• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сочинение вернулось в школы, но дискуссия о нем продолжается

30 марта учителя-словесники со всей России, которые привезли своих учеников на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в Высшую школу экономики, приняли участие в круглом столе, посвященном выпускному сочинению. Мыслями на эту тему поделилась и Наталия Солженицына — вдова писателя, приложившая немало усилий для возвращения сочинения в школы.

С переходом к ЕГЭ сочинение утратило статус обязательного экзамена за 11-й класс, как это было в советские годы. И лишь в 2014 году благодаря усилиям общественности сочинение было в школы возвращено. Как пояснила Наталия Солженицына, сочинение должно улучшить отношение к литературе в обществе, по крайней мере — повернуть к ней школьное образование. По ее мнению, за последние годы школа отдалилась от литературы, что было чревато большими опасностями для воспитания наших детей, для их дальнейшего развития. Ведь литература — одна из ключевых составляющих в формировании того, что мы называем сутью человеческой жизни.

Одиннадцатиклассники писали сочинение 3 декабря прошлого года. Темы подбирались по пяти разделам: творчество Лермонтова, война, человек и природа, спор поколений, «чем люди живы?». Работы оценивались школьными учителями по принципу «зачет-незачет», и теперь при поступлении в вузы за сочинение можно получить дополнительные баллы в зависимости от правил, установленным конкретным вузом. Например, в Высшей школе экономики сочинения будут оцениваться комиссией, формируемой Школой филологии, и абитуриент может получить за свою работу до 10 баллов. Как говорил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, сочинение целесообразно оценивать при поступлении на любые факультеты: «Мы готовим специалистов высокого уровня, и я уверен, что и инженер, и прикладной математик ВШЭ должен обладать глубокой гуманитарной культурой».

Как подчеркнула заведующая лабораторией МГПУ Екатерина Асонова, вопрос о том, как будет осуществляться «возвращение сочинения», обсуждался представителями профессионального сообщества на специальном портале в Интернете, и результаты этого обсуждения были переданы в Минобрнауки России. Тем не менее сообщество словесников, учителей и преподавателей вузов продолжает дискуссии о совершенствовании школьного сочинения — и на круглых столах, и в Интернете. Все-таки экзамен вводили в крайне сжатые сроки, о том, что детям предстоит его писать, было объявлено лишь за полгода, так что, по мнению директора Школы филологии ВШЭ Елены Пенской, нынешний формат проведения сочинения — промежуточный.

Высказывайтесь, и вас услышат, и ваше мнение будет учтено. Не надо ждать, что кто-то придет и заставит нас что-то делать, а мы опять потом будем говорить — вот мы несчастные, мы это не хотим

Какие же вопросы волнуют общественность?

Самый, казалось бы, простой вопрос — о дате проведения экзамена. Одиннадцатиклассники пишут сочинение в начале декабря, возможность пересдачи есть в начале февраля, однако до сих пор специалисты не уверены, что это оптимальные даты. Предлагаются самые разные варианты, в том числе апрель и май, однако единства мнений на этот счет в профессиональной среде нет.

Следующий вопрос — о жанре сочинения.

«В этом году можно было писать сочинение в одном из трех жанров — свободное размышление на публицистическую тему, традиционное школьное сочинение-рассуждение с четкой структурой и целостный анализ произведения или его фрагмента. Какая из этих трех дорог является предпочтительной?» — спросил профессор СПбГУ Игорь Сухих.

Учитель литературы лицея № 1525 «Воробьевы горы» Евгения Абелюк отметила, что можно предлагать детям писать сочинение по совершенно незнакомому тексту, который им дают прочитать в начале экзамена. Это исключило бы натаскивание и тем более плагиат, а такой соблазн есть всегда.

Еще один вопрос — о связи сочинения с школьным предметом «литература».

По мнению Наталии Солженицыной, сочинение не должно быть «привязано» к литературоведению, это более свободный формат. Не случайно в США в любой колледж или университет при поступлении нужно написать эссе на личные темы (например, «самый грустный день в моей жизни»), и это помогает преподавателям лучше понять, с какими студентами им предстоит работать.

По мнению Екатерины Асоновой, сочинение должно стать метапредметным экзаменом — ведь в стандартах общего образования предъявляются требования не только к предметным, но и метапредметным результатам освоения образовательной программы. Сочинение нельзя сводить исключительно к русскому языку и литературе, оно может быть написано даже по физкультуре — если ученик увлекается спортом и ему есть что сказать на эту тему. И тогда готовить к сочинению должны учителя не только словесности, но и других предметов.

Екатерина Асонова предложила обсудить возможность превращения выпускного сочинения в проект, который ученик выполняет заранее, а потом защищает перед комиссией. Местом выполнения проекта может быть не только школа, но и специализированная библиотека, музей, центр, который занимается той проблематикой, в которой он хочет работать в дальнейшем. Впрочем, Евгения Абелюк не поддержала эту идею опять же из-за рисков, связанных с плагиатом, — «мы получим огромный поток списанных работ».

Следующий камень преткновения — критерии проверки работ. Есть критерии, предложенные министерством, — соответствие теме, привлечение литературного материала, композиция, логика рассуждения, качество письменной речи, грамотность. Но, может быть, стоит их усовершенствовать? Да и есть ли вообще необходимость в жестких критериях?

Дискуссия о сочинении на портале продолжается и сейчас, принять в ней участие может каждый желающий. Ирина Добрынина, учитель литературы из Новосибирска, предложила коллегам активнее участвовать в обсуждении: «Не надо молчать и прятаться, высказывайтесь, и вас услышат, и ваше мнение будет учтено. Не надо ждать, что кто-то придет и заставит нас что-то делать, а мы опять потом будем говорить — вот мы несчастные, мы это не хотим».

Впрочем, сам факт возвращения сочинения в школу в сообществе словесников возражений не вызывает — все признают, что это хорошая возможность стимулировать у детей интерес к литературе и к письменной речи. Два 11-х класса Евгении Абелюк — гуманитарный и информационно-технологический — в этом году писали сочинение, и, по ее мнению, именно благодаря этой новой форме контроля будущие «технари», всегда говорившие ей, что литература им в жизни не пригодится, честно подготовились к экзамену.

 

Вам также может быть интересно:

Как «цифра» помогает изучать «букву»

Цифровые технологии открывают новые возможности для изучения и публикации литературных архивов. О том, как их использовать и о результатах первых российских проектов в этой сфере, говорили участники круглого стола «Текст как DATA: рукопись в цифровом пространстве», состоявшегося 9 октября в Вышке.

В Санкт-Петербурге объявили победителей II Международной олимпиады школьников по экономике

Завершилась II Международная олимпиада школьников по экономике (International Economics Olympiad), открывшаяся в северной столице неделю назад. Золото в командном зачёте досталось команде из Бразилии. Серебро и бронза у участников из Китая. Россияне — на пятом месте.

При чем здесь Цветаева? Как издатели повелись на фейк, и что из этого вышло

Иногда мелкие заблуждения становятся глобальными ошибками. Это как нельзя лучше подтверждает новый сборник лирики Марины Цветаевой, напечатанный под фейковой обложкой — с чужим фото из интернета. О том, как снимок появился и почему мы перестаем узнавать и понимать поэта, рассказывает Светлана Салтанова, сотрудник ВШЭ, редактор портала IQ.HSE и автор книги о Цветаевой.

В Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ открылась II Международная олимпиада школьников по экономике

Олимпиада, организованная по инициативе Вышки, собрала школьников из 24 стран мира. Генеральным спонсором олимпиады выступает ПАО Сбербанк. Соревнования продлятся неделю. Победители получат возможность бесплатно поступить на образовательные программы ВШЭ по экономике в 2020 году.

Электронный архив литературы Серебряного века «Автограф» перешел в ведение Вышки

«Автограф» дает возможность изучать электронные копии рукописей русских писателей конца ХIХ – начала XX века, которые до этого хранились в обычных — закрытых для ученых и общественности — архивах разных городов и стран.

5 главных цифр о достижениях лицеистов Вышки на Всеросе

Лицей НИУ ВШЭ подвел итоги участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2018/19 учебном году.

Библионочь в Высшей школе экономики: Шекспир, музеи и квесты

Почти 40 команд приняли участие в квесте «По страницам Басмании», организованном Высшей школой экономики в рамках ежегодной городской акции. В это же время в библиотеке университета ставили отрывки из «Ромео и Джульетты» и слушали лекции о театре.

«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»

100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

224

учащихся из 63 регионов России собрались на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, который проводит НИУ ВШЭ.

«Буду делать всё, чтобы не опускаться ниже взятой планки»

Завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Ее заключительный этап по традиции прошел в учебном центре ВШЭ «Вороново». Победителями и призерами олимпиады стали 126 учеников 8-11 классов из более чем тридцати регионов России.