• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономикиНовостиПоступающим«Среди наших студентов много людей, которые действительно хотят помочь государству»

«Среди наших студентов много людей, которые действительно хотят помочь государству»

Диплом магистра государственного и муниципального управления помогает выпускникам не только уверенно себя чувствовать на работе в госструктурах, но и быстрее строить карьеру в коммерческих организациях. Академический руководитель магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» Николай Клищ рассказывает, какие еще преимущества дает такое образование и чему учат на образовательной программе.

Кто такой хороший управленец

Требования, предъявляемые в государственном секторе экономики к выпускникам вузов, растут. Все чаще необходимыми условиями трудоустройства являются не только глубокие и системные знания в области экономики, права, государственного управления, но также знания и навыки в области обработки и анализа информации, статистики и количественных оценок, оптимизации деловых процессов и финансового управления, стратегического и проектного управления. К 2018 году на гражданской службе будет сформирована новая система профессионально-функциональных групп, предполагающая определенный уровень знаний и навыков по направлениям и специализациям профессиональной деятельности. Сейчас определено 31 такое профессиональное направление, например, «Регулирование имущественных отношений», «Регулирование промышленности и энергетики», «Регулирование финансовой деятельности и финансовых рынков» и так далее. Это означает, что наряду с общеуправленческими, экономическими, правовыми и прочими знаниями потребуется профессиональная подготовка в более узкой области.

Для каждого направления Министерством труда и социальной защиты РФ разрабатывается система квалификационных требований, которая включает в себя в том числе и требования к профилю образования. «Государственное и муниципальное управление» в этом смысле очень выигрышный профиль, так как с ним можно будет работать по любому из этих направлений.

Однажды я взял нашего магистра, который подготовил предложения по оплате труда госслужащих, с собой на совещание в Администрацию Президента

«Считается, что для хорошего управленца нужно сочетание навыков госуправления и специфических знаний, например, в области государственных финансов, или социального обеспечения, — рассказывает академический руководитель программы Николай Клищ. — Госорганы предпочитают, чтобы у человека был бэкграунд государственного управления, менеджмента или экономики, а к нему уже можно добавить специфику в зависимости от того, чем занимается гражданский служащий. В целом в государственном секторе востребованы управленцы с хорошим кругозором, эрудицией в смежных отраслях, с желанием принести пользу обществу, проявить лидерские качества, предложить пути оптимизации бюрократии, а также с пониманием, как происходит документооборот, межведомственные согласования и так далее.

При этом многие органы исполнительной не готовы тратить 1–2 года на «натаскивание» вчерашних выпускников. Тесно работая с госорганами, мы понимаем, что требуется от выпускника, что востребовано в каких министерствах, агентствах и службах, и предлагаем курсы, формирующие необходимые знания и навыки.

Вместе с тем, магистерская программа «Государственное и муниципальное управление» — это не только ориентация на государственную службу. У нас предусмотрено достаточно большое количество как базовых курсов, так и дисциплин по выбору, ориентированных на различные специализации».

Основные специализации и дисциплины программы

На магистерской программе «Государственное и муниципальное управление» основные специализации можно разделить на четыре крупных блока:

  • Государственное регулирование — это дисциплины, связанные с навыками формирования государственных программ и политик, оценкой регулирующего воздействия, знаниями в сфере макро- и микрорегулирования.
  • Государственные финансы — блок, связанный с формированием компетенций в области финансового менеджмента и углубленных знаний в сфере бюджетных отношений.
  • Управление в организациях государственного сектора экономики — здесь предполагается получение общеуправленческих знаний (курсы «Методы принятия управленческих решений», «Управление социальными проектами в некоммерческих организациях»)
  • Управление проектами и ресурсами — курсы этого блока направлены на получение прикладных знаний и навыков («Стратегии управления человеческими ресурсами», «Управление переговорным процессом»).

За счет дисциплин вариативной части студенты могут выбрать себе определенный «профессиональный трек». Например, если студент предпочитает специализироваться на финансах, то в дополнение к базовой дисциплине «Финансовый менеджмент в организациях государственного сектора» он может выбрать курсы «Контракт и закупки в общественном секторе», «Финансовый анализ проектов» и «Международные стандарты финансовой отчетности в общественном секторе».

Через 3–5 лет оказывалось, что в иностранных компаниях сотрудники росли медленно и достигали уровня максимум среднего менеджмента. А те, кто сначала пошел на госслужбу, а потом перешел в коммерческий сектор, к этому времени сразу переходили на уровень топ-менеджмента

Студентов стараются вовлекать в научно-исследовательскую деятельность и выполнение поручений для государственных органов и корпораций. Они учатся писать аналитические записки и доклады, разрабатывать проекты нормативных правовых актов, собирать и обрабатывать данные, принимают участие в конкретных проектах. «Например, в прошлом году наши студенты делали работу для Министерства труда и социальной защиты РФ, и директор департамента Дмитрий Баснак приезжал на семинар в ВШЭ, участвовал в обсуждении итогов работы и оценке ее качества, — рассказывает Николай Клищ. — Студенты уже пытаются готовить документы, которые используются в работе самими госорганами».

К преподаванию привлекают и «действующих» госслужащих. Например, в чтении курсов по бюджету и бюджетному процессу участвует замминистра финансов РФ, профессор департамента государственного и муниципального управления ВШЭ Алексей Лавров. Несколько лекций в прошлом году читал и выпускник ВШЭ, статс-секретарь — замминистра экономического развития РФ Олег Фомичев.

Кого ждут на программе

С 2016 года для поступления на программу предусмотрено два экзамена — «экономика и государственное управление» (раньше это был экзамен по менеджменту) и английский язык.

В основном здесь ожидают студентов, закончивших бакалаврские программы по государственному и муниципальному управлению, экономике и менеджменту, а также юристов, политологов и социологов. Поступают и абитуриенты с бакалавриатом других специальностей, но обладающие базовыми знаниями в указанных областях. На программе сейчас учатся и инженеры, и врачи, но их не так много, и им приходится многое наверстывать, проходить адаптивные курсы.

«Среди наших студентов в основном люди, которые действительно хотят помочь государству, обществу сделать что-то полезное, — рассказывает Николай Клищ. — У них есть интересные идеи, и мы хорошие вещи стараемся доносить до тех, кто принимает решения. Я вхожу в многочисленные рабочие группы и комиссии государственных органов, и однажды я взял нашего магистра, который подготовил предложения по оплате труда госслужащих, с собой на совещание в Администрацию Президента. Его там выслушали, и ряд идей даже вошли в соответствующий указ Президента».

Карьера

50–70% выпускников программы идут в федеральные, региональные, иногда муниципальные государственные органы. «По законодательству выпускники магистратуры (при этом у них должен быть профильный диплом) не могут сразу претендовать на руководящие позиции, просто потому что у них ещё нет стажа государственной гражданской службы, — рассказывает Николай Клищ. — Но через 1–2 года они дорастают до консультантов, советников, через 3–6 лет уже занимают руководящие должности — начальник отдела, замдиректора, директор департамента. Для такой высокой позиции, как заместитель министра, как правило, нужно лет 7–10».

С дипломом бакалавра на такую карьеру рассчитывать и вовсе не приходится — снова в силу законодательства. Дипломированные бакалавры могут занять должности только «обеспечивающих специалистов» — секретарей, специалистов первого и второго разряда. Сейчас на программе начинают внедрять практику заключения договоров об обучении с некоторыми госорганами. Студент, понимая, что он хочет пойти в определенное министерство, уже на 1 курсе может заключить с государственным органом и университетом договор о целевом обучении с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы в течение 3–5 лет. Например, в 2015 году три выпускника пошли работать в Министерство финансов РФ.

Госслужба открывает и возможности карьеры в коммерческих компаниях. Николай Клищ рассказывает, что выпускники программы, проработав несколько лет, например, в Минфине, начинают хорошо разбираться в бюджетной отчетности, которую предоставляют банки, в казначейском обслуживании — и становятся очень востребованы на банковском рынке.

В прошлом году ряд студентов участвовали в разработке госпрограммы развития судостроительной промышленности, программа была утверждена и сейчас реализуется. Мы даже лучше судостроительных институтов разобрались в каких-то нюансах

Более того, Институт государственного и муниципального управления ВШЭ несколько лет назад провёл исследование, в котором сравнили доходы, карьерные траектории и карьерную удовлетворенность выпускников хороших российских вузов — тех, которые пошли на госслужбу, и тех, которые пошли в коммерческий сектор.

«На старте самая большая зарплата была у выпускников, устроившихся в российские представительства иностранных компаний. Но через 3–5 лет оказывалось, что в иностранных компаниях сотрудники росли медленно и достигали уровня максимум среднего менеджмента, а в основном даже и ниже. А те, кто сначала пошел на госслужбу, а потом перешел в коммерческий сектор, к этому времени сразу переходили на уровень топ-менеджмента». Кроме того, как правило, те, кто закончил магистерскую программу, очень хорошо себя чувствуют в госкорпорациях — им не нужно тратить время на адаптацию к работе в них.

Исследовательская и академическая деятельность

Студенты программы «Государственное и муниципальное управление» могут по обмену прослушать курсы в более чем 200 ведущих зарубежных университетах, с которыми у ВШЭ заключены соответствующие соглашения. Кроме того, программа сейчас первой в России проходит процедуру международной европейской аккредитации European Association for Public Administration Accreditation. Эта аккредитация является «знаком качества» для программ в сфере public administration, она есть, например, у таких европейских программ, как Master of Public Policy and Management (Потсдамский университет, Германия) и Master of Public Administration, executive (Бернский университет, Швейцария).

По словам Николая Клища, магистры программы уже сейчас выступают на международных конференциях, и их исследования нельзя назвать исключительно теоретическими или кабинетными. «На втором году обучения в магистратуре студенты могут участвовать в научно-исследовательских проектах, делают работы по заказам министерств, и, как правило, там результаты очень содержательные. Например, в прошлом году ряд студентов участвовали в разработке госпрограммы развития судостроительной промышленности, программа была утверждена и сейчас реализуется. Мы даже лучше судостроительных институтов разобрались в каких-то нюансах», — рассказывает академический руководитель программы.

 

Николай Локтев, выпускник 2012 года 

По первому образованию я преподаватель французского и английского языков, в 2009 году окончил специалитет Иркутского государственного лингвистического университета. Интерес к сфере государственного управления появился после стажировки в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы в 2010 году. Он и привел меня в магистратуру на соответствующую программу.

Программа магистратуры оказалась очень насыщенной и полезной. Образовательный процесс подразумевал большой выбор курсов по выбору. Кроме того, среди преподавателей было много практиков. Особо хочу отметить таких преподавателей как Симон Гдальевич Кордонский, Александр Валентинович Оболонский, Алексей Михайлович Лавров.

В 2015 году я пришел на работу в Минэкономразвития РФ в Департамент бюджетного планирования и государственных программ на должность главного специалиста-эксперта. В этот момент министерством уже активно велась работа по подготовке нормативных и методических документов в связи с принятием Федерального закона о стратегическом планировании. На первом этапе я включился в указанную работу, после чего ещё полгода занимался мониторингом и сопровождением государственных программ.

Сейчас я работаю ведущим советником в Департаменте инвестиционной политики и развития частно-государственного партнёрства, занимаюсь непосредственно вопросами ГЧП.

Год назад был принят Федеральный закон о государственно-частном партнерстве. Мы с коллегами участвуем в методическом обеспечении его внедрения, ведем консультационную работу с регионами. Кроме того, большая часть нашей работы связана с анализом документов стратегического планирования, подготовкой предложений по расширению практики применения механизмов ГЧП при реализации отраслевых стратегий и программ, готовим ежегодный рейтинг регионов по уровню развития сферы ГЧП.

Очень важным в своей работе я считаю то, что она, вопреки расхожему мнению, делается «не в стол», но в действительности несёт в себе пользу для общества. Та область, которой я в данный момент занимаюсь, крайне важна для привлечения частного капитала в проекты по обновлению существующих и созданию новых объектов публичной инфраструктуры. При этом в выигрыше остаются все: общество получает здесь и сейчас качественный объект, будь то школа, спорткомплекс, больница или дорога, а у бизнеса появляется возможность расширить перечень областей для инвестиций и в течение долгого времени получать гарантированный доход в сферах, традиционно обслуживаемых государством.

 

Дарья Решетникова, выпускница 2013 года

Свое первое образование я получила в пермском филиале Вышки на факультете экономики 5 лет назад. Специфика работы государственного аппарата меня впервые заинтересовала при написании выпускной квалификационной работы на тему «Льготное налогообложение как инструмент формирования приоритетных видов экономической деятельности региона». С окончательным выбором магистерской программы мне помогла зимняя школа для будущих магистров факультета ГиМУ. По окончании бакалавриата на факультете экономики я поступила на магистерскую программу «Государственное и муниципальное управление» в Перми и в Москве. В выборе города решающую роль сыграла имевшаяся тогда возможность обучения на программе двойных дипломов НИУ ВШЭ и London Metropolitan University.

Главным плюсом магистерской программы лично для меня были знания и опыт отдельных преподавателей — там работают настоящие профессионалы и практики в области государственного и муниципального управления, члены различных российских и международных рабочих групп, экспертных и конкурсных комиссий при госорганах, создатели программ, направленных на развитие государственного управления и государственной службы. На мой взгляд, для магистров преподаватели-практики представляют большую ценность не зависимо от программы и факультета.

Еще одним плюсом магистратуры ГиМУ была возможность участия в различных исследовательских проектах университета, что позволяло погрузиться в реальную ситуацию работы различных государственных органов и определиться с дальнейшим выбором профессии после окончания магистратуры.

Сейчас я работаю в Центре развития государственной службы ИГМУ НИУ ВШЭ. Наш центр осуществляет научно-экспертное обеспечение разработки и внедрения механизмов, направленных на повышение эффективности и результативности государственной службы. В мои обязанности входит выполнение различных научных и экспертных работ в интересах федеральных органов исполнительной власти — от проведения консультаций до подготовки проектов нормативных правовых актов. Мне очень нравится моя работа своей сложностью, многоаспектностью и нетривиальностью возникающих задач. Постоянно приходится разбираться в чем-то новом, что дает возможность для саморазвития. А еще у нас хороший коллектив!

 

Светлана Валиева, студентка 2-го курса  

В магистратуру на программу «Государственное и муниципальное управление» я поступила после завершения обучения в бакалавриате на аналогичной программе. Уверенности придало то, что я уже знала преподавательский состав, обменялась мнениями со студентами предшествующего курса. Кроме того, на мой выбор оказал влияние научный руководитель, который посоветовал мне продолжить обучение. Я успешно сдала экзамены и оказалась в магистратуре.

Программа мне очень нравится тем, что сочетает в себе знания из различных сфер: юридической, экономической, управленческой, что действительно необходимо для хорошего чиновника. Также приятно заметить, что программа совершенствуется, адаптируется под студентов, наши замечания учитываются.

Я стажировалась в правительстве Москвы, предварительно пройдя трехэтапный отбор, по итогам которого почти из 7 тысяч желающих были отобраны 100 человек. Стажировка предполагала различные траектории деятельности (от редакции газеты до органов власти), позволяющие получить максимально разносторонний опыт по выбранному направлению. Длилась стажировка 7 месяцев и включала три места работы. В моем случае это были префектура ЗАО города Москвы, Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства (ДНПиП), и подведомственный столице АО «ВДНХ». В каждом из учреждений я работала в пресс-службе, в частности, помогала в организации выездов мэра, писала пресс-релизы и успела опубликовать статью в окружной газете. 

 

Юлия Родионова, студентка 2-го курса

Обучение в магистратуре стало логичным продолжением учебы на бакалавриате в Вышке по той же программе. Мне нравится моя специальность — государственные и муниципальные закупки, и я хочу совершенствоваться в ней. Моя учеба, работа и исследовательская деятельность находятся в одной сфере. Сейчас я работаю в компании, представляющей сторону поставщика, и одновременно с этим участвую в научных исследованиях и проектах как стажер Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ. В роли объекта наших исследований выступает система государственных закупок, включая режим ее регулирования и принципы организации закупочной деятельности. Как раз в этом месяце в «Экономическом журнале ВШЭ» вышла моя первая статья в соавторстве с Яковлевым А.А. и Ткаченко А.В. «Организационные формы и стимулы в государственных закупках: естественный эксперимент для одной российской государственной организации».

Изначально выбрала именно Вышку, потому что университет предоставляет много дополнительных возможностей для образования: разнообразные лекции, мастер-классы, курсы иностранного языка, возможности стажировок за границей. Например, в рамках учебы на бакалавриате я проходила зимнюю стажировку во Франции, в Институте IFAlpes-Chambery. Этот опыт был полезен как в плане практики языка, так как я была единственной представительницей России на французской образовательной программе, так и возможностью попробовать на себе другой формат обучения, проведения занятий и т.д.

Магистерской программой я довольна: кроме обязательных курсов, есть дополнительные, которые студент выбирает сам по своему усмотрению. Так же, как и в бакалавриате, из плюсов я бы отметила высокий уровень нагрузки, который постоянно держит тебя в тонусе, не дает расслабиться, и конечно, качество преподавания, наличие курсов на английском языке, возможность параллельно обучаться на различных краткосрочных и долгосрочных программах за рубежом.

Вам также может быть интересно:

Теневое управление помогает развитию регионов

Отсутствие официальных норм координации деятельности между органами местного самоуправления и избыточность регулирования способствуют активному развитию неформальных связей в среде чиновников. Во многих случаях теневое управление является безальтернативным способом решения хозяйственных вопросов на местах, выяснила в ходе исследования преподаватель департамента государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Ольга Моляренко.

Управление на госслужбе и в бизнесе

В этом году одна из первых в России магистерских программ по государственному и муниципальному управлению НИУ ВШЭ обновила свою концепцию. Знания и умения, полученные студентами при обучении на программе, позволят им эффективно работать как на государство, так и с государством. Прием заявлений от абитуриентов продолжается до 15 июля.

Журнал «Вопросы государственного и муниципального управления», № 4, 2013

Вышел очередной номер журнала «Вопросы государственного и муниципального управления» (№ 4, 2013).

Журнал «Вопросы государственного и муниципального управления», № 3, 2013

Вышел очередной номер журнала «Вопросы государственного и муниципального управления» (№ 3, 2013).

Журнал «Вопросы государственного и муниципального управления», № 2, 2013

Вышел очередной номер журнала «Вопросы государственного и муниципального управления» (№ 2, 2013).

Продвижение ВШЭ в NISPAcee

В Белграде прошла ежегодная международная конференция Ассоциации институтов и факультетов публичного управления Центральной и Восточной Европы (NISPAcee). Об итогах форума рассказал один из представителей университета на нем, научный руководитель факультета государственного и муниципального управления ВШЭ Алексей Барабашев.

Факультету государственного и муниципального управления — 10 лет

25 апреля факультет государственного и муниципального управления ВШЭ отмечает свое 10-летие. О прошлом, настоящем и будущем факультета рассказывает его декан Федор Прокопов.

Журнал «Вопросы государственного и муниципального управления», № 1, 2013

Вышел очередной номер журнала «Вопросы государственного и муниципального управления» (№ 1, 2013).

Журнал «Вопросы государственного и муниципального управления», №4 за 2012 год

Вышел очередной (№4 за 2012 год) журнал «Вопросы государственного и муниципального управления», издаваемый Высшей школой экономики.

Чему учить будущих финансистов и госслужащих?

3 декабря в Высшей школе экономики состоялись заседания двух предметных комиссий Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента: по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области финансов и в сфере государственного и муниципального управления.