• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Верить в здравый смысл абитуриентов и их семей»

26 октября на пресс-конференции в РИА Новости были представлены результаты очередных мониторингов, подготовленных Высшей школой экономики и РИА Новости по заказу Общественной палаты РФ, — качества платного приема в государственные вузы и качества приема в негосударственные вузы в 2011 году.

Ярослав Кузьминов
Ярослав Кузьминов
Об основных выводах, сделанных по результатам мониторингов, рассказали ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и председатель совета Ассоциации негосударственных вузов РФ, ректор Российского нового университета (РосНоУ) Владимир Зернов.

Как выяснилось в ходе исследований, прозрачность платного набора в государственных вузах по сравнению с прошлым годом выросла: приказы о зачислении на места с полным возмещением затрат публикуют 80% вузов, 70% указывают сумму баллов ЕГЭ, а в прошлом году эти данные публиковала только половина вузов. Качество платных студентов в государственных вузах в целом мало изменилось (возможно, чуть ухудшилось), в некоторых регионах есть рост (Псковская, Ивановская, Курская области), в некоторых — снижение (Дальний Восток). А их количество в целом по стране уменьшилось — мониторинг зафиксировал падение на 3,5%, но, скорей всего, оно больше, поскольку в прошлом году информацию о наборе предоставляло меньшее число вузов.

Средняя цена обучения на большинстве направлений колеблется в тех же пределах, что и финансирование бюджетного обучения со стороны государства, — в основном 50-80 тысяч рублей (государство дает 70-100 тысяч). Вузы боятся повышать цены (по сравнению с прошлым годом повысили только педвузы, где изначально было дешево), явно испытывая дефицит абитуриентов. На отдельных направлениях — сельское хозяйство, лесное дело, транспортные средства и прочие — цена ниже 50 тысяч, но таких студентов все равно принимают, несмотря на запрет Минобрнауки учить платных студентов за счет бюджетных, — лишние деньги не помешают.

При этом, по мнению Ярослава Кузьминова, денег, которые вузам дает государство, не хватает на обеспечение качественного образования — чтобы достойно платить преподавателям (примерно в два раза выше базовой зарплаты на рынке труда), норматив финансирования нужно повышать до 150 тысяч рублей. Практики же софинансирования бюджетного обучения со стороны студента, как, например, в Германии и в Китае, у нас нет — можно учиться или бесплатно, или полностью за свой счет. Но в условиях демографического спада — через пять лет количество студентов сократится на 40% — можно будет, не уменьшая доли ВВП на образование, выйти на эффективный контракт с преподавателем, сохранив в вузах ту долю возрастной когорты, которая получает бесплатное высшее образование и сегодня.

В этой ситуации сохранятся платные места в престижных вузах — «носителях бренда», лидерах по качеству приема, научной работе, с высокими ценами (порядка 9 тысяч долларов в год) — и ниша платного образования для тех, кто сдал ЕГЭ хуже, чем на 55 баллов. Учебу последних государство не должно оплачивать, поскольку при таких результатах «на входе» оно не может рисковать деньгами налогоплательщиков.

А что будет с негосударственным сектором высшего образования? По оценке Ярослава Кузьминова, большинство негосударственных вузов находится на грани вымирания. Очевидно, при отсутствии других источников финансирования многие из них должны будут просто прекратить свою деятельность.

Мониторинг прозрачности российских вузов для абитуриентов показал, что негосударственные вузы характеризуются крайне низкой степенью прозрачности: приказы о зачислении опубликовали 29%, лишь 19% — сумму баллов ЕГЭ абитуриентов. Судя по приказам о зачислении, вывешенным на их сайтах, туда на очное обучение зачисляется очень небольшое количество студентов — за редкими исключениями, даже не сотни, а десятки. Хотя можно предположить, что на самом деле зачисленных гораздо больше, просто вузы по некоторым причинам не хотят публиковать достоверную информацию.

Владимир Зернов, свою очередь, рассказал, что негосударственные вузы в нашей стране с первых дней вынуждены работать в условиях неравной конкуренции — ведь у государственных вузов слишком много преимуществ. И сколько бы ни говорили о том, что вузы нельзя делить по форме собственности, предоставляя бюджетное финансирование лишь государственным, что во всех странах есть программы поддержки частного образования, воз и ныне там.

Владимир Зернов
Владимир Зернов

И это касается не только распределения контрольных цифр приема. В конкурсе инновационных вузов, который проводился в рамках нацпроекта «Образование» в 2006 и 2007 годах, в числе победителей не было ни одного частного вуза. При этом хорошо известно, что РосНоУ и в первом, и во втором конкурсе имел все шансы победить (в рейтинге он оказывался чуть ниже того вуза, после которого подводили черту). Владимир Зернов считает, что так произошло лишь потому, что в министерстве «было непонятно, что делать с этим негосударственным вузом».

Впрочем, по мнению Ярослава Кузьминова, в России есть 10-15 негосударственных вузов, которые в этих тяжелых условиях смогли выжить, купить себе здания и предоставлять образование, по качеству сопоставимое с хорошими государственными вузами. Есть три хорошо известных негосударственных вуза магистерско-аспирантского профиля — Европейский университет в Санкт-Петербурге, Российская экономическая школа и Московская высшая школа социальных и экономических наук («Шанинка»), которые, безусловно, заслуживают поддержки и финансирования со стороны государства. Это всем известно, и непонятно, почему государство до сих пор не может решить проблему этих маленьких вузов.

Есть также негосударственные вузы, успешно работающие и на уровне бакалавриата, — это Российский новый университет (здесь есть и научные достижения — например, в области нанотехнологий), Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, ряд вполне достойных финансово-экономических вузов, с постоянным штатом преподавателей, где обеспечивается нормальное качество образовательных программ, проводятся научные исследования. Они должны получить право на равных участвовать в распределении бюджетных средств.

Как можно организовать такое распределение? Провести конкурс. Была дискуссия о том, как именно допускать к конкурсу негосударственные вузы. Готовы поправки в действующее законодательство, но чтобы они не остались декларацией, необходимы подзаконные акты. Ярослав Кузьминов назвал 4 критерия, при соответствии которым негосударственные вузы могли бы получить допуск к выполнению государственного задания.

Первый критерий — наличие «пакета прозрачности»: на сайте должны быть размещены программы, информация о преподавателях, приказы о зачислении с баллами ЕГЭ и прочее, чтобы все, кто собирается там учиться, могли ознакомиться с базовой информацией о вузе.

Второй критерий — наличие собственных площадей: государство должно требовать соблюдение этого условия, чтобы студенты не оказались внезапно на улице.

Третий критерий — постоянный состав преподавателей, не менее половины из них должны иметь научные работы по специальности.

Четвертый критерий — зачислять не менее половины абитуриентов хотя бы с четверкой по профильным предметам. Если вуз зачисляет больше половины с тройками, он не должен претендовать на бюджетное финансирование.

Такого рода требования должны применяться ко всем вузам, а не только к негосударственным — на этот счет есть даже проекты соответствующих постановлений правительства. Тогда можно будет устроить честную игру, и естественным образом перестанут набирать студентов те государственные вузы — их порядка 15-20%, — которые давно потеряли свой рынок труда, не ведут исследования и не могут гарантировать своим выпускникам достаточно высокие и востребованные компетенции. Очевидно, вместо них финансирование должны получать лучшие негосударственные вузы.

При этом «не имеет смысла искусственно перекрывать кому-то дорогу». Степень эффективности административных мер можно наблюдать на примере аккредитационных процедур: через широкое сито проходят все. И пока мы не уйдем от контрольных цифр приема, «вузы будут выполнять план, бегая за любым абитуриентом, который есть на рынке». Известны примеры, когда государственные вузы покупали у негосударственных личные дела студентов, чтобы включить их в свой приказ о зачислении. Ситуация изменится, если каждый человек, сдавший ЕГЭ на 4 и 5, получит право на образование за счет бюджета, придет в вуз и, если вузу он подходит, государство заплатит за его обучение.

Ректор НИУ ВШЭ предложил при проведении реформы высшего образования «не уповать на созидательные возможности чиновников, а верить в здравый смысл потребителей образовательных услуг — абитуриентов и их семей».

 

Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ

 

__________________________________________________________

В СМИ по теме:

Вузы не подняли плату за учебу из-за дефицита абитуриентов // РИА Новости, 26 октября 2011

План приема на бюджетные места вузов надо отменять // РИА Новости, 26 октября 2011

Вузы в борьбе за абитуриентов // Первое сентября № 19, 12 ноября 2011

 

Вам также может быть интересно:

В российском высшем образовании сложилась новая реальность

28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования.

В 2018 году вузы набрали более сильных абитуриентов

Высокое качество приема демонстрируют все больше вузов, отличники предпочитают оставаться в регионах, практически все направления подготовки стали привлекательнее для абитуриентов — таковы выводы мониторинга качества приема на бюджетные места российских вузов в 2018 году. 25 сентября на пресс-конференции в ТАСС мониторинг представили вице-премьер Татьяна Голикова, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Сильных вузов стало больше

В ведущих технических университетах резко вырос средний балл, население готово платить за качественное высшее образование, абитуриенты стали более рационально оценивать перспективы на рынке труда. Эти и другие выводы 8-го ежегодного мониторинга качества студентов, зачисленных в российские вузы по результатам ЕГЭ и олимпиад в 2017 году, были представлены 16 октября в МИА «Россия сегодня».

Спрос на педагогическое образование растет, дифференциация вузов усиливается

Подведены итоги мониторинга качества бюджетного и платного приема в государственные вузы в 2016 году. Как и в предыдущие годы, он был проведен рабочей группой НИУ ВШЭ в сотрудничестве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» при поддержке Минобрнауки России и Общественной палаты России.

Бакалавриат-2016: рост качества и количества

Нынешний прием в бакалавриат НИУ ВШЭ по многим показателям стал знаковым. Выросло не только количество абитуриентов, но и средний балл ЕГЭ, проходной балл, а также число платных студентов и олимпиадников.

Преподаватель — это менеджер знаний

Андрей Гречко в 2016 году сделал два больших дела: окончил бакалавриат Вышки (программа «Политология») и выпустил первый поток учеников собственного образовательного центра LUDI. Андрей с коллегой Ильей Созонтовым готовят школьников к успешной сдаче ЕГЭ по системе «перевернутый класс».

Хорошие результаты ЕГЭ увеличивают зарплаты выпускников вузов

Чем выше проходной балл при поступлении в вуз, тем больше зарабатывают его выпускники. Каждый дополнительный балл по ЕГЭ увеличивает будущую зарплату в среднем на 2%. Дело не только в престижном дипломе — качественное образование помогает студентам накопить человеческий капитал, который повышает их стоимость на рынке труда. К такому выводу пришли сотрудники Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ Виктор Рудаков и Сергей Рощин в исследовании «Влияние качества вуза на заработные платы выпускников».

Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников

После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.

Репетиторы не помогут троечникам успешно сдать ЕГЭ

Занятия у репетиторов или на подготовительных курсах становятся для семей старшеклассников «мегапроектом», в который они вкладывают массу средств и сил. Однако для школьников с низкой успеваемостью эти инвестиции не окупаются: такие ребята нередко слабо ориентируются в качестве внешкольной подготовки и выбирают не тех поставщиков образовательных услуг. Замзаведующего Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования ВШЭ Андрей Захаров и ведущий научный сотрудник этого института Прашант Лоялка провели исследование и развенчали миф об эффективности репетиторства.

В технических вузах качество бюджетного приема значительно возросло

3 сентября в МИА «Россия сегодня» министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и заместитель руководителя Рособрнадзора Александр Бисеров представили результаты мониторинга качества бюджетного приема в российские вузы в 2015 году. В топ-10 по качеству бюджетного приема ВШЭ заняла третье место, Санкт-Петербургский кампус ВШЭ — восьмое.