Факультет социальных наук провел первую форсайт-сессию
Факультет социальных наук первым среди всех факультетов Вышки при поддержке Программы развития НИУ ВШЭ провел форсайт-сессию, посвященную вопросам стратегического развития образовательной и кадровой деятельности факультета.
«После создания нашего мегафакультета, почти уже четыре года назад, мы поначалу занимались во многом «сборкой корабля в море», иногда еще и в шторм. Однако в итоге по большинству показателей мы стали одним из лучших факультетов в Вышке, — рассказывает декан факультета Андрей Мельвиль. — В прошлом году по показателям KPI мы единственные «выше ожиданий». В 2016 и 2017 годах мы вошли в топ-100 QS по Sociology и Politics and International Relations. Но поскольку останавливаться на достигнутом не в наших правилах, да еще и в условиях острой конкуренции, мы решили всерьез заняться вопросами развития факультета и подойти к этому стратегически, а не инструментально».
Форсайт как технология прогнозирования и конструирования образа будущего была выбрана факультетом по нескольким причинам. Во-первых, это один из самых удобных механизмов выявления трендов развития той или иной области в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе в условиях неопределенности среды, отсутствия возможности количественного прогнозирования или экстраполяции текущих тенденций. Во-вторых, форсайт позволяет объединить интересы и экспертные знания представителей разных структурных подразделений. В-третьих, метод предполагает скрытую выработку консенсуса по основным вызовам и подходам к их решению, что способствует вовлечению участников в реализацию принятых решений.
Для участия в форсайте были приглашены коллеги, представляющие разные департаменты и отвечающие за разные направления деятельности университета, — преподаватели, научные работники, административные сотрудники и руководство подразделений. В качестве модераторов выступили сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний — Константин Вишневский и Олеся Майбах. Итогом сессии стала мета-карта развития факультета.
Каковы же ключевые ожидания участников форсайт-сессии по разным направлениям деятельности факультета? В сфере образования в среднесрочной перспективе планируется открытие новых образовательных программ, в том числе полностью платных, привлечение иностранных абитуриентов за счет интеграции образовательных программ с ведущими зарубежными программами, усиление интеграции между образованием и наукой, развитие многодисциплинарности и междисциплинарности — словом, использование всех преимуществ мегафакультета.
В сфере научной деятельности есть необходимость и в количественных, и в качественных изменениях: создание новых научных подразделений, создание и продвижение журналов департаментов в международных базах цитирования, включение в международные проекты и увеличение числа международных мероприятий, проводимых на базе университета.
Кадровое развитие факультета стало, пожалуй, самым обсуждаемым вопросом: равномерное распределение нагрузки, ресурсов и ответственности среди разных категорий сотрудников, привлечение и удержание талантливых молодых кадров в департаментах, развитие внутренних программ переподготовки кадров и кадрового резерва академических руководителей для образовательных программ факультета — в этом участники выразили редкое единодушие.
Участники форсайт-сессии определили наиболее значимые для факультета вызовы. Топ-5 из них: противоречие между целями «исследовательского университета» и необходимостью коммерческого результата «сейчас»; перегруженность «среднего класса» преподавателей; отсутствие фондов у бюджетных образовательных программ; исчерпание ресурсов открытого конкурса; сильная дифференциация оплаты разных категорий сотрудников.
Конечно, детальная проработка решений для этих и других вызовов еще предстоит: это — главная задача деятельности рабочих групп. Но вот некоторые из идей: создание кадрового резерва академических руководителей образовательных программ ФСН и программ дополнительного образования для их подготовки; разработка концепции и структуры фонда образовательных программ; развитие прозрачной системы оценки разных видов нагрузки ППС и модернизация структуры системы стимулирования.
Также на форсайт-сессии был определен перечень трендов, которые способны в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе упростить или усложнить ответы на вызовы. Среди трендов, затрагивающих факультет, и глобальная конкуренция за абитуриента, и рост числа работающих студентов, и life-long learning, и изменение статуса преподавателя (с носителя знания на организатора процесса), и многое другое.
При этом часть трендов скорее помогает поиску ответов на вызовы, стоящие перед факультетов, а часть — усложняет. Так, трендом с самым сильным негативным влиянием была признана несистемность и бюрократизированность государственной образовательной политики, ее изменчивость и противоречивость, создающая барьеры на пути стратегического планирования деятельности факультета. С другой стороны, изменение роли преподавателя, который скорее организует процесс обучения, чем является носителем экспертного знания, напротив, было отмечено как «позитивный тренд», упрощающий решение стоящих перед ФСН задач.
Участники форсайт-сессии высоко оценили результаты проведенного мероприятия. Илья Локшин, доцент департамента политической науки, академический руководитель образовательной программы «Политология»: «Я впервые участвовал в форсайт-сессии, и мне было очень интересно познакомиться с форматом. Оказалось, что это весьма увлекательное мероприятие — и в плане разнообразия задач, которые нужно выполнить, и в плане общения с коллегами. Было здорово видеть, как из разрозненных фрагментов складывается большая картина нашего общего видения возможностей и вызовов, стоящих перед ФСН».
Ординарный профессор и руководитель департамента социологии Александр Чепуренко отметил ценность форсайт-сессии не только для процедуры стратегического планирования, но и для будущей «дружбы» коллег факультета: «Мы увидели, что представители разных департаментов и поколений, многие из которых до этого были шапочно знакомы, дружно работали для достижения одной задачи. Произошло взаимное узнавание и притирка».
Доцент Института демографии и академический руководитель образовательной программы «Население и развитие» Владимир Козлов призвал коллег не останавливаться на достигнутом и продолжить работу в рамках «постфорсайта»: «Давайте сделаем так, чтобы мы не зря съездили. Пусть будет план работ. Дополнительные встречи по конкретным вопросам и по тем вещам, которые еще не обсудили».
Декан факультета Андрей Мельвиль: «Результаты форсайта — это начало, поиск «бутылочных горлышек» и вызовов, дальше — в рабочих группах, разрабатывающих ответы и решения, — будет еще интереснее! Но даже это начало работы было весьма захватывающим и крайне продуктивным для факультета. Поэтому, если мои коллеги-деканы сейчас находятся в поисках новых, эффективных инструментов развития, я рекомендую рассмотреть широкие возможности форсайта. Мы же тем временем выносим результаты на Ученый совет ФСН, приступаем к работе в рабочих группах и планируем следующий форсайт, целиком посвященный развитию науки на факультете».
Варвара Васильева, заместитель декана по науке и развитию факультета социальных наук
Дарья Присяжнюк, заместитель декана по учебной работе факультета социальных наук
Васильева Варвара Михайловна
Заместитель декана по науке и развитию факультета социальных наук
Вишневский Константин Олегович
Заведующий отделом исследований цифровой экономики
Козлов Владимир Александрович
Доцент кафедры демографии
Локшин Илья Михайлович
Преподаватель департамента политической науки
Майбах Олеся Сергеевна
Эксперт Института статистических исследований и экономики знаний
Мельвиль Андрей Юрьевич
Декан факультета социальных наук
Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана факультета социальных наук
Чепуренко Александр Юльевич
Руководитель департамента социологии
Вам также может быть интересно:
Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане
Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.
Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования
В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.
Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему
Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.
ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге
23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.
Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей
В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.
НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов
В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.
В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования
Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.
Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования
В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».