• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Интересно наблюдать, как студенты увлекаются новым предметом»

Максим Маркин, выпускник факультета социологии ВШЭ, сейчас обучается в академической аспирантуре Вышки. А еще — преподает на кафедре экономической социологии и работает в Лаборатории экономико-социологических исследований.

— Максим, давайте вернемся на несколько лет назад. Почему именно экономическая социология? Как вы сейчас оцениваете тот свой выбор?

— Сейчас я много общаюсь со школьниками и вижу, что большинство из них уже имеет четкое представление о том, кто такие экономисты. К моему удивлению, у них даже есть частичное понимание того, где работают экономсоциологи и экономпсихологи. Поступая в бакалавриат в 2005 году, я знал только то, что хочу учиться в Высшей школе экономики и получить профессию экономиста. Но, по счастливому случаю, я стал студентом факультета социологии и понял, что в действительности мне ближе экономическая социология, а не экономика, — просто я не до конца представлял себе различия между этими научными дисциплинами. И на втором году обучения после вводного курса по экономической социологии, прочитанного Светланой Юрьевной Барсуковой и Тагиром Равиловичем Калимуллиным, я окончательно определился, что хочу заниматься именно экономической социологией. С третьего курса я работаю с Вадимом Валерьевичем Радаевым, который является моим научным руководителем. Во многом его пример и определил мой выбор профессиональной стези — я хочу сделать академическую карьеру, исследовать и преподавать.

— Завершился ваш первый год обучения в академической аспирантуре. Оправдываются ли ваши ожидания? Что именно вы хотели получить от этой программы?

— Мне очень интересно заниматься исследованиями и преподаванием, поэтому после окончания магистратуры совсем не хотелось уходить из Вышки. Вопрос, идти ли в аспирантуру, даже не обсуждался. Выбирая академическую аспирантуру, я ориентировался на те преимущества, которые она дает. Прежде всего, аспиранты «полного дня» имеют возможность более плотного академического сотрудничества с мировым научным сообществом. В рамках этой программы предусмотрены курсы зарубежных коллег и полугодичная стажировка за рубежом. Конечно, меня также привлекла и достойная стипендия. Обучаясь в аспирантуре, я продолжаю участвовать в исследовательских проектах Лаборатории экономико-социологических исследований, куда пришел еще в 2008 году по приглашению Вадима Радаева.

Работа в научных подразделениях является также одним из обязательных условий обучения по программе академической аспирантуре. Тематика моего диссертационного исследования, посвященного последствиям принятия в России закона о торговле, близка и коллегам-экономистам, и я искренне благодарен Светлане Борисовне Авдашевой, Полине Викторовне Крючковой и Андрею Евгеньевичу Шаститко за очень полезное для меня сотрудничество.

— Каковы ваши планы на ближайший год?

— Я решил, что поеду на зарубежную стажировку на третьем году обучения в аспирантуре, то есть в 2013/2014-м учебном году. Хочу до этого момента написать релевантный теме диссертации текст на английском языке, который можно будет обсудить с коллегами. И, конечно, у меня много задумок в рамках преподавательской деятельности. Прежде всего, это чтение авторского курса по социологии рынков для студентов факультета экономики.

— Вам нравится преподавать?

— Да, мне очень нравится преподавать. Говорят, что восемьдесят процентов преподавателей преподают для того, чтобы самоутвердиться за счет студентов. Может быть… Но лично я в рамках преподавания хочу поделиться со студентами своими знаниями. Мне интересно обсуждать с ними различные теории и результаты исследований. Студенты могут со мною не соглашаться, спорить, критиковать. Мне интересно и полезно слышать их мнение. Лишь в двух ситуациях я выступаю как крайне жесткий преподаватель — когда вижу плагиат в эссе и списывание на контрольных работах. В первом случае я без разговоров ставлю «0», а во втором — выгоняю из аудитории. Считаю, что поступаю правильно.

— Какие курсы и на каких факультетах вы читаете?

— Я начал преподавать еще на первом году обучения в магистратуре — вел семинары по экономической социологии на факультете экономики. Лекции в тот год читала Ольга Евгеньевна Кузина, от которой я получил первые уроки преподавания, составления вопросов к контрольным работам, проверки студенческих эссе. Сейчас я преподаю на нескольких факультетах, читаю, в основном, экономическую социологию. Но в прошлом учебном году также вел семинары по социологии предпринимательства на факультете социологии, а в новом учебном году, как я уже говорил, у меня будет авторский курс по социологии рынков на факультете экономики.

Очень люблю экономистов, так как экономическая социология «задевает» их, в хорошем смысле этого слова. Когда студенты-второкурсники факультета экономики приходят на курс «Экономическая социология», они думают, что здесь им будут рассказывать про то, как экономика влияет на общество, заводы отравляют воздух и тому подобное. А оказывается, что экономсоциологи изучают потребление и финансовое поведение населения, фирмы и рынки — только ставят перед собой при этом другие исследовательские вопросы. Интересно наблюдать, как меняются выражения лиц студентов, когда они начинают проникаться и увлекаться новым для них предметом. Я очень горжусь тем, как нам со Светланой Барсуковой, с которой мы вместе читаем этот курс, удалось продвинуться на факультете экономики. Если два года назад мы набрали только одну группу (наш курс является курсом по выбору), то год назад — две группы, а в 2011/2012-м учебном году — пять групп. Надеюсь на сохранение тенденции!

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»

В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.

Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?

«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.

От социального действия к эволюции общества

Как антропологи объясняют уравнение Судного дня? На каких принципах строится понимающая социология? Как устроена экономика «неформального здравоохранения»? Почему россияне занимаются самолечением в интернете? Ответы на эти и другие вопросы читайте в новом номере журнала «Экономическая социология».

Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава

НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 330 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. С 2014 года набор новых преподавателей и продление контрактов действующих преподавателей проходит по схеме, применяемой в международном рекрутинге — лучшие профессора по направлениям отбирают кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы — в первую очередь качество научных публикаций.

Социология оценивания

Почему для полиции одни правонарушения «привлекательнее» других? Как создаются успешные видеоигры? Всегда ли штрафы, награды и прочие материальные стимулы хорошо работают? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в новом номере журнала «Экономическая социология» (Том 17, №4).

«Мечтайте и двигайтесь в своем направлении, а Вышка всегда будет рядом»

28 июня в Высшей школе экономики прошел очередной общеуниверситетский выпускной вечер. В этом году темой праздника выбрали будущее и непрерывный прогресс. Двигателями прогресса и станут выпускники университета.

Экономическая социология о здоровом стиле жизни, геймификации и музыкальных хитах

Влияет ли классовая принадлежность человека на его склонность к здоровому образу жизни? Действительно ли внедрение игровых методик повышает мотивацию работников? Что успех Рианны в радиочартах значит для исследователя инноваций? Ответы на эти и другие вопросы опубликованы в новом номере журнала «Экономическая социология» (Том 17, №3).