• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Среди наших студентов много людей, которые действительно хотят помочь государству»

Диплом магистра государственного и муниципального управления помогает выпускникам не только уверенно себя чувствовать на работе в госструктурах, но и быстрее строить карьеру в коммерческих организациях. Академический руководитель магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» Николай Клищ рассказывает, какие еще преимущества дает такое образование и чему учат на образовательной программе.

Кто такой хороший управленец

Требования, предъявляемые в государственном секторе экономики к выпускникам вузов, растут. Все чаще необходимыми условиями трудоустройства являются не только глубокие и системные знания в области экономики, права, государственного управления, но также знания и навыки в области обработки и анализа информации, статистики и количественных оценок, оптимизации деловых процессов и финансового управления, стратегического и проектного управления. К 2018 году на гражданской службе будет сформирована новая система профессионально-функциональных групп, предполагающая определенный уровень знаний и навыков по направлениям и специализациям профессиональной деятельности. Сейчас определено 31 такое профессиональное направление, например, «Регулирование имущественных отношений», «Регулирование промышленности и энергетики», «Регулирование финансовой деятельности и финансовых рынков» и так далее. Это означает, что наряду с общеуправленческими, экономическими, правовыми и прочими знаниями потребуется профессиональная подготовка в более узкой области.

Для каждого направления Министерством труда и социальной защиты РФ разрабатывается система квалификационных требований, которая включает в себя в том числе и требования к профилю образования. «Государственное и муниципальное управление» в этом смысле очень выигрышный профиль, так как с ним можно будет работать по любому из этих направлений.

Однажды я взял нашего магистра, который подготовил предложения по оплате труда госслужащих, с собой на совещание в Администрацию Президента

«Считается, что для хорошего управленца нужно сочетание навыков госуправления и специфических знаний, например, в области государственных финансов, или социального обеспечения, — рассказывает академический руководитель программы Николай Клищ. — Госорганы предпочитают, чтобы у человека был бэкграунд государственного управления, менеджмента или экономики, а к нему уже можно добавить специфику в зависимости от того, чем занимается гражданский служащий. В целом в государственном секторе востребованы управленцы с хорошим кругозором, эрудицией в смежных отраслях, с желанием принести пользу обществу, проявить лидерские качества, предложить пути оптимизации бюрократии, а также с пониманием, как происходит документооборот, межведомственные согласования и так далее.

При этом многие органы исполнительной не готовы тратить 1–2 года на «натаскивание» вчерашних выпускников. Тесно работая с госорганами, мы понимаем, что требуется от выпускника, что востребовано в каких министерствах, агентствах и службах, и предлагаем курсы, формирующие необходимые знания и навыки.

Вместе с тем, магистерская программа «Государственное и муниципальное управление» — это не только ориентация на государственную службу. У нас предусмотрено достаточно большое количество как базовых курсов, так и дисциплин по выбору, ориентированных на различные специализации».

Основные специализации и дисциплины программы

На магистерской программе «Государственное и муниципальное управление» основные специализации можно разделить на четыре крупных блока:

  • Государственное регулирование — это дисциплины, связанные с навыками формирования государственных программ и политик, оценкой регулирующего воздействия, знаниями в сфере макро- и микрорегулирования.
  • Государственные финансы — блок, связанный с формированием компетенций в области финансового менеджмента и углубленных знаний в сфере бюджетных отношений.
  • Управление в организациях государственного сектора экономики — здесь предполагается получение общеуправленческих знаний (курсы «Методы принятия управленческих решений», «Управление социальными проектами в некоммерческих организациях»)
  • Управление проектами и ресурсами — курсы этого блока направлены на получение прикладных знаний и навыков («Стратегии управления человеческими ресурсами», «Управление переговорным процессом»).

За счет дисциплин вариативной части студенты могут выбрать себе определенный «профессиональный трек». Например, если студент предпочитает специализироваться на финансах, то в дополнение к базовой дисциплине «Финансовый менеджмент в организациях государственного сектора» он может выбрать курсы «Контракт и закупки в общественном секторе», «Финансовый анализ проектов» и «Международные стандарты финансовой отчетности в общественном секторе».

Через 3–5 лет оказывалось, что в иностранных компаниях сотрудники росли медленно и достигали уровня максимум среднего менеджмента. А те, кто сначала пошел на госслужбу, а потом перешел в коммерческий сектор, к этому времени сразу переходили на уровень топ-менеджмента

Студентов стараются вовлекать в научно-исследовательскую деятельность и выполнение поручений для государственных органов и корпораций. Они учатся писать аналитические записки и доклады, разрабатывать проекты нормативных правовых актов, собирать и обрабатывать данные, принимают участие в конкретных проектах. «Например, в прошлом году наши студенты делали работу для Министерства труда и социальной защиты РФ, и директор департамента Дмитрий Баснак приезжал на семинар в ВШЭ, участвовал в обсуждении итогов работы и оценке ее качества, — рассказывает Николай Клищ. — Студенты уже пытаются готовить документы, которые используются в работе самими госорганами».

К преподаванию привлекают и «действующих» госслужащих. Например, в чтении курсов по бюджету и бюджетному процессу участвует замминистра финансов РФ, профессор департамента государственного и муниципального управления ВШЭ Алексей Лавров. Несколько лекций в прошлом году читал и выпускник ВШЭ, статс-секретарь — замминистра экономического развития РФ Олег Фомичев.

Кого ждут на программе

С 2016 года для поступления на программу предусмотрено два экзамена — «экономика и государственное управление» (раньше это был экзамен по менеджменту) и английский язык.

В основном здесь ожидают студентов, закончивших бакалаврские программы по государственному и муниципальному управлению, экономике и менеджменту, а также юристов, политологов и социологов. Поступают и абитуриенты с бакалавриатом других специальностей, но обладающие базовыми знаниями в указанных областях. На программе сейчас учатся и инженеры, и врачи, но их не так много, и им приходится многое наверстывать, проходить адаптивные курсы.

«Среди наших студентов в основном люди, которые действительно хотят помочь государству, обществу сделать что-то полезное, — рассказывает Николай Клищ. — У них есть интересные идеи, и мы хорошие вещи стараемся доносить до тех, кто принимает решения. Я вхожу в многочисленные рабочие группы и комиссии государственных органов, и однажды я взял нашего магистра, который подготовил предложения по оплате труда госслужащих, с собой на совещание в Администрацию Президента. Его там выслушали, и ряд идей даже вошли в соответствующий указ Президента».

Карьера

50–70% выпускников программы идут в федеральные, региональные, иногда муниципальные государственные органы. «По законодательству выпускники магистратуры (при этом у них должен быть профильный диплом) не могут сразу претендовать на руководящие позиции, просто потому что у них ещё нет стажа государственной гражданской службы, — рассказывает Николай Клищ. — Но через 1–2 года они дорастают до консультантов, советников, через 3–6 лет уже занимают руководящие должности — начальник отдела, замдиректора, директор департамента. Для такой высокой позиции, как заместитель министра, как правило, нужно лет 7–10».

С дипломом бакалавра на такую карьеру рассчитывать и вовсе не приходится — снова в силу законодательства. Дипломированные бакалавры могут занять должности только «обеспечивающих специалистов» — секретарей, специалистов первого и второго разряда. Сейчас на программе начинают внедрять практику заключения договоров об обучении с некоторыми госорганами. Студент, понимая, что он хочет пойти в определенное министерство, уже на 1 курсе может заключить с государственным органом и университетом договор о целевом обучении с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы в течение 3–5 лет. Например, в 2015 году три выпускника пошли работать в Министерство финансов РФ.

Госслужба открывает и возможности карьеры в коммерческих компаниях. Николай Клищ рассказывает, что выпускники программы, проработав несколько лет, например, в Минфине, начинают хорошо разбираться в бюджетной отчетности, которую предоставляют банки, в казначейском обслуживании — и становятся очень востребованы на банковском рынке.

В прошлом году ряд студентов участвовали в разработке госпрограммы развития судостроительной промышленности, программа была утверждена и сейчас реализуется. Мы даже лучше судостроительных институтов разобрались в каких-то нюансах

Более того, Институт государственного и муниципального управления ВШЭ несколько лет назад провёл исследование, в котором сравнили доходы, карьерные траектории и карьерную удовлетворенность выпускников хороших российских вузов — тех, которые пошли на госслужбу, и тех, которые пошли в коммерческий сектор.

«На старте самая большая зарплата была у выпускников, устроившихся в российские представительства иностранных компаний. Но через 3–5 лет оказывалось, что в иностранных компаниях сотрудники росли медленно и достигали уровня максимум среднего менеджмента, а в основном даже и ниже. А те, кто сначала пошел на госслужбу, а потом перешел в коммерческий сектор, к этому времени сразу переходили на уровень топ-менеджмента». Кроме того, как правило, те, кто закончил магистерскую программу, очень хорошо себя чувствуют в госкорпорациях — им не нужно тратить время на адаптацию к работе в них.

Исследовательская и академическая деятельность

Студенты программы «Государственное и муниципальное управление» могут по обмену прослушать курсы в более чем 200 ведущих зарубежных университетах, с которыми у ВШЭ заключены соответствующие соглашения. Кроме того, программа сейчас первой в России проходит процедуру международной европейской аккредитации European Association for Public Administration Accreditation. Эта аккредитация является «знаком качества» для программ в сфере public administration, она есть, например, у таких европейских программ, как Master of Public Policy and Management (Потсдамский университет, Германия) и Master of Public Administration, executive (Бернский университет, Швейцария).

По словам Николая Клища, магистры программы уже сейчас выступают на международных конференциях, и их исследования нельзя назвать исключительно теоретическими или кабинетными. «На втором году обучения в магистратуре студенты могут участвовать в научно-исследовательских проектах, делают работы по заказам министерств, и, как правило, там результаты очень содержательные. Например, в прошлом году ряд студентов участвовали в разработке госпрограммы развития судостроительной промышленности, программа была утверждена и сейчас реализуется. Мы даже лучше судостроительных институтов разобрались в каких-то нюансах», — рассказывает академический руководитель программы.

 

Николай Локтев, выпускник 2012 года 

По первому образованию я преподаватель французского и английского языков, в 2009 году окончил специалитет Иркутского государственного лингвистического университета. Интерес к сфере государственного управления появился после стажировки в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы в 2010 году. Он и привел меня в магистратуру на соответствующую программу.

Программа магистратуры оказалась очень насыщенной и полезной. Образовательный процесс подразумевал большой выбор курсов по выбору. Кроме того, среди преподавателей было много практиков. Особо хочу отметить таких преподавателей как Симон Гдальевич Кордонский, Александр Валентинович Оболонский, Алексей Михайлович Лавров.

В 2015 году я пришел на работу в Минэкономразвития РФ в Департамент бюджетного планирования и государственных программ на должность главного специалиста-эксперта. В этот момент министерством уже активно велась работа по подготовке нормативных и методических документов в связи с принятием Федерального закона о стратегическом планировании. На первом этапе я включился в указанную работу, после чего ещё полгода занимался мониторингом и сопровождением государственных программ.

Сейчас я работаю ведущим советником в Департаменте инвестиционной политики и развития частно-государственного партнёрства, занимаюсь непосредственно вопросами ГЧП.

Год назад был принят Федеральный закон о государственно-частном партнерстве. Мы с коллегами участвуем в методическом обеспечении его внедрения, ведем консультационную работу с регионами. Кроме того, большая часть нашей работы связана с анализом документов стратегического планирования, подготовкой предложений по расширению практики применения механизмов ГЧП при реализации отраслевых стратегий и программ, готовим ежегодный рейтинг регионов по уровню развития сферы ГЧП.

Очень важным в своей работе я считаю то, что она, вопреки расхожему мнению, делается «не в стол», но в действительности несёт в себе пользу для общества. Та область, которой я в данный момент занимаюсь, крайне важна для привлечения частного капитала в проекты по обновлению существующих и созданию новых объектов публичной инфраструктуры. При этом в выигрыше остаются все: общество получает здесь и сейчас качественный объект, будь то школа, спорткомплекс, больница или дорога, а у бизнеса появляется возможность расширить перечень областей для инвестиций и в течение долгого времени получать гарантированный доход в сферах, традиционно обслуживаемых государством.

 

Дарья Решетникова, выпускница 2013 года

Свое первое образование я получила в пермском филиале Вышки на факультете экономики 5 лет назад. Специфика работы государственного аппарата меня впервые заинтересовала при написании выпускной квалификационной работы на тему «Льготное налогообложение как инструмент формирования приоритетных видов экономической деятельности региона». С окончательным выбором магистерской программы мне помогла зимняя школа для будущих магистров факультета ГиМУ. По окончании бакалавриата на факультете экономики я поступила на магистерскую программу «Государственное и муниципальное управление» в Перми и в Москве. В выборе города решающую роль сыграла имевшаяся тогда возможность обучения на программе двойных дипломов НИУ ВШЭ и London Metropolitan University.

Главным плюсом магистерской программы лично для меня были знания и опыт отдельных преподавателей — там работают настоящие профессионалы и практики в области государственного и муниципального управления, члены различных российских и международных рабочих групп, экспертных и конкурсных комиссий при госорганах, создатели программ, направленных на развитие государственного управления и государственной службы. На мой взгляд, для магистров преподаватели-практики представляют большую ценность не зависимо от программы и факультета.

Еще одним плюсом магистратуры ГиМУ была возможность участия в различных исследовательских проектах университета, что позволяло погрузиться в реальную ситуацию работы различных государственных органов и определиться с дальнейшим выбором профессии после окончания магистратуры.

Сейчас я работаю в Центре развития государственной службы ИГМУ НИУ ВШЭ. Наш центр осуществляет научно-экспертное обеспечение разработки и внедрения механизмов, направленных на повышение эффективности и результативности государственной службы. В мои обязанности входит выполнение различных научных и экспертных работ в интересах федеральных органов исполнительной власти — от проведения консультаций до подготовки проектов нормативных правовых актов. Мне очень нравится моя работа своей сложностью, многоаспектностью и нетривиальностью возникающих задач. Постоянно приходится разбираться в чем-то новом, что дает возможность для саморазвития. А еще у нас хороший коллектив!

 

Светлана Валиева, студентка 2-го курса  

В магистратуру на программу «Государственное и муниципальное управление» я поступила после завершения обучения в бакалавриате на аналогичной программе. Уверенности придало то, что я уже знала преподавательский состав, обменялась мнениями со студентами предшествующего курса. Кроме того, на мой выбор оказал влияние научный руководитель, который посоветовал мне продолжить обучение. Я успешно сдала экзамены и оказалась в магистратуре.

Программа мне очень нравится тем, что сочетает в себе знания из различных сфер: юридической, экономической, управленческой, что действительно необходимо для хорошего чиновника. Также приятно заметить, что программа совершенствуется, адаптируется под студентов, наши замечания учитываются.

Я стажировалась в правительстве Москвы, предварительно пройдя трехэтапный отбор, по итогам которого почти из 7 тысяч желающих были отобраны 100 человек. Стажировка предполагала различные траектории деятельности (от редакции газеты до органов власти), позволяющие получить максимально разносторонний опыт по выбранному направлению. Длилась стажировка 7 месяцев и включала три места работы. В моем случае это были префектура ЗАО города Москвы, Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства (ДНПиП), и подведомственный столице АО «ВДНХ». В каждом из учреждений я работала в пресс-службе, в частности, помогала в организации выездов мэра, писала пресс-релизы и успела опубликовать статью в окружной газете. 

 

Юлия Родионова, студентка 2-го курса

Обучение в магистратуре стало логичным продолжением учебы на бакалавриате в Вышке по той же программе. Мне нравится моя специальность — государственные и муниципальные закупки, и я хочу совершенствоваться в ней. Моя учеба, работа и исследовательская деятельность находятся в одной сфере. Сейчас я работаю в компании, представляющей сторону поставщика, и одновременно с этим участвую в научных исследованиях и проектах как стажер Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ. В роли объекта наших исследований выступает система государственных закупок, включая режим ее регулирования и принципы организации закупочной деятельности. Как раз в этом месяце в «Экономическом журнале ВШЭ» вышла моя первая статья в соавторстве с Яковлевым А.А. и Ткаченко А.В. «Организационные формы и стимулы в государственных закупках: естественный эксперимент для одной российской государственной организации».

Изначально выбрала именно Вышку, потому что университет предоставляет много дополнительных возможностей для образования: разнообразные лекции, мастер-классы, курсы иностранного языка, возможности стажировок за границей. Например, в рамках учебы на бакалавриате я проходила зимнюю стажировку во Франции, в Институте IFAlpes-Chambery. Этот опыт был полезен как в плане практики языка, так как я была единственной представительницей России на французской образовательной программе, так и возможностью попробовать на себе другой формат обучения, проведения занятий и т.д.

Магистерской программой я довольна: кроме обязательных курсов, есть дополнительные, которые студент выбирает сам по своему усмотрению. Так же, как и в бакалавриате, из плюсов я бы отметила высокий уровень нагрузки, который постоянно держит тебя в тонусе, не дает расслабиться, и конечно, качество преподавания, наличие курсов на английском языке, возможность параллельно обучаться на различных краткосрочных и долгосрочных программах за рубежом.

Вам также может быть интересно:

Теневое управление помогает развитию регионов

Отсутствие официальных норм координации деятельности между органами местного самоуправления и избыточность регулирования способствуют активному развитию неформальных связей в среде чиновников. Во многих случаях теневое управление является безальтернативным способом решения хозяйственных вопросов на местах, выяснила в ходе исследования преподаватель департамента государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Ольга Моляренко.

Управление на госслужбе и в бизнесе

В этом году одна из первых в России магистерских программ по государственному и муниципальному управлению НИУ ВШЭ обновила свою концепцию. Знания и умения, полученные студентами при обучении на программе, позволят им эффективно работать как на государство, так и с государством. Прием заявлений от абитуриентов продолжается до 15 июля.

Журнал «Вопросы государственного и муниципального управления», № 4, 2013

Вышел очередной номер журнала «Вопросы государственного и муниципального управления» (№ 4, 2013).

Журнал «Вопросы государственного и муниципального управления», № 3, 2013

Вышел очередной номер журнала «Вопросы государственного и муниципального управления» (№ 3, 2013).

Журнал «Вопросы государственного и муниципального управления», № 2, 2013

Вышел очередной номер журнала «Вопросы государственного и муниципального управления» (№ 2, 2013).

Продвижение ВШЭ в NISPAcee

В Белграде прошла ежегодная международная конференция Ассоциации институтов и факультетов публичного управления Центральной и Восточной Европы (NISPAcee). Об итогах форума рассказал один из представителей университета на нем, научный руководитель факультета государственного и муниципального управления ВШЭ Алексей Барабашев.

Факультету государственного и муниципального управления — 10 лет

25 апреля факультет государственного и муниципального управления ВШЭ отмечает свое 10-летие. О прошлом, настоящем и будущем факультета рассказывает его декан Федор Прокопов.

Журнал «Вопросы государственного и муниципального управления», № 1, 2013

Вышел очередной номер журнала «Вопросы государственного и муниципального управления» (№ 1, 2013).

Журнал «Вопросы государственного и муниципального управления», №4 за 2012 год

Вышел очередной (№4 за 2012 год) журнал «Вопросы государственного и муниципального управления», издаваемый Высшей школой экономики.

Чему учить будущих финансистов и госслужащих?

3 декабря в Высшей школе экономики состоялись заседания двух предметных комиссий Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента: по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области финансов и в сфере государственного и муниципального управления.