• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«У меня нет секретов, но…»

Владислав Тихомиров, выпускник бакалавриата факультета социологии ГУ-ВШЭ 2003 года, сейчас работает руководителем департамента брендинга и коммуникаций компании «METRO Cash&Carry Russia».

— Владислав, когда вы поступали в Вышку, что вы о ней знали, и почему выбрали именно ее?

— Это было одиннадцать лет назад; меня заинтересовал рассказ родственника, он учился на магистерской программе по менеджменту и хорошо отзывался об университете. Дальше все стандартно: пришел на День открытых дверей, послушал, воодушевился, собрался поступать — конечно же, на факультет экономики, как все обычные абитуриенты, куда же еще?! Начал ходить на подготовительные курсы, и в процессе подготовки переориентировался сначала на факультет менеджмента, а после знакомства в одиннадцатом классе с заместителем декана факультета социологии Кириллом Валентиновичем Сорвиным, который во многом и определил мою будущую судьбу, — на социологию. Родители поддержали мое решение, и я начал готовиться. Тогда еще был устный экзамен по социологии, я сдал его на десять баллов и как-то легко поступил.

— Какой курс или предмет вам особенно запомнился, что было наиболее интересным?

— В моем отношении к факультету было два периода — до студенческого социологического клуба Вышки «Город» и во время работы в клубе. До клуба я просто впитывал как губка знания из самых разных областей, мне все нравилось, а потом сосредоточился именно на своей дисциплине. На первом курсе я был под впечатлением от лекций заведующего кафедрой общей социологии Никиты Евгеньевича Покровского, полезными для меня оказались профориентационные занятия, которые вели руководители разных кафедр факультета, они рассказывали о научной и исследовательской деятельности своих подразделений. Нашему потоку повезло, у нас был целый год истории философии в исполнении Кирилла Валентиновича Сорвина, этого никому больше не досталось после нас и ни у кого не было до нас. Уникальным я считаю курс по прикладному ПО от Галины Кимовны Балашовой, детальное знание Excel и Word, полученное от нее, я использую по сей день, чем впечатляю большинство своих коллег.

Так вот о «переломном моменте» в моей учебе. Социологические дисциплины пошли со второго курса, и тогда у меня проявился интерес к теоретическим вопросам, и появилось желание читать и узнавать все больше и больше. Как раз в это время началось мое участие в работе клуба «Город». Мне было интересно участвовать во всех направлениях его работы: и в теоретических семинарах, и в прикладных исследованиях. Сейчас я понимаю, что, наверное, только в Вышке и только на нашем факультете возможно было возникновение и поддержка такого клуба. Мы хотели брать больше от преподавателей, мы создавали свою собственную библиотеку на деньги, которые получали от исследований.

Хотя должен сказать, был у меня еще один период в учебе, кризисный, который, слава богу, не продлился долго. Это был третий курс, когда я стал все ставить под сомнение. Мне казались ненужными многие курсы, и я получил свою единственную за все время учебы тройку по одному предмету просто потому, что игнорировал его. Но это тоже прошло, я окончил Вышку с хорошим, но синим дипломом и поступил на магистерскую программу в Шанинку (Московскую высшую школу социальных и экономических наук).

Мы были первым потоком Шанинки без Геннадия Семеновича Батыгина, и это было грустно, Геннадий Семенович был уникальным экспертом, одним из сильнейших в отечественной социологии. Но я рад, что успел дважды поучиться у Александра Олеговича Крыштановского, который помимо чтения своих неповторимых лекций, славился среди студентов тем, что умел разглядеть в человеке «горящие глаза», он это замечал и относился соответствующе. Я помню, у меня образовался незачет по физкультуре — глупость, не успел вовремя приехать на кафедру его поставить. И Александр Олегович меня вытащил, помог решить этот вопрос — при том что поддерживал особенную вышкинскую принципиальность и даже щепетильность в вопросах этики учебы.

— Как формировалась ваша профессиональная идентичность, когда пришло понимание, что вы — социолог?

— Уже на первом курсе. В рамках курса «Методы социологического исследования» у нас было полевое задание по методу наблюдения, именно во время его выполнения я первый раз понял, что такое остановиться и наблюдать. Объектом моего наблюдения являлись люди, занимающиеся попрошайничеством на улицах, в метро и других общественных местах. Я придумал себе заказчика — хозяина попрошаек — и задачу — найти наиболее эффективный метод получения денег. Я довольно много и старательно занимался этим проектом, в моей коллекции собрались разнообразнейшие способы, которые я помню по прошествии десяти лет! Например, по вагонам метро ходила женщина с маленькой собачкой, это работало практически безотказно. Явный лидер из стандартных методов — просто стоять в переходе — оказался довольно нерентабельным, а вот использование детей давало больший эффект. Когда я начинал свое исследование, в русскоязычной литературе мне удалось найти всего лишь одну-две статьи на эту тему, позже появилось большее количество научных работ, в том числе выполненных в том же ключе, что и мое первое социологическое исследование.

— Есть ли книга, которую вы бы рекомендовали для изучения каждому социологу, учебник на все времена?

— Мы довольно часто использовали книгу Владимира Александровича Ядова «Стратегия социологического исследования». Она отражает идеал того, как нужно строить социологическое исследование, что практически никогда в жизни не получается. В реальной работе, конечно, помогают не сами книги, мне больше всего пригодилось то, что я называю социологическим мышлением. Ты понимаешь мир таким образом, как тебя научили его видеть. Из практических вещей бесценны знания, полученные на курсах Крыштановского: ты понимаешь, что такое исследование и что такое база данных, и потом у тебя нет проблем разобраться с мудреными специальными программами, например, для медиапланирования от TNS. Для тебя это просто интерфейс доступа к данным, логику организации которых ты понимаешь. По работе я часто выступаю как заказчик исследований, ставлю задачу перед внешними командами исследователей. Получая от них результат, я могу не только прочитать их отчет, но и открыть данные в SPSS и вытащить оттуда ответы респондентов на такие вопросы, которые приходят в голову уже потом, когда отчет сдан исследовательской командой.

— С чем сейчас связана ваша профессиональная деятельность?

— Я совсем недавно пришел в компанию «METRO Cash&Carry Россия» на позицию руководителя департамента брендинга и коммуникаций. Здесь я отвечаю за брендинг, рекламу, промоакции, МЕТРО-почту (так мы называем наши каталоги), директ-маркетинг, интернет-коммуникации, декорацию магазинов, региональный маркетинг… В моей команде работают более 20 человек.

— С чего началась ваша профессиональная карьера?

— Моя первая серьезная официальная работа в качестве социолога началась в магистратуре. Вместе с Ольгой Кузиной мы участвовали со стороны Правительства Москвы в проекте по подготовке реконструкции кварталов пятиэтажек и последующей реконструкции кварталов. В наши обязанности входило решение вопросов взаимодействия жителей, города и компании-инвестора, производящей реконструкцию квартала. Кто решил, что именно социологи должны заниматься этими вопросами, мне сложно сказать. Но в итоге перед нами поставили непростую задачу: найти решение безусловного конфликта между этими тремя сторонами, для того чтобы уменьшить сроки и повысить социально-экономическую эффективность проекта.

В этом проекте многое не удалось довести до конца, к сожалению. Но мы успели провести исследование, в ходе которого и укрепилась моя профессиональная идентичность. Мы сами провели интервью со многими жителями, наши респонденты воспринимали нас как представителей власти, которые хотят их спросить о том, что им нужно, поэтому в большинстве случаев откликались позитивно — о таком response rate, который был у нас, социологи могут только мечтать. На тот момент наша работа была инновацией для строительного комплекса, мы сформировали базу данных всех проектов реконструкции, соотнесли каждый дом с конкретным проектом, в который он входил, и открыли «горячую линию» для жителей. Когда по телевизору первый раз объявили номер «горячей линии», оборудование телефонного узла «упало». Так я на практике познал силу телевизионной рекламы. Телекоммуникационный оператор мне потом выговаривал, что нельзя было использовать данный телефон для рекламы. Я до сих пор считаю этот опыт работы одним из самых интересных. Людям нужна была возможность обратиться к официальным органам и получить быстрый ответ. Именно на этом проекте я почувствовал, что значит быть социальным инженером, когда ты реально делаешь что-то такое, что меняет общественные процессы.

— Было ли в вашей практике исследование, за которое вам, скажем так, неловко?

— Был один коммерческий проект по тестированию кетчупов и соусов. Сроки были сжатые, и мы с моим партнером обратились за помощью к людям, которые профессионально занимаются рекрутингом респондентов. Так случилось, что я на личном опыте увидел, как именно завлекают потенциальных респондентов: пока я ходил за новой партией анкет, меня пригласили «нахаляву поесть за анкетку». Мне хотелось кричать: «Нет, это не мое, я не имею никакого отношения к этому, позор на всю жизнь». В целом, это обычная ситуация, когда профессиональные рекрутеры подгоняют данные под возрастные квоты или приглашают так называемых профессиональных респондентов, которые ходят и получают призы или деньги за участие в этих исследованиях. Конечно, мы постарались отсеять все некачественные данные на этапе анализа, но это столкновение с реальным полем я никогда не забуду.

— Вы могли бы поделиться, накопившимися за годы работы профессиональными секретами?

— У меня нет секретов, но на некоторые важные для социолога моменты мне бы хотелось обратить внимание. На проекте по реконструкции пятиэтажек, о котором уже говорил, я все время рефлексировал над тем, что слышал от жителей. Например, ты приходишь к пенсионерке, у которой старенькая, «убитая» квартира, спрашиваешь про ее доходы, а она тебе говорит: «у меня полный достаток, материальных проблем нет». И, на ее взгляд, так оно и есть, ей действительно больше ничего не надо. Для социолога важно сформулировать вопрос так, чтобы он однозначно воспринимался респондентом, а потом верно интерпретировать полученный результат.

Я периодически с большим удовольствием участвую в качестве внештатного аналитика в различных исследовательских проектах. Делаю это не ради дополнительного заработка: он мне не так уж нужен, чтобы тратить свои выходные. Просто я получаю настоящее удовольствие от аналитической работы и стараюсь поддерживать в тонусе свою квалификацию. Я знаю, почему у меня получаются хорошие отчеты — я умею встать на позицию заказчика и каждый вывод исследования сформулировать на его языке, понимая, какое бизнес-решение может быть принято. Да и вообще, очень важно понимать, что на основании твоей работы кто-то примет решение, будь то в бизнесе или, например, в социальной политике. Если мы работаем в области общественных исследований, подобное решение изменит жизнь многих людей.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»

В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.

Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?

«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.

«Мечтайте и двигайтесь в своем направлении, а Вышка всегда будет рядом»

28 июня в Высшей школе экономики прошел очередной общеуниверситетский выпускной вечер. В этом году темой праздника выбрали будущее и непрерывный прогресс. Двигателями прогресса и станут выпускники университета.

Вышка наградила своих лучших выпускников

16 октября в «Ролл Холл» прошла ежегодная встреча выпускников Высшей школы экономики и церемония вручения премии HSE Alumni Awards 2015.

«Вышка, и ее герои, и ее сила всегда будут с нами»

20-го июня выпускники НИУ ВШЭ этого года, а также те, кто уже давно закончил Вышку, и те, кому еще только предстоит это сделать, вместе с преподавателями отметили выпускной-2015. По традиции общеуниверситетские выпускные в Вышке делают тематическими. На этот раз пространство клуба Space Moscow превратилось в «Тысячелетний сокол» — вымышленный космический корабль из знаменитой космической одиссеи Джорджа Лукаса «Звездные войны».

В Лицее НИУ ВШЭ прошел первый выпускной

19 июня Лицей Вышки отпраздновал первый в своей жизни выпускной. Каждый из 58 учеников из первого набора получил в этот день помимо аттестата, еще и диплом «звезда в созвездии Лицея». И этот пафос вполне оправдан, учитывая количество дипломов Всероса, других олимпиад и баллы ЕГЭ (окончательные результаты еще подсчитываются, но уже ясно, что более 30 лицеистов получили по какому-либо предмету 90 баллов и больше).

Выпускной: пошаговая стратегия

20-го июня Вышка приглашает выпускников, студентов и преподавателей на общеуниверситетский выпускной, который пройдет в клубе «Space Moscow» по мотивам космической саги «Звездные войны». Бесспорно, это лучшая вечеринка года. Но чтобы все точно прошло как надо, не забудьте сделать несколько правильных «шагов».