• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекции ВШЭ в Парке Горького продолжаются

10 июня в открытом кинотеатре «Пионер» преподаватель кафедры цивилизационного развития Востока ВШЭ Максим Гамалей рассказал о влиянии самураев на японскую культуру.

Как отметил Максим Гамалей, Япония сегодня — одно из самых миролюбивых государств в мире. В действующей конституции Страны Восходящего Солнца запрещено иметь армию, и в целом Япония позиционирует себя как страну, которая отказывается от использования военной силы в качестве способа решения международных споров. Однако в VI веке, во времена становления японского государства, именно военные захваты и, следовательно, культ силы сформировали особое отношение к людям, владеющим этой силой.

В VIII веке в Японии складывается сложная система землевладения, а верховным собственником всей земли становится японский император. Тем не менее, в законодательстве древней Японии сохраняется норма, позволяющая передавать в частную собственность целинные земли тем, кто их освоил. Освоение земель постепенно формирует довольно крупные земельные владения и приводит к необходимости их защиты от посягательств соседей и жаждущих реванша аборигенных племен. Среди владельцев земельных угодий формируются самурайские дружины, а на их основе впервые в Японии возникают так называемые военные дома. Различия между влиятельными военными домами на Западе и Востоке страны определялись степенью приближенности к аристократии и императорскому двору.

К своей борьбе за влияние и власть аристократы начинают привлекать отряды провинциальных самураев. При дворе этих новичков называли «восточными варварами» — за низкий уровень образования (не многие из них умели писать) и отсутствие утонченности.

Императорский двор, представители родовой аристократии, рассказал Максим Гамалей, в тот период были основными носителями культуры. Аристократы постепенно стали терять интерес к политическому управлению, контролю над сбором налогов и вообще к экономической деятельности. Их все больше увлекало стихосложение, живопись, паломничества к святым местам, при том что накал политической борьбы при дворе императора не утихал. К своей борьбе за влияние и власть аристократы начинают привлекать отряды провинциальных самураев. При дворе этих новичков называли «восточными варварами» — за низкий уровень образования (не многие из них умели писать) и отсутствие утонченности. Со временем самураи, втянутые во внутриполитические конфликты, начинают получать различные придворные ранги, что повышало их значимость в социально-политической структуре. Так, постепенно, элита самурайского сословия начинает входить в политическую элиту японского государства. Началом выделения самураев как «особого сословия» обычно принято считать период правления в Японии феодального дома Минамото (1192—1333). Предшествовавшая этому затяжная и кровопролитная гражданская война между феодальными домами Тайра и Минамото создала предпосылки для установления сегуната — правления самурайского сословия с верховным военачальником (сегуном) во главе.

К этому времени сложились и устои неписаного морального кодекса самурая «Путь лука и скакуна» («Кюба-но мити»), позже превратившегося в свод заповедей «Путь воина» («Бусидо»). Данное учение стало настолько важным в японской культуре, что в XVII столетии на его основе формируется целый ряд различных морально-этических норм, регулирующих жизнь других сословий Японии. Так, например, на основании «Бусидо» формируется «путь торговца» и многое из того, что сегодня мы называем особым японским менеджментом. Возникшее под влиянием самурайской культуры религиозно-философское направление восточно-азиатского буддизма дзен-буддизм сегодня является одной из визитных карточек Японии.

Самураи фактически сформировали сознание японской нации как таковой и объединили свой народ, отметил Максим Гамалей. Примерно до XIV-XVI веков Япония представляла собой совокупность изолированных сообществ, каждое из которых развивалось достаточно обособленно. С XIV века именно при активном участии самураев японцы начинают осознавать себя единым обществом.

 

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Образ самурая в японской культуре: путь от варвара до идеала

Сегодня самурай — один из самых узнаваемых и тиражируемых символов Японии. Однако во многом идеализированный, романтический образ воина «без страха и упрека» сложился лишь к середине XIX столетия. О том, как трансформировался образ самурая в японской традиционной культуре и почему в душе каждого современного японца по-прежнему живет воин, рассказал старший преподаватель Школы востоковедения  НИУ ВШЭ Максим Гамалей на лекции в музее Востока в рамках проекта «Университет, открытый городу».

В ВШЭ прошла конференция молодых японоведов

Завершилась VI конференция молодых японоведов «Новый взгляд», организованная Школой востоковедения НИУ ВШЭ совместно с отделом японской культуры «Japan Foundation» Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино и Ассоциацией японоведов.

Вышка возвращается с лекциями в музеи и в Культурный центр ЗИЛ

В октябре начинается второй сезон лекционных четвергов Высшей школы экономики в музеях Москвы и лекций молодых ученых в КЦ ЗИЛ. Оба лектория будут работать в рамках общегородского проекта Вышки «Университет, открытый городу». Вход на все лекции свободный.

Студенты и преподаватели Вышки смогут поехать на стажировку в Японию

30 сентября ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и президент Университета Тохоку (Япония) Сусуму Сатоми подписали два соглашения — об академической мобильности и сотрудничестве, а также о студенческих обменах между университетами.

Умный город по-японски

На прошедшем в Москве российско-японском форуме «Точки соприкосновения: бизнес, технологии, культура» Институт региональных исследований и городского планирования ВШЭ провел панельную дискуссию «Развитие городов и инфраструктуры». Речь шла о возможностях развития Москвы с применением опыта решения городских проблем в Токио.

На переговорах с японцами нельзя давать пустых обещаний

Денис Щербаков, заместитель заведующего отделением востоковедения ВШЭ, рассказывает о профессии востоковеда-экономиста.

Изучение искусства поможет понять менталитет людей Востока

Знание причин колебаний рынков или мотивов деятельности японских политических партий не поможет студентам понять, как думают японцы, чем они отличаются от людей западной культуры. Для этого нужно читать японскую поэзию, глубоко концентрируясь на каждом тексте. Об особенностях преподавания культуры Востока рассказывает Евгений Штейнер, профессор отделения востоковедения ВШЭ.

Энергопотребители и поставщики должны действовать сообща

Мировой энергетический рынок ждут перемены, а Япония и Россия могут вместе разработать концепцию энергобезопасности в азиатском регионе. Лекция бывшего исполнительного директора Международного энергетического агентства Нобуо Танака в Высшей школе экономики.

Так вот ты какой, лидер северный!

1 июля в рамках открытого лектория Высшей школы экономики в Парке Горького заведующий кафедрой психоанализа и бизнес-консультирования ВШЭ Андрей Россохин выступил с лекцией «Секреты развития лидерства».

Азии нужен баланс

Меняющаяся расстановка сил в современном мире требует от стран максимум дипломатии в поиске путей, которые бы обеспечили международную безопасность на ближайшие десятилетия. Лекция японского политолога Кэна Дзимбо.