• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обновление образовательного продукта

В начале ноября в Екатеринбурге состоялась первая конференция ведущих университетов России. Делегацию Высшей школы экономики возглавлял ректор Ярослав Кузьминов. О конференции рассказывают ее участники: директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина, директор по академическому развитию ГУ-ВШЭ Мария Юдкевич и директор Программы развития ГУ-ВШЭ Ирина Карелина.

Участники конференции обсуждали различные аспекты управления федеральными и национальными исследовательскими университетами, развитие науки и студенческого потенциала. В работе конференции помимо вузовских делегаций приняли участие министр образования и науки России Андрей Фурсенко и первый заместитель Администрации президента России Владислав Сурков.

Ирина Абанкина
Ирина Абанкина
Ирина Абанкина, директор Института развития образования ГУ-ВШЭ:

― Конференция собрала ведущие вузы — национальные исследовательские и федеральные университеты. Это вузы, занимающие лидирующие позиции в своей сфере, которые сегодня пытаются выйти на новый путь развития, интегрирующего науку и образование, которые понимают, каким образом нужно позиционироваться и на международном пространстве.

Я принимала участие в работе двух секций. Первая была связана с развитием науки,  интеграцией вузов и науки. В работе секции принимали участие ректор МГУ имени Ломоносова Садовничий, ректор Сибирского федерального университета Ваганов, президент Бауманки Александров. Можно выделить интересный доклад представителя Белгородского университета. Выступали и представители Высшей школы экономики, в частности, первый проректор Леонид Маркович Гохберг, который рассказывал про технологические платформы, насколько это направление сегодня развито в российских вузах.

Мне показалось, что вопрос, каким образом результаты научных исследований, продвижений и прорывов снова вернутся в образовательный процесс, как они превратятся в реальные технологии, остается для многих вузов открытым. То есть речь идет об обновлении собственно образовательного продукта.

Очень многие отмечали довольно большую и глубокую диверсификацию внутри самого вуза. Так, в Южном федеральном университете есть большой блок гуманитарных специальностей, даже художественных. И сложно найти компромисс между ними и техническими специальностями, которые стали приоритетными. Плюс расположен вуз на разных площадках в Ростове и Таганроге. Получается, что любой федеральный или исследовательский университет — это некая сеть с базовыми кафедрами в разных местах.

Важно и то, что сегодня темп принятия решений, воплощение их в практику вызывает довольно много вопросов. Мы запаздываем, уступаем и китайским вузам, и Тайваню, и Сингапуру, и Южной Корее.

Но тем не менее, очень важно, что идет поиск общего языка, наработка общих технологических решений. И по крайней мере есть взаимопонимание между ведущими вузами, которые сумели доказать свою состоятельность на российском пространстве.

Вторая секция, в которой я участвовала, была посвящена вопросам экономики и управления образованием. К счастью, было достаточно времени для того, чтобы сделать подробный доклад и всерьез его обсудить. За последние четыре года вузам было передано довольно много финансовых ресурсов. Передавались они очень неравномерно, но все же удалось сформировать пул опорных, ведущих вузов, которые имеют и мощнейшие программы развития, и поддержку развития кадрового потенциала и обновления социальной инфраструктуры, включая возможности для строительства кампусов. И в этом смысле ведущие вузы в условиях финансово-экономического кризиса оказались (благодаря, в первую очередь, государственным финансам) защищенными от негативных влияний, от спада финансирования со стороны бизнеса.

Государство выполнило роль серьезного буфера. Но возникли и проблемы. Институциональных перемен, призванных ответить на объемы финансирования, дать надежды на заметные результаты в ближайшие 2–3 года, пока во многих вузах нет. Кадровое обновление идет очень медленно, новые технологии управления едва начинают использоваться, причем только в отдельных секторах, связанных с продвижением науки. Обрастание вуза современной инфраструктурой — социальной, научной, научно-производственной — тоже идет медленно. Вкладывание в зарплату отстает от общих темпов наращивания финансирования: покупается современное оборудование, которое, к сожалению, используется недостаточно эффективно, оно очень дорогое, но нет специалистов, которые могли бы на нем работать.

Сегодня намечается тенденция дифференциации по зарплатам внутри вуза, выделения лидирующей группы, но это еще очень неконкурентоспособная заработная плата для того, чтобы можно было привлечь современную талантливую молодежь, молодых состоявшихся ученых. Пока это немного лучше, чем в среднем по экономике регионов, но этого недостаточно. Наши китайские коллеги очень часто на это указывают: надо, чтобы зарплата была привлекательнее в несколько раз по сравнению со средней в экономике. Тогда в вузы придут лучшие, самые интересные и талантливые. А у нас до сих пор реализуется во многом консервативная модель развития кадрового потенциала: компенсировать то, что мы недодали когда-то профессорам, обеспечить всех повышенной заработной платой, а не только лидеров.

В докладах справедливо подчеркивалось, что неритмичность финансирования программ развития, постоянные угрозы срыва финансирования, сама механика передачи средств, возможности их расходовать и так далее, пока еще не позволяют переходить к стратегическому планированию. Без структурных изменений, причем, системных, просто наращивание финансирования приведет к консервации плохого качества. Поэтому здесь нужны и воля, и четкое понимание концентрации средств на прорывных направлениях. Помните, как в анекдоте: «Что будет, если тебе дадут миллион?» — «Раздам долги». — «А остальные?» — «А остальные подождут». Вот примерно так и нужно сказать, что остальные подождут.

Мы не умеем работать на опережение, на проектирование того будущего, в котором могли бы занять место. И это, мне кажется, один из очень серьезных моментов. Сегодня весь мир включился в конкурентную борьбу. Во многих университетах, которые были представлены на конференции, мне показалось, есть команды, которые понимают свои задачи, начинают их  проектировать, возвращают университету его смысл — универсум в образовании и науке.

Мария Юдкевич
Мария Юдкевич
Мария Юдкевич, директор по академическому развитию ГУ-ВШЭ:

― Я принимала участие в работе секции по развитию инновационного потенциала молодежи. Это было связано с тем, что мой доклад был поставлен в работу этой сессии. Там же участвовал еще один коллега из Вышки — директор по инновациям и развитию предпринимательства Алексей Новосельцев. Мой доклад был про работу научно-учебных и проектно-учебных лабораторий в Вышке как пример одного из инструментов работы с талантливой молодежью.

Мы решили не делать обзорный доклад про все инструменты, а сфокусироваться на двух. Большая часть коллег из региональных университетов, которые были представлены (а докладов в этой секции было около десятка), трактовали тему развития инновационного потенциала молодежи скорее как развитие системы воспитательной работы в вузе. Поэтому основная часть докладов была посвящена институтам кураторства, развитию культуры гражданской ответственности, системы культмассового воспитания, каких-то журналов, поддерживающих эту деятельность, вузовских газет и так далее. Но это не совсем соответствует теме развития инновационного потенциала. На закрытии конференции, кстати, когда подводились итоги работы, это было отмечено: руководитель секции обратил внимание, что только доклады представителей Высшей школы экономики в наибольшей степени отвечали оригинальной задумке.

Во второй части конференции, когда ректоры вузов встречались с заместителем руководителя Администрации президента Сурковым, я присутствовала на секции по проблемам экономики образования. Там была довольно интересная дискуссия относительно проблем финансирования вузов и образования в целом, и ведущих вузов в частности.

Мне кажется, что такие конференции нужны хотя бы потому, что создание хорошего университета — это не только работа внутри, но и формирование вокруг себя эффективно работающего академического рынка. Ведущие университеты — это всегда университеты, у которых есть еще и некоторые социальные обязательства по формированию рынка, построению системы мониторинга. И такие конференции для создания такого поля очень нужны. Это первое. Во-вторых, всегда очень интересно посмотреть на опыт коллег. Стереотип, что крупный московский вуз — всегда первый, что он все придумывает и потом внедряет, — это опасный стереотип. Нужно внимательно смотреть, что делают коллеги, и при необходимости перенимать их опыт. И, конечно же, делиться своим опытом, что мы всегда с удовольствием делаем. И в этом смысле для меня и для коллег, я думаю, эта конференция была очень интересной.

Ирина Карелина
Ирина Карелина
Ирина Карелина, директор Программы развития ГУ-ВШЭ:

― Наше выступление с исполняющим обязанности проректора ВШЭ Исаком Фруминым — «От программы использования средств национального исследовательского университета к стратегии развития университета» — проходило в секции по управлению и экономике ведущих вузов. Тематика доклада, на мой взгляд, чрезвычайно актуальна. Дело в том, что программы развития вузов, представленные на конкурс национальных исследовательских университетов, ориентированы только на приоритетные направления развития. Однако жизнь любого университета гораздо шире и разнообразнее. Финансированием же поддерживаются только определенные виды деятельности, которые в основном носят инфраструктурный характер.

В нашей секции выступали коллеги, которые делились опытом по реализации программ развития. Пожалуй, большинство вузов-участников конференции — технические и классические университеты. Для них инфраструктурная основа программы развития — приобретение оборудования, которое позволит проводить исследования на совершенно другом профессиональном уровне.

Всех наших коллег волнует, каким образом сделать развитие университета эффективным. Но ситуация в вузах разная. Некоторые, как, например, Высшая школа экономики, давно используют для своего развития механизмы стратегического планирования. Поэтому мы в своем выступлении сделали акцент на реализации нашей стратегии. Задолго до участия в конкурсе программ развития, проведенном в 2009 году Правительством России, Вышка в своей концепции развития еще в 2004 году поставила цель войти в мировое образовательное и научное пространство по отдельным направлениям, что и было успешно реализовано. Поэтому в 2008 году была разработана Программа развития Высшей школы экономики, которая определяет цели развития университета на долгосрочный период.

Программа охватывает все виды его деятельности (образование, науку, инфраструктуру, кадровое развитие, распространение знаний) и направления развития (экономику, менеджмент, социологию, государственное и муниципальное управление, мировую экономику, математику и так далее). Содержательной составляющей развития выступают проекты, которые дают импульс развития Вышки в каждом конкретном случае.

При этом источники финансирования проектов, нацеленных на развитие Высшей школы экономики, могут быть разные, в зависимости от того, какие требования предъявляются к формату использования средств: Программа развития национального исследовательского университета, Программа развития инновационной инфраструктуры, другие программы и проекты, конкурсы, которые уже выиграны или будут выиграны.

Отправной точкой при планировании развития университета является его гармоничное и динамичное развитие в целом, но должны быть еще и прорывные проекты, которые позволят университету выходить на новый уровень. И только потом под эти проекты выбирается адекватное финансирование.

В целом общение с коллегами было взаимно полезным и интересным. Разные точки зрения, обсуждение сложных вопросов, поиск интересных решений — это тоже возможность развиваться.

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

 

В СМИ на эту тему:

Задача ведущих вузов - стать опорой государства в модернизации образования // Ректор ВУЗа № 1, январь 2011

Штучный отбор // Российская газета № 248, 02 ноября 2010

Ведущие вузы помогут модернизировать систему образования // РИА Новости, 02 ноября 2010

Ассоциация ведущих вузов должна заняться оценкой качества образования // РИА Новости, 01 ноября 2010

Высшее образование должно быть академическим или прикладным // РИА Новости, 01 ноября 2010

Вам также может быть интересно:

Ярослав Кузьминов принял участие в заседании Наблюдательного совета УрФУ

28 июня в Екатеринбурге состоялось заседание Наблюдательного совета Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина. В нем участвовал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Одной из тем обсуждения стали результаты исследования, проведенного в УрФУ экспертами Вышки.

Для попадания в топ мировых рейтингов ведущим вузам РФ нужны новые права и возможности

8 октября в Высшей школе экономики прошло второе общее собрание членов ассоциации «Глобальные университеты». Обсуждались, в частности, вопросы о привлечении в российские вузы иностранных студентов, о возможности аккредитации программ по новым направлениям подготовки и о присуждении ученых степеней ведущими университетами.

35%

российских вузов не имеют студенческих общежитий. Еще 6% высших учебных заведений оценили качество своего специализированного жилищного фонда как плохое.

32%

российских вузов ориентированы на подготовку кадров для областного и местного рынков труда. В 2008 году 44% вузов работали на область и город, где расположено учебное заведение.

Для принятия решений ректорам нужны точные данные о жизни университета

Во всех 15 ведущих университетах, участвующих в проекте по повышению международной конкурентоспособности российского образования 5/100, есть сотрудники, которые занимаются институциональными исследованиями своих вузов. В чем заключается их работа, рассказывает заместитель первого проректора НИУ ВШЭ Игорь Чириков.

2%

российских вузов остаются сегодня без молодых преподавателей. В  2006 году ситуация с наймом молодых сотрудников в вузах была гораздо сложнее: преподавателей моложе 35 лет не было в 74% высших учебных заведений.

38%

вузов не имеют ресурсов для инклюзивного образования. При этом еще 17% оценивают свои возможности для обучения людей с ограниченными возможностями как плохие.

73 000 рублей

в месяц. Такую зарплату, по мнению ректоров российских вузов, необходимо платить лучшим преподавателям.

3,6%

студентов российских вузов — иностранцы. С 2011 года доля иностранных студентов в университетах страны увеличилась на 1,2 процентных пункта.

Лучшие абитуриенты продолжают выбирать сильные вузы

5 сентября на пресс-конференции в РИА Новости были представлены итоги мониторинга качества бюджетного приема в российские государственные вузы в 2013 году, подготовленного ВШЭ и РИА Новости по заказу Минобрнауки России и Общественной палаты РФ.