• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Варшава ждет гуманитариев из Москвы

По инициативе известного польского профессора Ежи Аксера с 15 апреля по 15 мая в Варшавском университете пройдет стажировка двадцати московских студентов и аспирантов, в числе которых будут и представители ГУ-ВШЭ.

Стажировку организовывают Институт междисциплинарных исследований "Artes Liberales" Варшавского университета и Институт гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) ГУ-ВШЭ. Гостями Варшавского университета станут молодые специалисты, обучающиеся в разных вузах Москвы, но объединенные сходными интересами: все они профессионально изучают историю, литературу, искусство Древнего мира и классические языки. Эта стажировка — подарок, обещанный руководителем "Artes Liberales" профессором Ежи Аксером молодым гуманитариям Москвы после конференции "Рождение классики: самосознание гуманитарных наук до начала Нового времени", проведенной ИГИТИ 17 мая 2008 г.

За комментариями мы обратились к Ирине Савельевой, ординарному профессору факультета философии ГУ-ВШЭ, директору ИГИТИ и одновременно профессору Варшавского университета; к старшему научному сотруднику ИГИТИ и преподавателю факультета философии ГУ-ВШЭ Юлии Ивановой; к доценту кафедры Средних веков истфака МГУ и преподавателю общеуниверситетских гуманитарных факультативов ИГИТИ Олегу Воскобойникову; а также к нескольким студентам и аспирантам, которые готовятся к поездке в Варшаву, — Наталье Самохваловой, Павлу Соколову, Наталье Сычевой, Александру Пудикову.

Рассказывает Ирина Савельева

— В чем, на ваш взгляд, состоит особенность такой формы научного сотрудничества, как эта стажировка? Насколько вообще она типична (или нетипична) для российских научных учреждений?

Ирина Савельева
Ирина Савельева
— Цель стажировки — создание кадрового резерва. Такой резерв есть у президента РФ. Есть он и у Вышки. Будет он и у ИГИТИ. Так что здесь мы не оригинальны и заимствуем все новое и прогрессивное. Однако заимствуем творчески, и потому дальше я объясню, насколько этот проект нетипичен.

Во-первых, для создания группы молодых исследователей, которые могут работать в ИГИТИ или сотрудничать с Институтом, разработан международный молодежный научный проект, по масштабу и концепции не имеющий прецедентов и аналогов в практике российского образования последних десятилетий, а мне кажется, что и в мировой. В Варшаву отправляется 20 студентов и аспирантов, отобранных по рекомендациям известных московских гуманитариев и прошедших жесткий конкурс. Большинство из участников проекта не нуждаются в обычной учебе — они сами уже знатоки в своих областях. Поэтому для них разработана уникальная программа семинаров, мастер-классов и лекций; а главное — во время стажировки в Варшаве они будут работать в проекте ИГИТИ "Историческое самосознание гуманитарной науки в доклассическую эпоху (XIII—XVI вв.)" Надеюсь, некоторые из них уже на этой стадии станут полноправными участниками проекта.

Во-вторых, работать с молодежью будут в первую очередь московские ученые, которые специально для этого приглашены в Варшаву, в том числе и преподаватели Общеуниверситетских гуманитарных факультативов ИГИТИ. Одновременно посещать их занятия будут и студенты Варшавского университета.

В-третьих, этот проект предполагает достижение институциональных результатов: это позиционирование ГУ-ВШЭ в международном исследовательском контексте как серьезного центра классических исследований. Кстати, данное приглашение в Варшавский университет можно рассматривать как свидетельство такого признания.

И наконец, этот проект я рассматриваю как "дар" профессора Аксера, которому принадлежит идея стажировки российской гуманитарной молодежи в Центре по изучению классической традиции и который нашел возможность эту идею материализовать. Поездка полностью профинансирована польской стороной. Культурная антропология учит нас, что дар всегда предполагает ответное дарение. Поэтому я верю, что мы найдем возможность продолжить этот проект с участием западных специалистов и студентов уже на территории Вышки.

— Вы — не только директор ИГИТИ, но и профессор Варшавского университета. Как проявится в Варшаве эта ваша вторая ипостась?

— Я собираюсь проводить мастер-классы для польских студентов по теме "Знают ли поляки историю?". Эти занятия методологически будут опираться на монографию "Знают ли американцы историю?", написанную в соавторстве с А.В. Полетаевым. Для Польши проблемы исторического сознания и образ прошлого всегда и особенно актуальны. Мне важно, чтобы в студенческих работах содержание прошлого не сводилось к политике, а включало искусство, науку, медицину и даже, например, спорт.

Кроме того, вместе с профессорами Ежи Аксером и Яном Кеневичем я буду разрабатывать новый совместный проект, посвященный проблемам академического сообщества в Восточной Европе. И, конечно, работать над завершением нашего совместного с Варшавским университетом проекта "Национальная гуманитарная наука в мировом контексте: опыт России и Польши", который предполагает еще несколько этапов.

Слово Юлии Ивановой, автору программы стажировки и координатору мероприятий, которые состоятся в Варшаве

— Можно ли поточнее и поподробнее об этой стажировке. Как в эпоху экономического кризиса удалось все-таки организовать такое грандиозное и, по всей видимости, дорогостоящее мероприятие?

Юлия Иванова
Юлия Иванова
— Мы целиком и полностью обязаны этой поездкой Варшавскому университету, который делает нам несколько подарков сразу: нашим студентам и преподавателям оплачивают жилье в самом центре Варшавы и проезд из Москвы. А студенты еще и получают вполне приличную стипендию от Министерства высшего образования и науки Польши! Но и это еще не все: сотрудники Варшавского университета на протяжении последних трех месяцев подготовки к стажировке неустанно помогали мне со сбором и оформлением документов наших стажеров и преподавателей, с молниеносной быстротой находили оптимальные решения постоянно обнаруживавшихся организационных проблем и вообще проявляли самое дружеское участие к своим будущим гостям. Мы очень благодарны этим людям. Кстати, я знаю, что они, филологи высочайшей квалификации, прекрасно понимают не только по-латыни и по-древнегречески, но и по-русски и обязательно прочтут это наше интервью. Проекту повезло и в том, что руководитель Института "Artes Liberales" профессор Ежи Аксер не только выдающийся ученый, но и отличный администратор; я считаю одной из самых больших удач в своей жизни возможность учиться у него организации учебного процесса и университетской жизни в целом. А общение с вице-директором Института "Artes Liberales" профессором Робертом Сухарски сделало для меня приятными даже те административные обязанности, исполнять которые обычно бывает тяжело и скучно. Помогла нам преодолеть многочисленные бумажные трудности, связанные с этой поездкой, доктор Наталия Коциба. Уже не в первый раз принимает на свои плечи бремя административных и хозяйственных забот о вышкинских сотрудниках и студентах в Варшаве и Анна Павловская.

— А кто из старшего состава ИГИТИ поедет в Варшаву?

— Мы попросили наших московских преподавателей — сотрудников ИГИТИ, преподавателей ведущих вузов, лекторов организованных ИГИТИ общеуниверситетских факультативов, устроить своего рода выездной университет. Кто-то прочтет две-три лекции, а кто-то еще и семинары проведет. Всего приглашенных преподавателей пять: Михаил Андреев, Ольга Дмитриева, Олег Воскобойников, Андрей Голубков, Евгений Молодов.

В рамках одного из магистральных проектов ИГИТИ под названием "Историческое самосознание гуманитарной науки в доклассическую эпоху (XIII—XVI вв.)" существовал молодежный проект, который мы назвали "Классическая традиция и авторитет в социальном измерении" — с этой темой мы и едем в Варшаву. Получив приглашение от профессора Аксера, мы — то есть старший состав ИГИТИ — решили, что стажировка, в ходе которой между молодыми участниками проекта из разных институций могут сложиться не только профессиональные, но и личные отношения, для нас — огромное благо.

С доцентом кафедры Средних веков истфака МГУ, специалистом по английской политической культуре эпохи Ренессанса Ольгой Дмитриевой и с сотрудником Института мировой литературы РАН Андреем Голубковым, который занимается неофициальными биографическими повествованиями во Франции XVI—XVII вв., мы так плотно сотрудничаем впервые. Михаила Андреева, не побоюсь этого слова — выдающегося итальяниста и теоретика литературы, — ИГИТИ числит в своих рядах от самого момента своего основания. Уже несколько лет выступают в качестве преподавателей вышкинских общеуниверситетских факультативов медиевист из МГУ Олег Воскобойников, получивший докторскую степень в Париже и недавно издавший весьма объемную книгу о науке и философии при дворе Фридриха II Штауфена (XIII в.), и богослов, специалист по ближневосточным религиям древности Евгений Молодов.

— И каков будет распорядок жизни ваших студентов в Варшаве? Будет ли у них вообще свободное время, если приедет так много преподавателей?

— Видите ли, они согласились сотрудничать с нами, раз уж решили поехать, а целый месяц без работы сидеть — совсем не в стиле ИГИТИ. По дороге на стажировку мы на день остановимся в Риге, переночуем там и поедем в Варшаву — так что успеем уже в спокойной, экскурсионно-прогулочной обстановке познакомиться друг с другом. По приезде в Варшаву дадим студентам дня три оглядеться, а дальше — лекции с семинарами целую неделю. Затем десять дней — "отдых" в библиотеке и консультации: Варшавский университет всегда славился своими "древническими штудиями", да и книжные фонды по нашим специальностям в Варшаве прекрасные. А последние десять дней — опять лекции с семинарами и, наконец, итоговая студенческая конференция. Каждый стажер должен представить свою разработку внутри общего проекта — поэтому нам, старшим, придется с текстами студентов работать индивидуально, чтобы все они к конференции приняли достойный облик. Среди наших стажеров есть аспиранты, фактически уже сложившиеся ученые, они хорошо знают, как надо работать в библиотеках в чужой стране, да и тексты пишут вполне профессиональные. А есть и студенты второго-третьего курсов — и они-то в постоянных консультациях преподавателей очень нуждаются. На наши лекции, как и на наши семинары, студенты с польской стороны тоже собираются — так что мы надеемся на множество новых интересных знакомств.

Рассказывает Олег Воскобойников

— У вас большой опыт научной и преподавательской работы в европейских странах. В чем особенность того формата работы, который предполагает именно эта поездка?

Олег Воскобойников
Олег Воскобойников
— Я надеюсь, что в Варшаве "разноплеменные" студенты смогут работать на одном общем языке над одной темой, — как это бывало в те времена, когда всех объединяла латынь. Какой язык объединит нас — покажет встреча. Когда я преподавал за рубежом, что бывало не так уж часто, мне всегда немного не хватало того, что на преподавательском жаргоне принято называть отдачей, откликом. В Москве я привык к тому, что семинар, в отличие от лекции, предполагает одинаковую активность всех его участников. Ни в Германии, ни во Франции, ни в Швейцарии я этого не находил. Возможно, "авторитетность" преподавателя, тем более приглашенного, заезжего, пусть и из восточной глубинки, настолько давит на сознание студентов, что они стесняются. Я пытался заинтересовать моих слушателей латинскими цитатами или миниатюрами из рукописей, скульптурой, архитектурой и вообще тем материалом, в котором сам живу. Но не всегда получалось найти желаемый отклик: горящие глаза, мерный "скрип мозгов", к которым я привык в Москве. Не хочу сгущать краски, бывали и очень приятные минуты, когда чувствовалось, что в многонациональной аудитории открывается истина, — например, в Институте Варбурга в Лондоне, в Высшей школе социальных наук в Париже. И все-таки редко получается углубиться в детали какого-нибудь головоломного фрагмента — рукописи, средневекового текста, миниатюры, камеи… Словом, хочется в Варшаве подпереть подбородок кулаком, и чтобы все тоже подперли подбородки кулаками — уставиться "в невидимую точку" и так сидеть, "обдумывая строчку", причем не в одиночку. Извините, непроизвольно получилось в рифму. Возвращаясь к поставленному вопросу — я жду от Варшавы совместной работы десятка-другого студентов и аспирантов над двумя иллюстрированными рукописями, которые я сам еще плохо знаю, но готовлю для этой встречи. Студенты помогут мне кое в чем разобраться, а я постараюсь показать им, что думать — не скучно.

С нами беседуют студентка 4 курса филфака Московского педагогического государственного университета Наталья Сычева, аспирантка 2 курса Центра Восточной Европы в античном и средневековом мире Института всеобщей истории РАН Наталья Самохвалова, студент 2 курса факультета философии ГУ-ВШЭ Александр Пудиков и Павел Соколов, студент 5 курса кафедры Истории Средних веков истфака МГУ, который уже является сотрудником ИГИТИ ГУ-ВШЭ, по должности стажер-исследователь.

— Приходилось ли вам раньше работать с преподавателями, которые будут читать лекции в Варшаве?

Н. Самохвалова: Я слушала лекции Олега Воскобойникова в рамках курса по средневековой культуре, который он читал совместно с М.А. Бойцовым на историческом факультете МГУ.

А. Пудиков: Ну, "работать" — это громко сказано, скорее учиться. Учился я в группе Юлии Владимировны Ивановой греческому языку. Ее уроки запомнились мне именно своей неординарностью (конечно, в хорошем смысле этого слова). Просто я никогда не думал, что древний язык можно изучать настолько легко и интересно, а под руководством Юлии Владимировны любое занятие превращалось в интересное, порой даже наглядное "путешествие" не только в грамматические и фонетические, но и исторические аспекты языка.

Н. Сычева: Один раз я была на семинаре Олега Воскобойникова по истории Средних веков. Разбирали книгу А.Я. Гуревича. От семинара у меня остались очень яркие впечатления, при всей своей занятости я даже перечитала работу Гуревича и поняла, что смотрю теперь на этот общеизвестный, классический труд совершенно иначе, чем прежде.

П. Соколов: Я тоже имел возможность убедиться в научном профессионализме всех преподавателей, которые будут нам читать лекции в Варшаве. Олег Воскобойников является моим научным руководителем в МГУ еще с третьего курса, а в ИГИТИ я работаю в тех проектах Юлии Ивановой, участником которых является мой научный руководитель. Мне кажется, стажировка будет интересна именно разнообразием сюжетов преподавательских выступлений — можно будет расширять свою эрудицию, иссушенную узкой специализацией, сразу во многих направлениях.

— Какие цели вы ставите перед собой в предстоящей поездке? На какие дополнительные возможности в научной или учебной деятельности вы рассчитываете на стажировке?

Н. Самохвалова: В первую очередь, это работа в библиотеке Варшавского университета и в других варшавских библиотеках, если представится такая возможность. Ведь Страбон, автор, которым я занимаюсь, в отечественной историографии исследован недостаточно, а в западной науке с этим обстоит гораздо лучше, но тут дело упирается уже в укомплектованность наших библиотек. Меня очень привлекает возможность обсудить тему моей работы на конференции: ведь студенты и преподаватели, участвующие в программе, все специализируются в разных гуманитарных дисциплинах, поэтому они смогут посмотреть на мою работу с разных сторон, что для меня немаловажно. Заявленные темы семинаров представляются весьма интересными, и я планирую посещать их все. Надеюсь также на консультации по моей теме с польскими и русскими преподавателями, участвующими в программе. Нельзя не упомянуть и о чисто туристических интересах: ведь я ни разу не была в Польше. Я проходила подобную стажировку в Греции, в Университете имени Аристотеля в Салониках. Та стажировка предоставлялась для работы в библиотеках и консультаций с преподавателями Университета. Результатом стажировки стал доклад на конференции, опубликованный затем в виде статьи в Antiquitas Juventae 3 (Саратов, 2007); во время стажировки была написана основная часть моей дипломной работы. Организация стажировки в Университете имени Аристотеля была прекрасной: доступ в университетские библиотеки наравне с греческими студентами, абонемент, возможность заказать литературу из Афин по межбиблиотечному обмену. Надеюсь, что и в данном случае мне удастся продуктивно поработать и воплотить в виде статей намеченные для разработки сюжеты.

А. Пудиков: Главной целью для себя в этой поездке я считаю именно работу в библиотеках с материалом, который у нас в стране найти будет сложно, скорее, даже невозможно. А в качестве дополнительной цели — посещение культурно-исторических мест для расширения кругозора. А еще… наверное, возможность проникнуться "настоящим студенческим духом", работая в обстановке, так сказать, приближенной к боевой.

Н. Сычева: Я собираюсь посещать варшавские библиотеки; участвовать в лекциях и практических занятиях. Мне было бы интересно познакомиться с ведущими русскими, а еще лучше польскими медиевистами. Хотелось бы увидеть, как идет научный процесс в Польше. А еще я мечтаю научиться работать со средневековыми рукописями — ведь Олег Воскобойников обещал семинар по транскрипции рукописей…

П. Соколов: Да, мы с Олегом Сергеевичем Воскобойниковым действительно планируем организовать семинар по транскрипции и переводу — если успеем — небольшой рукописи. Это натурфилософский трактат первой половины XIII в. И вообще лекции, которые будут читать в Варшаве наши преподаватели, и доклады, с которыми придется выступать нам самим, создают притягательную атмосферу интенсивной академической работы, напряженного научного поиска. Что же до моих собственных целей, то я сейчас пишу дипломную работу и, как и все мои коллеги, конечно, не всегда могу отыскать в отечественных книжных фондах необходимые мне издания. Но, помимо учебно-научной работы, которой предвидится достаточно, я вижу для себя в нашей стажировке еще и возможность познакомиться со страной, хотя и близкой географически, но, в силу профессиональной специализации, практически нам неизвестной. А между тем, на польской земле находится крупнейший замок Европы — Мальборг, и предстоящая поездка позволит мне увидеть воочию этот прославленный памятник средневековой эпохи. Я ведь все-таки медиевист…

Людмила Смирнова

Вам также может быть интересно:

«Не стоит стесняться задавать вопросы, какими бы глупыми они ни казались»

Каково это — проходить стажировку в «Яндексе»? Что нужно, чтобы попасть на нее? И как быть, если что-то не получается? Опытом делятся студенты ФКН НИУ ВШЭ — стажеры «Яндекса».

ВШЭ и Unilever продолжат готовить бизнес-резерв будущего

18 октября Вышку посетил генеральный директор компании Unilever Алан Джоуп. Он встретился с руководством университета и выступил перед студентами с открытой лекцией о социальной миссии бизнеса.

ВШЭ расширяет международное сотрудничество в гуманитарной сфере

С 2016 года Высшая школа экономики становится первым российским вузом — ассоциированным членом одного из главных проектов Далемского гуманитарного центра при Свободном университете Берлина «Тематические сетевые принципы культурной динамики» (The Thematic Network Principles of Cultural Dynamics). Проект направлен на укрепление международного сотрудничества в сфере гуманитарных исследований. Его цель — изучение факторов, влияющих на культурные процессы истории развития человечества.

Студенты факультета компьютерных наук прошли практику в Facebook

Cтуденты бакалавриата факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Илона Папава, Роман Александров и Павел Белов в течение трех месяцев проходили стажировку в штаб-квартире компании Facebook (Менло-Парк, США). Как они получили эту возможность, в чем заключались их обязанности в компании и какое впечатление на них произвел Марк Цукерберг, они рассказали новостной службе ВШЭ.

Филологи Вышки занялись культуромикой

Факультет филологии ВШЭ и «Рамблер-Афиша» начинают совместные проекты в области культуромики — нового направления гуманитарных цифровых исследований. Первый проект, «Имена времени», был представлен на фестивале «Политех», недавно завершившемся на ВВЦ.

Дипломатическое образование должно быть междисциплинарным

Инал Ардзинба, выпускник факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ, сочетает учебу в аспирантуре этого же факультета с карьерой международника.

Дебаты в Варшаве: определение общности

10-16 декабря в Варшаве прошли польско-российские Дебаты «How do we define our community? The foreign and the other: neighbors, partners, friends, internal enemy, external enemy etc. (Polish perspective, Russian perspective)», в которых участвовала делегация преподавателей, научных сотрудников и студентов ВШЭ.

«Вы можете подать на рассмотрение любой свой проект»

18 сентября Высшую школу экономики посетила делегация Европейского исследовательского совета (ERC). Представители ERC рассказали о том, как российские ученые могут получить доступ к обширной грантовой программе совета.

Master in European Business, или Бизнес как искусство

15-17 мая в ВШЭ побывал признанный эксперт международного рынка бизнес-образования, заслуженный профессор Европейской школы бизнеса ESCP EUROPE (№1 в Рейтинге Financial Times)  Жером Бон. Он рассказывает о запуске в НИУ ВШЭ уникальной в мире по формату программы бизнес-образования Master in European Business.

Два бренда, две страны и два диплома

В Международном институте управления и бизнеса (МИУБ) ВШЭ запускается уникальная годичная программа Master in European Business, открытая для выпускников Вышки, других российских вузов и стран СНГ. О ее особенностях, преимуществах и процедуре подачи заявок на программу рассказывает директор МИУБ Ирина Мальцева.