• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анализ экономического образования: опросы студентов и краудсорсинг

5 марта в Российском экономическом университете (РЭУ) имени Г.В. Плеханова состоялось очередное заседание комиссии по обмену опытом и аналитической работе Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ).

На заседании комиссии рассматривались три вопроса: о совместных социологических исследованиях вузов-участников АВВЭМ, о проведении краудсорсинговых проектов в рамках ассоциации и об организации семинара «Устойчивое развитие университетов».

 

Зачем изучать студентов?

По первому вопросу с презентацией выступил директор Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ Игорь Чириков, поделившийся опытом проведения социологических исследований в Высшей школе экономики.

Он подчеркнул, что в мировой практике опросы студентов приобретают все большую популярность. Например, при оценке образовательных программ университетов, помимо различных статистических данных, используются еще и опросы студентов. Широко известно, в частности, исследование студентов, которое проводит Калифорнийский университет в Беркли. По мнению Игоря Чирикова, это исследование представляет большой интерес для АВВЭМ, так как в нем можно позаимствовать методики. Кроме того, проведение социологических исследований студентов в рамках ассоциации позволит вузам-участникам входить в различные международные мониторинги и представлять в них свои данные.

Игорь Чириков предложил для социологических исследований в рамках ассоциации ориентироваться на вопросы, актуальные сегодня для российского образования: снижение качества подготовки абитуриентов, различия в текущей успеваемости студентов, мотивация студентов к академической работе, карьерные траектории выпускников. По итогам обсуждения участники пришли к выводу, что надо создать в комиссии рабочую группу по организации и проведению институциональных исследований в вузах-членах ассоциации.

Члены комиссии договорились о некоторых подходах к участию вузов в исследованиях. Оно должно быть добровольным, при этом доступ к информации могут иметь только участники исследований. Данные будут публиковаться только в обобщенном виде, при проведении исследований необходимо применять методики проверки достоверности данных.

 

Обратиться к «коллективном разуму»

Совместный доклад члена Попечительского совета РЭУ имени Г.В. Плеханова Юрия Ровенского и проректора по информатизации и коммуникации университета Ольги Гришиной был посвящен методу краудсорсинга и возможностям его применения для нужд ассоциации. Основная идея этого нового метода заключается в том, что самому широкому слою заинтересованных лиц предлагают в ограниченное время высказать любые идеи по тому или иному вопросу. Дебаты организуются через интернет-ресурсы, специально выделенные модераторами. После чего проводится анализ идей, готовятся материалы для принятия решений.

Юрий Ровенский привел несколько примеров удачного использования краудсорсинга: практика Сбербанка России, где несколько продуктов и услуг было разработано через привлечение к обсуждению всех сотрудников и клиентов банка; Департамент обороны США использовал метод краудсорсинга при разработке одного из видов военного транспорта; Министерство образования и науки РФ использовало краудсорсинг при разработке интегрированного закона «Об образовании».

Ольга Гришина подчеркнула, что в деятельности ассоциации заинтересовано большое количество лиц — это и преподаватели, и студенты вузов-участников АВВЭМ. Возможно, ряд вопросов стоило бы обсуждать через краудсорсинг. Директор программы развития НИУ ВШЭ Ирина Карелина отметила, что, исходя из ее опыта работы в Сбербанке, краудсорсинг действительно является привлекательной методикой, особенно если речь идет о разработке новых брэндов. Использование краудсорсинга предполагает наличие стимулов для тех, кто предложит наиболее интересные идеи. Это могут быть денежные бонусы, повышение квалификации, переподготовка и прочее. В целом члены комиссии одобрили идею обратиться к «разуму толпы».

В заключение был рассмотрен вопрос о проведении проектного семинара на базе РЭУ имени Г.В. Плеханова в Анапе. Заведующая кафедрой сравнительной экономики и предпринимательства университета Ольга Сагинова предложила руководителям вузов-участников АВВЭМ встретиться на юге России, познакомиться и принять участие в проектном семинаре — особой методике, основанной на деловых играх. Она широко практикуется в РЭУ имени Г.В. Плеханова для повышения квалификации.

 

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Все в семью. Детдома, НКО и приемные семьи о реформе системы защиты детей

В 2012 году в России начались масштабные изменения в работе системы защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Они предполагают закрытие существующих детских домов и развитие разных форм семейного устройства. Что о реформе думают чиновники, руководители детских домов, НКО и приемные семьи выяснили социологи Питерской Вышки.

Конкурс на премию ВЦИОМ: победа студентов ВШЭ

Подведены итоги первого Всероссийского конкурса дипломных работ в области социологии на премию ВЦИОМ. Все призовые места в номинации «Лучшая дипломная работа бакалавра» заняли студенты ВШЭ.

Международный семинар ЛССИ

В конце апреля в Санкт-Петербурге прошел Третий международный рабочий семинар Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ (ЛССИ).

АВВЭМ: график повышения квалификации принят

22 апреля на заседании комиссии по кадровому развитию и развитию профессиональных квалификаций Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента был утвержден перечень программ повышения квалификации преподавателей вузов, а также график их проведения.

«Вузы должны проявить ответственность»

Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ и введение прикладного бакалавриата в российских вузах — эти темы стали основными на заседании совета Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента, прошедшем 16 апреля в ВШЭ.

Экономика в школе: чем помогут университеты?

Как улучшить преподавание экономики в школе? Надо ли вводить ЕГЭ по экономике? На эти и другие вопросы пытались найти ответы участники заседания комиссии АВВЭМ по работе в общеобразовательной школе, участию в методическом обеспечении ЕГЭ и организации олимпиад и конкурсов.

Десять актуальных социальных исследований Высшей школы экономики, январь-февраль 2013

Экономическая география сиротства, несовершенство трудового законодательства, заемный труд, адаптация образования к рынку труда, гражданская активность россиян: актуальные для экономической и социальной повестки дня работы, представленные в ВШЭ в январе-феврале 2013 года. Версия ОPEC.ru.

Работодатели и вузы: взаимодействие в рамках АВВЭМ

28 февраля в ВШЭ прошло заседание Наблюдательного совета Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ). На нем было рассмотрено положение о наблюдательном совете и представлена модель профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, разработанная АВВЭМ.

ВШЭ и Международный год статистики

В этом году Высшая школа экономики будет принимать участие в Международном годе статистики. О мероприятиях, которые планирует провести университет, в том числе в рамках Апрельской конференции, рассказывает заместитель декана факультета экономики НИУ ВШЭ Алексей Пономаренко.

Комиссии АВВЭМ: оценка качества и повышение квалификации

8 февраля в Высшей школе экономики состоялись очередные заседания двух комиссий Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ): по оценке качества образовательных программ и участия в аудите и аккредитации, по кадровому развитию и развитию профессиональных квалификаций.