между собственно вузами, а также между вузами и промышленными предприятиями и бизнес-компаниями, участники встречи обсудили механизмы поддержки точек роста в наиболее сильных вузах, стратегию и практику создания университетских кампусов. Знакомство с французским опытом усиления инновационного потенциала вузов было продолжено в ходе визита в инновационный кластер Париж-Сакле.

На вопросы о конкурентоспособности российских вузов и перспективах образовательной российской политики ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов ответил в ходе встречи с руководством Французского института международных отношений (IFRI) с его президентом Тьерри де Монбриалем и в интервью для портала IFRI.

В ходе визита в Париж также состоялся ряд встреч во французских университетах для обсуждения перспектив сотрудничества по приоритетным для НИУ ВШЭ направлениям.  Участники делегации ВШЭ Ольга Мошкова, декан факультета экономики Олег Замулин и декан Высшей школы урбанистики Александр Высоковский встретились с руководством соответствующих направлений консорциума Парижского технологического института (ParisTech) и Парижской школы экономики (Ecole d’economy de Paris) для обсуждения сотрудничества в области развития образования, экономики, урбанистики и развития территорий.

Вам также может быть интересно:

Какое будущее ждет университеты

Что за пределами сферы образования определит развитие университетов через 15-20 лет? С кем они будут конкурировать? Как изменятся образовательные рынки? Будущее университетов обсудили ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков. Встреча была организована журналом «Вопросы образования», в нем будут опубликованы основные тезисы.

Опорные университеты должны быть предприимчивы и автономны

Наряду с глобальными исследовательскими университетами, необходимы вузы, играющие ключевую роль в национальной и локальной повестке. Как работают такие вузы в нашей стране и в мире, на панельной сессии «Вузы — центры развития регионов» Российского инвестиционного форума в Сочи 28 февраля рассказал научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.

Почему университетам интересны рейтинги

Одной из заметных тем обсуждения на заседании Международного экспертного совета НИУ ВШЭ стали университетские рейтинги, которые оказывают все большее влияние на стратегию развития вузов и на государственную политику в сфере высшего образования.

Как избежать отчисления из университета

Каждый пятый студент в России выбывает из вуза. Ученые НИУ ВШЭ назвали десять основных причин такого отсева.

В топ-100 каждого направления глобальных рейтингов должен войти хотя бы один российский вуз

19 октября состоялось общее собрание ректоров 21 ведущего университета России – членов ассоциации «Глобальные университеты», призванной наладить сетевое взаимодействие вузов – участников Проекта 5-100. Проект был создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599, предусматривающего повышение конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Пять научных фактов об университетах

20 октября в НИУ ВШЭ стартует один из наиболее важных форумов по развитию университетов — VII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО). IQ.hse.ru подобрал пять самых ярких исследований о вузах с предыдущей конференции.

Вышка в третий раз вошла в группу лидеров проекта 5-100

18–19 марта в Москве состоялось заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров. По итогам работы Совет рекомендовал Минобрнауки выделить 3 группы университетов и предоставить им субсидии на развитие на 2016 год. НИУ ВШЭ вошел в первую группу.

Члены ассоциации «Глобальные университеты» обсудили вопросы реформы высшего образования

17 марта в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов ассоциации «Глобальные университеты» с участием заместителей министра образования и науки РФ Александра Повалко и Александра Климова. Были подведены итоги ее двухлетней работы, обсуждались пути модернизации образовательных стандартов, развития инженерного образования и новой модели аспирантуры, а также привлечения иностранных студентов.

Стремление людей к высшему образованию остается конкурентным преимуществом России

3 марта во Всероссийском НИИ авиационных материалов (ВИАМ) ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов выступил с лекцией, посвященной сценариям развития высшего образования в РФ. Лекция была организована в рамках цикла «Синклит в ВИАМ», когда перед сотрудниками института выступают известные ученые, управленцы и политики.

Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников

После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.