• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что роднит Достоевского с ветхозаветными пророками

17 октября цикл публичных лекций ВШЭ в музеях Москвы продолжила лекция Владимира Кантора, профессора кафедры истории философии ВШЭ, «Достоевский как ветхозаветный пророк», состоявшаяся в Музее-квартире Достоевского.

«Я в старой Библии гадал / И только жаждал и мечтал, / Чтоб вышли мне по воле рока — / И жизнь, и скорбь, и смерть пророка» — эти строки из поэмы Николая Огарева «Тюрьма» неслучайно нравилась Достоевскому, считает Владимир Кантор. Но кто есть пророк? «В применении» к Достоевскому пророк — не тот (или не только тот), кто предсказывает будущее, но и посланец Бога, обличающий пороки людей.

В произведениях Достоевского, наравне с христианскими мотивами, часто встречаются и ветхозаветные. При этом еще Толстой отмечал, что в самом Достоевском «есть что-то еврейское, мнительное», персонажи Достоевского — отнюдь не победители в жизни, они чувствуют свою беззащитность и неспособность противостоять жестокому миру.

Писатель не верил в героизм народа и видел единственный путь его спасения в обращении к Богу. Так, причину стойкости и богоизбранности еврейского народа Достоевский усматривал в том, что евреи твердо веруют и придерживаются идеи о молении во имя прощения грехов. Достоевский не был уверен в подобной выносливости русского народа по причине отсутствия достаточно устойчивого морально-нравственного основания, на котором можно было бы построить мировоззрение, неподвластное никаким изменениям и потрясениям. В современниках Достоевского смущал отказ от Бога и Библии, поэтому писатель, подобно ветхозаветным пророкам, порицал свой народ, любил его, ненавидя его пороки и порицая их.

Апогея это порицание достигло в романе «Бесы» — своеобразном «русском Апокалипсисе» (причем прямые отсылки к Апокалипсису неоднократно встречаются в тексте), в котором Достоевский, подобно библейским пророкам, беспощаден и представляет русский «народ-богоносец» в образе бесноватого, живущего нехристианской жизнью. Однако задачу русского народа Достоевский видел в том, чтобы стать народом богоизбранным, через страдание и искупление приблизившимся к Богу. Таким образом, великий русский мыслитель предложил путь нового возможного бытия и пути спасения России.

Мария Глазырина, студентка третьего курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

«Междисциплинарные исследования – новые перспективы для философии»

Что связывает философов, лингвистов и логиков? Как подружиться с десятком иностранных центров за полтора года? Может ли наука изолироваться от внешнего мира? На эти и другие темы размышляет заведующая Международной лабораторией логики, лингвистики и формальной философии Елена Драгалина-Черная.

Как «цифра» помогает изучать «букву»

Цифровые технологии открывают новые возможности для изучения и публикации литературных архивов. О том, как их использовать и о результатах первых российских проектов в этой сфере, говорили участники круглого стола «Текст как DATA: рукопись в цифровом пространстве», состоявшегося 9 октября в Вышке.

При чем здесь Цветаева? Как издатели повелись на фейк, и что из этого вышло

Иногда мелкие заблуждения становятся глобальными ошибками. Это как нельзя лучше подтверждает новый сборник лирики Марины Цветаевой, напечатанный под фейковой обложкой — с чужим фото из интернета. О том, как снимок появился и почему мы перестаем узнавать и понимать поэта, рассказывает Светлана Салтанова, сотрудник ВШЭ, редактор портала IQ.HSE и автор книги о Цветаевой.

Электронный архив литературы Серебряного века «Автограф» перешел в ведение Вышки

«Автограф» дает возможность изучать электронные копии рукописей русских писателей конца ХIХ – начала XX века, которые до этого хранились в обычных — закрытых для ученых и общественности — архивах разных городов и стран.

Библионочь в Высшей школе экономики: Шекспир, музеи и квесты

Почти 40 команд приняли участие в квесте «По страницам Басмании», организованном Высшей школой экономики в рамках ежегодной городской акции. В это же время в библиотеке университета ставили отрывки из «Ромео и Джульетты» и слушали лекции о театре.

Тест: поэт или нейросеть

Борис Орехов, доцент Школы лингвистики НИУ ВШЭ, научил нейросети писать стихи. IQ HSE сделал по ним тест. Проверьте себя: сможете ли вы отличить произведение, написанное компьютером, от человеческого?

Неравноценность процедур сексуации

В Издательском доме ВШЭ вышла книга «Метафора Отца и желание аналитика: Сексуация и ее преобразование в анализе» философа и психоаналитика Александра Смулянского. IQ.HSE публикует интервью с автором и фрагмент из книги, в котором обсуждается Ален Бадью — философ, пытавшийся пересмотреть теории Фрейда и его взгляды на мышление пола/полом, сексуационное развитие и трактовку отцовской метафоры.

Неканонический Конан Дойл

Репутация создателя Шерлока Холмса менялась у русской аудитории рубежа XIX-XX веков более резко и драматично, чем восприятие его героя. Поначалу публицисты и литературные критики видели в Артуре Конан Дойле британского милитариста, колониалиста и «бульварного романиста». А позже пресса подчеркивала его «разностороннее и сильное дарование» и интерес к России, выяснила преподавательница Школы филологии НИУ ВШЭ Мария Кривошеина.

Шекспир и колхозники

«Наша страна стала родиной Шекспира», — под таким лозунгом 80 лет назад  в СССР отмечали 375-летие со дня рождения драматурга. Торжества включали театральный фестиваль, научную конференцию, лекции, выставки, вал газетных публикаций. Советизацию Шекспира в сталинскую эпоху исследовала профессор Школы культурологии НИУ ВШЭ Ирина Лагутина.

Между двумя университетами

Выпускница аспирантской школы по философским наукам ВШЭ 2017 года Алина Перцева защитила кандидатскую диссертацию одновременно в Вышке и Университете Париж-VIII. Как ей это удалось и чем отличаются российский и французский подход к исследованиям, она рассказала новостной службе ВШЭ.