• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От информирования — к коммуникации?

ВИДЕОЗАПИСЬ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ

11 февраля ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор Центра социально-экономического развития школы Института образования ВШЭ Сергей Косарецкий приняли участие в пресс-конференции в РИА Новости, на которой был представлен рейтинг официальных сайтов региональных органов управления образованием.

Рейтинг был подготовлен в рамках проекта «Социальный навигатор» — исследование проводили совместно Институт образования ВШЭ (разработка методики) и Центр социальных рейтингов РИА Новости (собственно оценка).

Объектом исследования стали официальные сайты региональных органов управления образованием (департаментов, министерств, комитетов — название везде разные). Оценивалось наличие на сайтах нужной потребителям информации, что, конечно, не является основанием для выводов о закрытости или открытости системы регионального образования в целом, но наводит на размышления.

В основе оценки — четыре блока параметров: технологическое удобство сайта, общая информация, информация об образовательных организациях, коммуникационные возможности сайта (обратная связь).

Первое место разделили сайты департаментов образования Москвы и Ямало-Ненецкого автономного округа.

Директор Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа Ирина Сидорова объяснила, что именно эти два субъекта Федерации занимают первые строчки по индексу развития человеческого потенциала, и родители предъявляют очень высокие требования к образованию. Это заставляет систему образования быть открытой, хотя на Ямале есть и дополнительный фактор — большие расстояния (проще получать информацию через интернет, чем за ней ехать). Хотя, как заметил Сергей Косарецкий, в Москве до недавнего времени, напротив, никакой открытости в образовании не было, и радикальные изменения в информационной политике связаны с приходом нового руководства.

 Как пройти в библиотеку?

Ярослав Кузьминов
Ярослав Кузьминов
По словам Ярослава Кузьминова, социальные рейтинги становятся одним из ключевых направлений деятельности в Высшей школе экономики — все началось с рейтинга качества приема в вузы по результатам ЕГЭ, в работе над которым он сам принимал участие. И хотя на этот раз удалось обойтись без привлечения ректора — проект выполняла команда под руководством Сергея Косарецкого, «приятно, заметил Ярослав Кузьминов, что совместная работа с РИА Новости в области социальных рейтингов захватила большой круг коллег».

Ректор ВШЭ рассказал об общих предпосылках и тенденциях социального рейтингования в России.

На прошлой неделе заседание Открытого правительства в Горках с участием Дмитрия Медведева было посвящено проблеме открытых данных — каким образом их можно оцифровать и представить, чтобы самые разные организации могли использовать их для создания рейтингов, навигаторов и других социальных сервисов. Это «не какая-то блажь», в зарубежных странах это основное направление повышения эффективности государства и развития интернет-сервисов, и Россия здесь не должна отставать. Нужно сделать открытым максимум данных, которые не составляют государственную тайну, причем представлять их в едином формате. И тогда граждане, используя мобильные девайсы, в любой момент смогут узнать, где расположена ближайшая поликлиника или отделение полиции, в какой театр можно пойти вечером и прочее.

Расширение возможностей выбора в социальной сфере, который человек делает на основе обширной информации, свидетельствует об эффективности государства. Образование в этом отношении является отраслью-лидером — по сравнению с медициной, ЖКХ, любой другой бюджетной сферой оно является самой открытой, для граждан тут больше всего публичной информации, а значит — самое большое поле выбора. Именно поэтому образование стало площадкой для начала формирования социальных рейтингов в России, и участие РИА Новости в этой работе — вклад в повышение качества нашей общественной жизни. Вклад, может быть, не очень заметный, но с каждым днем становящийся все более востребованным. Со временем, по мнению Ярослава Кузьминова, рейтинги станут полем конкуренции разных агентств, появятся даже рейтинги, за которые их участники будут платить. Но пока это поле не для коммерческой активности, а для совместной работы университетов, исследовательских центров и государственного информационного агентства.

Что касается сайтов региональных органов управления образованием, то через них потребители должны получать данные обо всех образовательных учреждениях и образовательных программах данного региона вне зависимости от того, являются ли учреждения государственными, муниципальными или частными. Но пока на сайтах отсутствует важная для потребителя информация о качестве работы школ: о среднем балле ЕГЭ по выпускам, доле победителей и призеров олимпиад и конкурсов, доле учеников, занимающихся спортом и самодеятельностью, об уровне материальной обеспеченности — количестве компьютеров, наличии wi-fi, бассейна, режиме эксплуатации спортзала. (На это, впрочем, первый заместитель руководителя Департамента образования Москвы Вениамин Каганов возразил, что вряд ли удастся разместить на одном сайте полную информацию о 4 тысячах образовательных организаций, и вопрос только в том, чтобы правильно сделать переходы на сайты образовательных учреждений с сайта департамента.).

Известно, что работники образования не любят сопоставлять школы по среднему баллу ЕГЭ — ведь в школе в сложном районе, с менее образованным населением труднее добиться высоких результатов, чем в школе с благополучным контингентом. Но это не значит, что нужно вообще отказываться от такой информации. Нельзя оценивать труд учителя и директора по этим результатам, но мы обязаны дать гражданам прозрачную картину: что представляет собой то или иное образовательное учреждение. Такие данные, как средний балл ЕГЭ или данные о средней зарплате преподавателей, должны стать объектом публичного представления и рассмотрения.

Еще одна проблема касается персональных данных, об этом говорил Дмитрий Медведев на заседании Открытого правительства.

Наши чиновники боятся нарушить закон о персональных данных — в результате Рособрнадзор до сих пор не имеет общей сводной базы результатов ЕГЭ, что способствует появлению мошеннических схем, как в позапрошлом году во Втором меде. Это ограничивает возможности обеспечения конкуренции при подаче документов на конкурс в вуз, то есть реализацию права гражданина на доступ к образованию там, где качество образования высокое. Поэтому если человек решил участвовать в публичном конкурсе за ограниченные бюджетные места, он должен соглашаться на открытие своих персональных данных — результатов ЕГЭ и олимпиад, а если не соглашается, то лишается возможности участвовать в конкурсе. За высокими словами о недопустимости нарушения и вторжения в персональный мир человека скрывается нежелание открывать необходимую информацию. 

Зона ближайшего развития

Сергей Косарецкий
Сергей Косарецкий
Средний балл, набранный даже самыми лучшими сайтами органов управления образованием в ходе рейтингования, не превысил 70 при 100 возможных. Это означает, что есть куда развиваться, и это развитие происходит на наших глазах: как отметил Сергей Косарецкий, даже за те несколько месяцев, пока проводилось исследование, многие сайты менялись в лучшую сторону. Органы управления образованием строят свои сайты, руководствуясь не только формальными требованиями, которые к ним предъявляет законодательство, но и пытаются учитывать интересы общественности.

Тем не менее на сегодняшний день налицо явные недостатки.

Во-первых, через сайты органов управления образованием в большинстве случаев невозможно найти информацию об образовательных учреждениях и программах, что, по мнению авторов рейтинга, не отвечает интересам потребителей. Лишь на каждом четвертом сайте есть информация о муниципальных органах управления образованием, с которыми потребители могут взаимодействовать на местном уровне.

Во-вторых, по причине некачественной загрузки данных иногда бывает невозможно скачать или распечатать информацию — создатели многих сайтов не заботятся об удобстве пользователей. Но даже если документ скачать удается, понять его без специальной подготовки сложно: публичные отчеты органов управления образованием не ориентированы на общество, а представляют собой формализованный набор таблиц и комментариев, не раскрывающих сути изменений и планов на будущее.

В-третьих, коммуникативные возможности есть на незначительной части сайтов: только на 22% — консультационные сервисы, на 18% — форумы. Даже сервисы электронных обращений, которые по закону должны быть на сайтах всех органов государственной власти, есть лишь на 70% сайтов органов управления образованием. Шаги, которые делаются в сторону пользователей, зачастую формальны, и возникает ощущение, что никто не думал о том, чтобы удовлетворить их интересы. Например, на сайте запускается голосование, но его результаты не публикуются. Многие работают с обращениями граждан, но мало кто представляет результаты этой работы.

Зона ближайшего развития сайтов органов управления образованием — переход от предоставления информации потребителям к коммуникации с потребителями, развитие краудсорсинга (технология обсуждений через интернет с привлечением большого числа участников), когда можно не просто выслушать жалобу или удовлетворить запрос, но и использовать интеллектуальный потенциал граждан.

Еще один тренд — переход от подотчетности вышестоящим инстанциям к подотчетности обществу, то есть в условиях сокращения избыточной бюрократической нагрузки, о необходимости которого последний год говорят руководители страны, органы управления образованием должны перейти к предоставлению обществу информации, отвечающей его интересам. Пока на сайтах недостаточно информации для общественности о расходовании бюджетных средств, о том, дошли ли эти средства до школ, сделан ли там ремонт, прошли ли учителя повышение квалификации, повысилась ли их зарплата. Налицо разрыв между представлениями общества о том, что государство заботится о развитии образования, и наполнением сайтов соответствующей информацией.

 

Борис Старцев, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

ВШЭ – самый авторитетный вуз среди молодежи в рейтинге влиятельности университетов RAEX

В новом рейтинге влиятельности университетов, опубликованном сегодня рейтинговым агентством RAEX, Вышка заняла третью позицию, став лидером по показателю авторитета среди молодежи и вторым вузом в России по влиянию на интернет-аудиторию.

НИУ ВШЭ занял первое место среди российских вузов по десяти предметам в рейтинге QS

В рейтинге QS World University Rankings by Faculty & Subject 2020 Высшая школа экономики представлена по 23 отраслям и предметам, что на 4 больше чем в прошлом году. ВШЭ вошла в 19 из 38 предметных рейтингов, в которых представлены отечественные университеты, и в 4 из 5 отраслей QS. ВШЭ вошел в топ-100 глобального списка по 5 предметам, в том числе впервые по «Истории» и «Социальной политики и управлению».

ВШЭ вошла в топ-3 рейтинга Интерфакса по программам госуправления

Высшая школа экономики вошла в тройку российских университетов, реализующих образовательные программы по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Рейтинг был опубликован исследовательской группой «Национальный рейтинг университетов «Интерфакс».

ВШЭ сохранила позиции в двух предметных рейтингах ТНЕ

ВШЭ представлена в двух предметных рейтингах ТНЕ: «Компьютерные науки» топ-400 и «Инженерные науки и технологии» группа 601-800.

ВШЭ вошла в топ-20 лучших вузов рейтинга QS EECA

ВШЭ улучшила прошлогодний результат на 6 позиций и заняла 17 место в рейтинге университетов из стран Европы с переходной экономикой и Центральной Азии.

ВШЭ заняла второе место среди российских вузов в рейтинге ТНЕ по гуманитарным наукам

Высшая школа экономики улучшила прошлогодний результат и вошла в топ-200 предметного рейтинга Times Higher Education по направлению «Искусство и гуманитарные науки» и заняла второе место среди российских университетов, показав лучший результат среди участников Проекта 5–100.

1

место занял англоязычный сайт Высшей школы экономики в рейтинге сайтов университетов, составленном Российским советом по международным делам (РСМД). Рейтинг оценивал сайты 45 университетов из России.

89 из 500 лучших школ России — партнеры ВШЭ

В опубликованный на этой неделе перечень лучших школ России, которые продемонстрировали высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году, вошли 89 партнерских школ Вышки. При этом среди них значительно выросла доля московских школ.

Лицей ВШЭ вошел в топ-25 лучших школ России

12 октября Московский центр непрерывного математического образования опубликовал перечень лучших школ России, которые продемонстрировали высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году. В общем рейтинге Лицей ВШЭ занял 24-е место, среди школ социально-экономического профиля — 2-е место, социально-гуманитарного профиля — 4-е место.

Лицей и 68 партнерских школ ВШЭ вошли в топ-300 московских школ

Остальным школам, с которыми университет сотрудничает, но которые в этом году не попали в рейтинг, будет уделяться особое внимание, чтобы они наверстали упущенное.