• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Инноваторы в образовании стали более прагматичны и менее идеологичны

13 сентября в рамках конференции EdCrunch 2015, посвященной новым образовательным технологиям и прогрессивным педагогическим подходам, состоится финал Конкурса инноваций в образовании «КИвО-2015». Об инновациях и инноваторах размышляет накануне конференции руководитель Центра изучения инноваций в образовании Института образования ВШЭ Александр Сидоркин.

 

Александр Сидоркин

Об использовании новых технологий в образовании сегодня не говорит только ленивый. Но на самом деле их эффективность в нашей сфере крайне низка. Мы научились использовать интернет и делать презентации, электронные учебники теперь можно использовать в школах наравне с бумажными книгами, наши студенты слушают онлайн-курсы, но результативность работы системы образования от этого пока заметно не изменилась. Во всяком случае, заметных сдвигов в отличие от других отраслей, где применяются новые технологии, не наблюдается. Ожидания от образования по-прежнему выше, чем результаты, которые оно дает. Отсюда колоссальная потребность в инновациях, которые должны обеспечить прорыв. Это не прихоть и не мода: другого пути развития образовательной системы нет.

Мы пытаемся соединить мир образования с миром бизнеса, чтобы их представители научились говорить на одном языке

Объем финансирования образовательных стартапов во всем мире недавно перевалил за два миллиарда долларов в год. Их предлагают и предприниматели, и большие известные компании, и университеты — ядро инновационной экономики. Университеты должны не только создавать инновации, но и изучать их, поэтому в Институте образования ВШЭ создан Центр по исследованиям инноваций в образовании, где исследуются механизмы их появления и особенности внедрения. Университеты должны сами формировать инновационное сообщество, то есть сообщество людей в образовании и вокруг образования, у которых есть интересные идеи и которые хотят что-то изменить. Поэтому в прошлом году мы впервые провели Конкурс инноваций в образовании (КИвО). В этом году он проходит второй раз. Мы получили сотни заявок, 20 проектов прошли в финал.

На конкурсе мы стремимся собрать вместе как можно больше людей, обсудить как можно больше проектов. Ведь для того, чтобы найти два-три прорывных решений в области образования, нужно, чтобы в «инновационном котле» варились одновременно сотни и даже тысячи проектов. И мы пытаемся соединить мир образования с миром бизнеса, чтобы их представители научились говорить на одном языке.

Даже те, чьи проекты являются некоммерческими и основаны на идее социального служения, думают, прежде всего, где взять деньги

Современное поколение инноваторов в образовании меньше уделяет внимания идеологии (в отличие от поколения 1990-х, когда нужно было противостоять тоталитарной школе, освобождать личность ребенка, обеспечивать ему выбор и проч.). Его представители прагматичны и больше говорят о технологиях, о способах решения проблем. Даже те, чьи проекты являются некоммерческими и основаны на идее социального служения (например, один из проектов этого года — создание образовательной организации для пожилых людей), думают, прежде всего, где взять деньги. И это неудивительно: любой инновационный проект в образовании должен иметь экономическую модель, и неважно, на чем она основана — средствах пользователей, грантах или труде волонтеров.

Проблема многих инноваций в образовании заключается в том, что их авторы не умеют, а зачастую не хотят общаться с пользователями: считают, что их проект — это круто, а до общения с потенциальными потребителями у них руки не доходят. И это важный момент — мы всех стимулируем выяснять, что именно нужно пользователям.

Финал КИвО пройдет в один день с конференцией «Исследование инноваций в образовании», которую Институт образования ВШЭ и MILL (Moscow Innovations in Learning Lab, ее соучредителями являются также три педвуза Москвы — МГПУ, МПГУ и МГППУ) проводят в рамках Ed Crunch. В отличие от «большой» конференции, где участие платное, здесь доступ открыт для всех желающих — нужно лишь заранее зарегистрироваться на http://kivo.hse.ru (квота — 350 человек, зал больше не вмещает). Главным призом для победителя КИвО, как и в прошлом году, станет поездка в любую точку мира, где можно ознакомиться с инновациями в образовании. (Победители прошлого года решили поехать в Калифорнию, чтобы изучать проекты по созданию образовательных пространств для социализации детей, — долго готовились, и поездка должна состояться через месяц.). Будут и специальные номинации, которые мы пока держим в секрете, — включая денежные и другие призы.

У наших двадцати финалистов, как и в прошлом году, нет ни одного непродуманного, «сырого» проекта — мы уверены, что все они достойны внимания. Люди ищут запросы образовательной практики и дают на них ответы.

Вам также может быть интересно:

Объявлен победитель Конкурса инноваций в образовании - 2019

В этом году на конкурс, организованный Институтом образования НИУ ВШЭ и Рыбаков Фондом, было подано более 600 заявок. Лучшим признан проект по профилактике буллинга в отношении слабослышащих детей, представленный командой из Санкт-Петербурга. Главный приз, который получила команда-победитель от Института образования НИУ ВШЭ, — грант на стажировку в любой стране мира.

«Разумейка», «Жажда знаний», «Я не вернусь»: кому достался приз зрительских симпатий КИвО

Завершилась Летняя школа «Инновации в образовании — 2019», организованная для полуфиналистов Конкурса инноваций в образовании (КИвО — 2019). Команды представили свои проекты экспертам и получили рекомендации по их совершенствованию.

Инноваторов в образовании нужно выявлять и всячески поддерживать

Шестой год Институт образования НИУ ВШЭ совместно с партнерами проводит Конкурс инноваций в образовании (КИвО), и за это время на конкурс было подано около 4000 заявок. Опыт его участников позволяет делать выводы о перспективах инноваций в нашей стране, об их использовании для модернизации школы и о барьерах, которые возникают на их пути.

601

заявка из 15 стран и 151 города поступила на Конкурс инноваций в образовании (КИвО) 2019 года. Это на 20% больше, чем в прошлом году. Наиболее популярными оказались три темы: дополнительное образование и воспитание (238 заявок), школьное образование (218 заявок), игровые и интерактивные технологии (126).

На Конкурсе инноваций в образовании появились 12 номинаций

До 19 мая принимаются заявки на Конкурс инноваций в образовании (КИвО), который проводится Институтом образования НИУ ВШЭ и Рыбаков Фондом при поддержке Агентства стратегических инициатив. На сегодняшний день поступило около 250 заявок из 17 регионов России (представлена в основном европейская часть) и четырех зарубежных стран.

Заявки на конкурс инноваций в образовании принимаются до 19 мая

Конкурс инноваций в образовании (КИвО) в шестой раз проводится Высшей школой экономики и «Рыбаков фондом» при поддержке Агентства стратегических инициатив. Победитель получит грант на поездку в любую страну мира, чтобы представить свой проект потенциальным партнерам и инвесторам.

Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу

Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.

Победителем Конкурса инноваций в образовании – 2018 стал виртуальный молекулярный конструктор «НаноЛаб»

Это первый проект за пятилетнюю историю конкурса, который напрямую не связан с социальной сферой. Авторы проекта получат трэвел-грант и возможность презентовать свой стартап в любой точке мира.

Прорывные инновации изменят образование

29 июня в Институте образования ВШЭ завершилась летняя школа Конкурса инноваций в образовании (КИвО), на которой был определен состав финалистов. Победитель конкурса, который получит главный приз — стажировку в любой стране мира, будет назван осенью.

Перемены в образовании начинаются с «низовых» инноваций

5 июня были подведены итоги полуфинала Конкурса инноваций в образовании (КИвО–2018), организованного Институтом образования ВШЭ совместно с Рыбаков Фондом. Из 503 проектов, представленных на конкурс, жюри выбрало 28. Их авторы примут участие в летней школе — акселераторе инноваций, которая состоится в Москве в конце июня. Финал конкурса пройдет осенью.