• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неквалифицированные работники в России почти так же грамотны, как «белые воротнички»

4 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждались результаты PIAAC — международного исследования компетенций трудоспособного населения.

PIAAC (Programme for the International Assessment of Adult Competencies) — международное исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), проходившее в 2008-2013 годах в 24 странах, в том числе в Австрии, Бельгии, Германии, США, Японии и России. Его результаты были обнародованы одновременно во всех странах-участницах 8 октября 2013 года. В России исследование проводит Институт образования ВШЭ при поддержке Центра фундаментальных исследований ВШЭ и при участии Минобрнауки России.

В течение полугода после обнародования исследователи анализировали результаты PIAAC — в России этим занимались сотрудники Института образования ВШЭ Олег Подольский, руководитель проекта PIAAC в России, и Дмитрий Попов, главный эксперт проекта. На семинаре они рассказали, как результаты тестов связаны с возрастом, полом и социально-экономическими характеристиками взрослого населения России.

В странах ОЭСР люди более богатые и образованные лучше решают задачи PIAAC. То же самое происходит и в России, где самые высокие результаты показывают высококвалифицированные работники, за ними идут «белые воротнички». Однако если в большинстве стран ОЭСР неквалифицированные работники показывают результаты ниже, чем у «синих воротничков», у нас дела обстоят с точностью до наоборот. Неквалифицированные работники по всем компетенциям приближаются к «белым воротничкам». Как интерпретировать эти удивительные результаты, пока непонятно. Олег Подольский предположил, что в ходе исследования в «неквалифицированные работники» себя могли записать все люди, по каким-то причинам не желающие афишировать источники своих заработков, а также домохозяйки и студенты. Однако с этими данными еще нужно работать.

В большинстве стран результаты мужчин в среднем несколько выше, чем результаты женщин. В России женщины демонстрируют более высокую грамотность чтения, более высокую математическую грамотность и существенно более высокие ИКТ-компетенции

В большинстве стран результаты мужчин в среднем несколько выше, чем результаты женщин. В России женщины демонстрируют более высокую грамотность чтения, более высокую математическую грамотность и существенно более высокие ИКТ-компетенции. При этом у мужчин старшего возраста показатели ниже, чем у молодых, а у женщин — наоборот, после 34 лет показатели увеличиваются. Правда, прежде, чем делать вывод, что «женщины умнее мужчин», стоит учитывать, что в России женское население больше мужского и, соответственно, в национальной выборке женщин тоже было представлено больше.

Если сопоставить данные PIAAC с данными международных исследований достижений школьников, оказывается, что далеко не всегда они соответствуют друг другу. В одних странах школьники демонстрируют заметно лучшие результаты, чем взрослые (Австралия, Корея), в других — наоборот.

Как можно использовать результаты PIAAC в дальнейшем?

В семинаре принял участие Яркко Хаутамяки, профессор университета Хельсинки и один из наиболее известных в мире исследователей PISA и TIMSS. По его мнению, стоит учитывать, что PIAAC не позволяет говорить о динамике прироста тех или иных компетенций у взрослого населения. Так, в России лучшие результаты по математической грамотности и грамотности чтения — у людей в возрасте 40-44 лет, а у 30-34-летних они невысокие. Это не значит, что у нынешних 30-летних россиян компетенции чтения и вычисления возрастут к 40 годам. Зато можно говорить, что по каким-то направлениям у того или иного поколения россиян лучше сформированы те или иные компетенции.

Все международные исследования образования имеют серьезные ограничения. Скажем, можно предполагать, что они недооценивают компетенции населения, так как у большинства участников нет ни малейшей мотивации показывать лучший результат.

Говорить на основании данных международных сравнительных исследований об успехах или неудачах той или иной политики в области образования стоит с большой осторожностью. Не всегда можно однозначно сказать, например, что Финляндия обязана своими успехами в PISA, TIMSS и PIAAC таким-то мерам в области образования. И чем сложнее устроена экономика страны, тем труднее дать ответ на вопрос, по каким причинам население показывает те или иные результаты в рамках международных сравнительных исследований. Это нужно учитывать при любых реформах в области образования.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Разнообразие студентов требует разнообразия подходов к обучению

В Вышке впервые прошла генеральная ассамблея Международной академии образования. Ее участники рассказали о вызовах, с которыми сталкиваются системы образования в разных странах, и о решениях, помогающих справиться с ними.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

«Как хорошо быть медицинской сестрой, но не врачом, как ты мечтаешь себе...»

В рамках Дней Международной академии образования в Москве состоялась презентация книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», один из редакторов которой — профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.

Лучшие мировые эксперты в сфере образования собрались в Москве

20 мая в Высшей школе экономики открылись Дни Международной академии образования. Специалисты из разных стран, определяющие мировые тренды образовательной политики, проведут цикл встреч, мастер-классов, семинаров, открытых лекций. Три дня они будут делиться опытом с российскими исследователями, педагогами и управленцами в сфере образования.

Начинается цикл семинаров в рамках национального проекта «Образование»

Экспертная группа по нацпроекту «Образование», возглавляемая ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и ректором РАНХиГС Владимиром Мау, начинает серию семинаров, посвященных реализации проекта. Первый из них состоится 25 апреля в Минобрнауки. Семинары также будут проходить на площадках вузов.

Шансы на успех. Как участие в студенческих клубах помогает хорошо трудоустроиться

Чем больше учащийся пользуется разными опциями университетской среды, тем выше его шансы на успех. Значима не только учеба как таковая, но и научные проекты, и общественная жизнь в вузе, показали исследователи ВШЭ. Участие в студенческих организациях и мероприятиях позволяет развить критическое мышление — навык, необходимый для успеха в работе и жизни.

Цена знаний

На стоимость занятий у репетиторов влияют не только опыт преподавания, наличие ученой степени и отзывы учеников, но и пол педагога. К такому выводу пришли Аина Нурмагомбетова и Кирилл Маслинский из Питерской Вышки.  Социологи проанализировали более 14 тысяч анкет репетиторов и измерили, как профессиональные и социально-демографические характеристики преподавателей влияют на рынок теневых образовательных услуг. Исследование стало лучшей научно-исследовательской работой по социологии на открытом конкурсе НИРС 2018 года.

Исак Фрумин стал редактором-консультантом «Международного обозрения образования» ЮНЕСКО

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ профессор Исак Фрумин вошел в коллегию редакторов-консультантов «Международного обозрения образования» (International Review of Education). С таким предложением обратился в Инобр Дэвид Ачоарена, главный редактор издания и директор Института непрерывного образования ЮНЕСКО.

Обучены для бизнеса

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.