• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Личностный рост

Адель Валиуллина, выпускница факультета психологии Высшей школы экономики 2008 года, организационный психолог, мотивационный тренер, ведущий тренер-психолог тренингового центра ГУ-ВШЭ, рассказывает о своей профессии и делится мечтой о собственном самолете.

— Адель, расскажите, с чего началась ваша карьера тренера-психолога?

— Уже в первые месяцы учебы я поняла, что из всевозможных сфер применения психологических навыков наиболее интересна для меня сфера тренингов. Началось все на первом курсе с работы в «Школе тренинга» – студенческой организации, основанной тремя студентами факультета психологии: Андреем Рубаном, Ксенией Бабат и Натальей Стабиной. «Школа тренинга» для меня, да и для многих других ребят, примкнувших к этой организации, стала настоящей школой профессионального роста и приобретения практических навыков.

Первым нашим крупным проектом стал профориентационный лагерь «Мы вместе» для абитуриентов Вышки. Традиционно мы участвуем в организации «Посвящения в психологи» для первокурсников и Дня здоровья в Вышке, изюминкой которого является «веревочный» конкурс – один из лучших и успешных способов сплочения коллектива, формирования командного и корпоративного духа.

— Как складывался ваш профессиональный путь вне стен Вышки?

— Я начала работать на третьем курсе в отделе персонала компании «GEFCO» (дочерняя компания «Пежо-Ситроен»), занималась подбором и адаптацией персонала. После окончания вуза работала в компании «Медиа-Маркт» также в отделе по подбору персонала, но очень быстро поняла, что работа в офисе с девяти до шести – это не мое, я хочу быть автором того, что происходит в моей жизни, а не исполнителем кем-то придуманных моделей поведения. И я направила все силы на разработку собственных тренинговых программ. С тех пор приходилось сотрудничать с такими компаниями, как «Ист-Лайн», KPMG, компания «Кант», «Unilever» и многими другими.

Также сейчас я с большим энтузиазмом погрузилась в сферу коучинга, прошла обучение в Институте коактивного коучинга в Канаде и планирую окунуться в работу с новыми знаниями и силами.

— Какие учебные курсы оказались наиболее полезны для вашей профессиональной деятельности?

— Для тренерской работы очень полезным оказался курс по активному социально-психологическому обучению Елены Витальевны Михайловой. В нем четко совместились знания теории и практики, Елена Витальевна обладает потрясающим мастерством наглядно демонстрировать, как теоретические положения реализуются на практике.

— А какие профессиональные и личные качества важны для психолога-тренера?

— Во-первых, важно уметь устанавливать связи, находить контакт и быть внимательным к другому человеку. Все это позволяет понимать, что человек сказал, а не домысливать за него, что он хотел сказать. И, во-вторых, психолог всегда стремится к самосовершенствованию и личностному развитию. За этими общими словами для меня стоит очень важная мысль – наша профессия подразумевает, что личность психолога является его профессиональным орудием, инструментом воздействия на клиента или участника тренинга. И чем лучше, тоньше настроен этот инструмент, тем ювелирнее работа. Психолог имеет дело с внутренним миром человека, с чем-то ранимым и интимным в человеке, поэтому он должен быть предельно аккуратен. А для этого необходимо прорабатывать собственные проблемные зоны, которые могут мешать работе.

— С какими сложностями вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности?

— Самая сложная ситуация на тренинге, пожалуй, – когда участники приходят «просто так, посмотреть». Бывает, их пригласили друзья или родные, бывает, просто такая выжидательная позиция. Как результат – они не стремятся по-настоящему работать, участвовать в тренинге, и занимают позицию наблюдателя. И это по-настоящему неэффективно, как для участника, так и для тренера.

Принципиально неразрешимых ситуаций в моей практике пока не было, возможно, это связано со сферой деятельности – сейчас я активно занимаюсь мотивационными тренингами, а их участники приходят с установкой на развитие, с желанием научиться принимать иные точки зрения, и, как правило, в работе с ними я не встречаю прямого сопротивления. На корпоративных тренингах, где аудитория взрослее меня в среднем вдвое, в первые минуты обычно сталкиваешься со скептицизмом: «девочка, чему ты можешь нас научить»? Но этот настрой очень легко преодолевается уже через полчаса, я не пытаюсь научить людей чему-то в их сфере деятельности, у меня свое профессиональное поле – я специалист в командообразовании.

— Кто для вас является значимой фигурой в профессии?

— Я училась у многих тренеров, мое восхищение вызывают те, кто не просто учат, а являют собой пример того, чему они учат. Это самый эффективный способ обучения. Один из таких тренеров – Павел Ромашин. На своих тренингах личностного роста он делится тем, что работает в его жизни. Этот же принцип я использую в своих тренинговых программах, только то, что работает у меня, я предлагаю другим. Многому я учусь, просматривая видео выступлений знаменитых тренеров, например, Энтони Роббинса, Робина Шармы.

Одним из самых авторитетных людей, с которыми я работаю бок о бок больше семи лет, для меня является мой напарник Андрей Рубан. Практически все проекты, которые мы делали вместе, – это источник самосовершенствования и вдохновения. Пока я училась, почти все внеучебное время проходило в «Школе тренингов», мы вместе обсуждали прочитанные книги, пробовали упражнения, которые находили в книгах, разрабатывали свои собственные техники. Сейчас мы работаем вместе в тренинговом центре ГУ-ВШЭ, который создали полтора года назад, и на многих других коммерческих проектах.

— Что мотивировало вас на поступление в Вышку?

— Я хотела поступать «по-честному», а мои знакомые говорили, что Вышка – честный вуз, где много возможностей – стажировки, курсы по выбору, дисциплины на английском языке, активная внеучебная жизнь. А интерес к психологии, к внутреннему миру человека, к тому, чему он может научиться и как ему в этом помочь, проявился у меня уже в школе, так что я осознанно поступала на психологический факультет.

— Что вы считаете самым ценным, из приобретенного за годы обучения?

— На первом месте, конечно, команда людей, с которыми я работала на протяжении последних семи лет. Некоторые из них сейчас трудятся в крупных компаниях, у кого-то свой бизнес, несколько человек остались в тренинговом центре ВШЭ. Но мы постоянно общаемся, помогаем друг другу профессионально развиваться. И второе ценное приобретение – привычка и умение брать инициативу и ответственность на себя, – в Вышке есть много возможностей практиковаться в этом.

— Активная профессиональная жизнь оставляет вам время на что-то еще?

— Я продолжаю заниматься спортом: с университетских времен увлекаюсь капоэйро – бразильским боевым искусством. Люблю путешествовать, и стараюсь делать это чаще. На третьем курсе мы с подругой реализовали давнюю мечту – проехали на электричках из Москвы до Уфы, где я выросла. Из дальних поездок меня впечатлила Индия: было интересно окунуться в незнакомый мир, столь разительно отличающийся от нашего. Индийцы действительно по-другому мыслят, например, они совершенно иначе относятся ко времени – на хинди понятия «вчера» и «завтра» обозначаются одним словом.

И еще я очень люблю летать, мечтаю о собственном самолете, и первый шаг к этому уже сделан: я выиграла конкурс, в котором призом являлось пилотирование самолета – и это было что-то невероятное!

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»

В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.

Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?

«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.

«Мечтайте и двигайтесь в своем направлении, а Вышка всегда будет рядом»

28 июня в Высшей школе экономики прошел очередной общеуниверситетский выпускной вечер. В этом году темой праздника выбрали будущее и непрерывный прогресс. Двигателями прогресса и станут выпускники университета.

Вышка наградила своих лучших выпускников

16 октября в «Ролл Холл» прошла ежегодная встреча выпускников Высшей школы экономики и церемония вручения премии HSE Alumni Awards 2015.

«Вышка, и ее герои, и ее сила всегда будут с нами»

20-го июня выпускники НИУ ВШЭ этого года, а также те, кто уже давно закончил Вышку, и те, кому еще только предстоит это сделать, вместе с преподавателями отметили выпускной-2015. По традиции общеуниверситетские выпускные в Вышке делают тематическими. На этот раз пространство клуба Space Moscow превратилось в «Тысячелетний сокол» — вымышленный космический корабль из знаменитой космической одиссеи Джорджа Лукаса «Звездные войны».

В Лицее НИУ ВШЭ прошел первый выпускной

19 июня Лицей Вышки отпраздновал первый в своей жизни выпускной. Каждый из 58 учеников из первого набора получил в этот день помимо аттестата, еще и диплом «звезда в созвездии Лицея». И этот пафос вполне оправдан, учитывая количество дипломов Всероса, других олимпиад и баллы ЕГЭ (окончательные результаты еще подсчитываются, но уже ясно, что более 30 лицеистов получили по какому-либо предмету 90 баллов и больше).

Выпускной: пошаговая стратегия

20-го июня Вышка приглашает выпускников, студентов и преподавателей на общеуниверситетский выпускной, который пройдет в клубе «Space Moscow» по мотивам космической саги «Звездные войны». Бесспорно, это лучшая вечеринка года. Но чтобы все точно прошло как надо, не забудьте сделать несколько правильных «шагов».