• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ИГМУ ВШЭ и Минтруд подвели итоги конкурса на лучшие кадровые практики в системе госуправления

ИГМУ ВШЭ и Минтруд подвели итоги конкурса на лучшие кадровые практики в системе госуправления

Фото: gossluzhba.gov.ru

Центр развития государственной службы Института государственного и муниципального управления (ИГМУ) НИУ ВШЭ и Министерство труда и социальной защиты РФ подвели итоги Всероссийского конкурса «Лучшие кадровые практики и инициативы в системе государственного и муниципального управления» в 2022–2023 годах. Среди победителей —  Новгородская, Иркутская, Белгородская, Томская области, Республика Башкортостан, Красноярский край и Москва.

Основная задача конкурса — обмен лучшими кадровыми практиками, которые применяются в системе государственного и муниципального управления. Лучшие из них размещаются в базе данных кадровых практик в открытом доступе.

Николай Клищ

«Конкурс — это живое, интерактивное мероприятие, число его номинантов растет с каждым годом, в конкурсе принимают участие федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, госкорпорации и другие государственные организации», — говорит сопредседатель конкурсной комиссии, директор Центра развития государственной службы Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Николай Клищ.

По итогам рассмотрения и оценки 157 кадровых практик и инициатив, представленных на конкурс в 2022–2023 годах, были определены 70 номинантов, 30 призеров и 7 победителей. Также по результатам голосования участников конкурса определена 1 кадровая практика, ставшая победителем, и 2 кадровые практики, ставшие призерами по мнению конкурсантов.

Победители конкурса «Лучшие кадровые практики и инициативы в системе государственного и муниципального управления» 2023 года

 Администрация губернатора Новгородской области с кадровой практикой «МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА. 12 шагов к развитию сквозь призму госслужбы». Практика включает пошаговый алгоритм модернизации муниципальной службы — от выездных проверок во всех муниципалитетах области с целью анализа кадровых процессов до рейтингования муниципалитетов по результатам совершенствования их работы.

 Аппарат губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области с кадровой практикой «Диджитализация антикоррупционного обучения в Иркутской области». Практика направлена на дистанционное антикоррупционное просвещение и предусматривает обучение и тестирование в тренинг-кабинете, деловую игру в удаленном формате и регулярное информирование через телеграм-канал.

 Администрация главы Республики Башкортостан с кадровой практикой «Информационно-аналитическая система оценки кадров для государственной гражданской службы Республики Башкортостан “Е-скрин01#” (ИАС ОК “Е-скрин01”)». Практика включает инструмент кадровой оценки личностных и управленческих компетенций. В основе оценочного инструментария «Е-скрин» — методика мини-кейсов, максимально приближенных к типовым управленческим ситуациям органов исполнительной власти, составленных с учетом психологии государственных гражданских служащих.

 Администрация губернатора Красноярского края и Администрация Томской области с кадровой практикой «Межрегиональное сотрудничество по реализации кадровых технологий». Практика включает организацию совместных мероприятий для гражданских служащих двух регионов для внедрения опыта обмена практиками в области управления персоналом.

 Администрация губернатора Белгородской области с кадровой практикой «Создание на территории Белгородской области единого информационного пространства по кадровым процедурам». Практика включает формирование единого информационного пространства, охватывающего 585 организаций. Внедрена единая система автоматизации процессов, связанных с обработкой персональных данных, подбором персонала, трудовыми отношениями (прием, увольнение, отпуск, командировка, иные отсутствия, награждение, повышение квалификации, карта развития компетенций, оплата труда, учет рабочего времени и т.д.).

 Администрация губернатора Новгородской области с кадровой практикой «Адаптация как инструмент успешного вхождения в должность». Программа рассчитана на адаптацию гражданского служащего при трудоустройстве с привлечением экспертов, в том числе в области психологии и цифровых технологий, а также с проведением комплекса мероприятий по повышению уровня лояльности.

Аппарат мэра и Правительства Москвы с кадровой практикой «Турнир по бухгалтерскому учету среди централизованных бухгалтерий города Москвы». Практика включает проведение профессионального конкурса бухгалтеров как способа создания экспертной площадки, где высококвалифицированные специалисты получают возможность обменяться знаниями и навыками, идеями и опытом, получить профессиональное признание, повысить эффективность взаимодействия сотрудников внутри команды.

Кроме победителей, интересные практики представили также призеры и номинанты конкурса. Так, государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» увидела эффективную работу кадров в формировании у сотрудников приверженности здоровому образу жизни. Были созданы тематические чаты в корпоративном мессенджере (футбол, хоккей, танцы, кетодиета), на основе анализа опросов составлен план мероприятий (спортивные мастер-классы, лекции ЗОЖ-спикеров, линия психологической поддержки, вебинары по финансовой грамотности). Итог: значительно увеличилась доля сотрудников, занимающихся спортом.

Одним из самых важных трендов этого года стала тема внедрения принципов человекоцентричности. Подводя итоги конкурса, члены и эксперты конкурсной комиссии особо отметили, что тема впервые зазвучала как повседневная. Речь шла и о том, как вдохнуть новые смыслы, и о том, как повернуть привычную технологическую работу с кадрами в сторону человека, его запросов и потребностей, причем не только в случае с рядовыми гражданскими служащими, но и в отношении руководителей государственных органов.

В частности, принцип благополучия человека представило в своей практике Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ставшее призером конкурса в этом году. В Росимуществе удалось создать единую комплексную систему работы с кадрами, ориентированную на индивидуальные потребности гражданских служащих, разработать методику многоуровневого премирования, гарантирующую объективное распределение премий, обеспечить бесплатное (или со значительными скидками) медицинское и санаторное обслуживание, внедрить календарь позитивных событий (отдых на природе, занятия спортом).

Фото: iStock

В ходе защиты конкурсных работ много говорили и о мотивации. Важно не просто «ежедневно ходить на работу», важно отвечать себе на вопрос «зачем?». Гражданскому служащему можно ставить любые задачи и цели, но, если он не будет понимать свой конкретный вклад в общую стратегическую задачу, его деятельность будет неэффективной.

Важным фактором в кадровой политике назвали и институт наставничества. Однако, как подчеркнули участники конкурса, его возможности не безграничны, наряду с взаимодействием между наставником и гражданским служащим важно, чтобы последний повышал квалификацию и занимался саморазвитием.

Эффективны оказались и кадровые практики, которые включают в себя обратную связь: опросы, анкеты — все, что может дать представление о том, чем живет гражданский служащий в процессе работы и в свободное от нее время. Такой инструмент при правильном использовании дает максимальный эффект, подчеркнули участники конкурса.

Еще один работающий принцип эффективной работы кадров — совместное обучение и межведомственные проекты. Такой подход наглядно демонстрирует внедрение в государственных органах проектных принципов управления.

«Всероссийский конкурс “Лучшие кадровые практики и инициативы в системе государственного и муниципального управления” год от года становится все более важной площадкой для дискуссий, обмена опытом и отражением современных трендов развития кадровых технологий на государственной гражданской службе, — подчеркивает Николай Клищ. — За время его проведения 323 кадровые практики и инициативы стали победителями и призерами конкурса, а это уже солидный накопленный опыт, который можно и нужно использовать государственным органам в текущей деятельности».

Более подробно с результатами конкурса можно ознакомится на портале «Госслужба».

Вам также может быть интересно:

«Опыт работы с цифровыми сервисами поможет в будущей профессиональной деятельности»

Стать цифровым ассистентом и получить опыт в сфере цифровой трансформации может любой студент Вышки. О такой возможности Анастасия Козлова, учащаяся ОП «Государственное и муниципальное управление», узнала на 2-м курсе и решила подать заявку. За два года в проекте она прошла путь от цифрового ассистента до куратора. Зачем Анастасия стала частью команды Цифрового блока и какие полученные навыки будут полезны в будущей профессии, она рассказала в интервью.

Руководители Вологодской области приступили к учебе в Высшей школе экономики

На факультете социальных наук НИУ ВШЭ завершился первый модуль дополнительной профессиональной программы «Специалист по государственному и муниципальному управлению – Master of Public Administration (МРА)», разработанной специально для руководителей Вологодской области. В течение десяти дней высшие государственные и муниципальные чиновники региона изучали экономические, управленческие и специальные дисциплины. Весь курс обучения рассчитан на 2,5 года.

«Среди наших студентов много людей, которые действительно хотят помочь государству»

Диплом магистра государственного и муниципального управления помогает выпускникам не только уверенно себя чувствовать на работе в госструктурах, но и быстрее строить карьеру в коммерческих организациях. Академический руководитель магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» Николай Клищ рассказывает, какие еще преимущества дает такое образование и чему учат на образовательной программе.

Теневое управление помогает развитию регионов

Отсутствие официальных норм координации деятельности между органами местного самоуправления и избыточность регулирования способствуют активному развитию неформальных связей в среде чиновников. Во многих случаях теневое управление является безальтернативным способом решения хозяйственных вопросов на местах, выяснила в ходе исследования преподаватель департамента государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Ольга Моляренко.

Управление на госслужбе и в бизнесе

В этом году одна из первых в России магистерских программ по государственному и муниципальному управлению НИУ ВШЭ обновила свою концепцию. Знания и умения, полученные студентами при обучении на программе, позволят им эффективно работать как на государство, так и с государством. Прием заявлений от абитуриентов продолжается до 15 июля.

Журнал «Вопросы государственного и муниципального управления», № 4, 2013

Вышел очередной номер журнала «Вопросы государственного и муниципального управления» (№ 4, 2013).

Журнал «Вопросы государственного и муниципального управления», № 3, 2013

Вышел очередной номер журнала «Вопросы государственного и муниципального управления» (№ 3, 2013).

Журнал «Вопросы государственного и муниципального управления», № 2, 2013

Вышел очередной номер журнала «Вопросы государственного и муниципального управления» (№ 2, 2013).

Продвижение ВШЭ в NISPAcee

В Белграде прошла ежегодная международная конференция Ассоциации институтов и факультетов публичного управления Центральной и Восточной Европы (NISPAcee). Об итогах форума рассказал один из представителей университета на нем, научный руководитель факультета государственного и муниципального управления ВШЭ Алексей Барабашев.

Факультету государственного и муниципального управления — 10 лет

25 апреля факультет государственного и муниципального управления ВШЭ отмечает свое 10-летие. О прошлом, настоящем и будущем факультета рассказывает его декан Федор Прокопов.