• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследователи Вышки взглянули на российские города глазами их жителей

На Московском урбанистическом форуме, который открылся 11 декабря, Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ представила результаты масштабного исследования российских региональных центров «Борьба за горожанина: человеческий потенциал и городская среда».

Общая тема Московского урбанистического форума-2014 сформулирована как «Драйверы развития мегаполиса». Но говорить на форуме будут не только о городах-«миллионниках», одна из тем первого дня — региональная, сравнительная. В центре исследования, проведенного Высшей школой урбанистики НИУ ВШЭ совместно с коллегами из Института демографии и другими подразделениями Вышки, так или иначе занимающимися вопросами региональной экономики, — идея «конкуренции за горожанина», роли человеческого капитала в успехе городов. «Сегодня именно человек, с его образованностью, креативностью, предприимчивостью, становится одним из основных факторов экономического развития», — подчеркивает декан Высшей школы урбанистики Александр Высоковский.

При проведении сравнительных исследований городов всегда возникает проблема масштаба. Очевидно, что «лобовое» сравнение условного Воронежа с Москвой, закончится не в пользу первого. Региональные центры несопоставимы с российской столицей — ни по валовому продукту, ни по показателями миграции (так, за десять лет население Москвы выросло больше чем на миллион человек, тогда как все крупнейшие региональные центры вместе взятые «увеличились» на 250 тысяч жителей).

Cамоощущение горожан — важнейший фактор, благодаря которому «хорошая жизнь» возможна далеко за пределами столицы

«Тем не менее есть один факт, который не укладывается в эту «центростремительную» систему», — говорит Александр Высоковский. Но понять это можно, только если от сравнения заведомо несравниваемого перейти к сравнению «самоощущения» жителей городов. Иными словами, на каждый город исследователь должен взглянуть глазами его жителя, который сопоставляет свой текущий быт не с бытом москвича или петербуржца, а с тем, как — лучше или хуже — ему могло бы житься в родном городе. Тут-то и выясняется, что доля людей, которым нравится жить в их городе, оказывается примерно одинаковой в совсем, казалось бы, разных регионах, располагающих разными ресурсами.

Это самоощущение горожан — важнейший фактор, благодаря которому «хорошая жизнь» возможна далеко за пределами столицы. Не будь его, многие люди считали бы себя «лузерами» просто по факту своего местожительства.

Исследование охватило 63 региональных центра с населением более 250 тысяч человек и подтвердило выдвинутую гипотезу: именно в тех городах, где наиболее высок уровень развития человеческого капитала, людям нравится жить. Среди статистических данных, которые сводили и анализировали исследователи, — количество студентов, доля образованных, средняя заработанная плата, взвешенная по региональной корзине, средняя смертность и средняя детская смертность за три года. Специалисты Института демографии ВШЭ помогли отразить миграционные процессы — миграция также является важным индикатором качества жизни: во все города-лидеры рейтинга наблюдается приток миграции, а из городов-аутсайдеров люди, напротив, уезжают. В шести городах проводилось социологическое исследование, было собрано 5400 анкет.

Города-лидеры характеризует ровное развитие по основным показателям, там нет явных провалов. Типичной чертой таких городов является большая доля в экономике сферы услуг, финансов, консалтинга, инноваций — индустриальное производство там не на первом месте. Другие характерные признаки «хороших» городов — высокий уровень ввода жилья и развитие транспортной инфраструктуры (по крайней мере 70% городов-лидеров — это города, обновившие аэропорты, а 70% городов-аутсайдеров, наоборот, этого не сделали).

Исследователи изучили также уровень интернет-пользования и взглянули на то, как часто в городах употребляются образы и слова, связанные с инновациями, — по словам Александра Высоковского, это направление исследований еще предстоит развить.

Подробнее о результатах исследования «Борьба за горожанина: человеческий потенциал и городская среда» можно прочитать на ОПЕК.

Вам также может быть интересно:

«Наши студенты участвуют в реальных городских исследованиях и проектах»

В новом учебном году магистерская программа «Управление пространственным развитием городов» предлагает студентам новые форматы обучения, дисциплины и проекты. Подробнее о них рассказывает академический руководитель программы Руслан Гончаров.

Партнерами магистерской программы «Транспортное планирование» стали организации транспортного комплекса Москвы

Как воплощались в жизнь знаковые транспортные проекты столицы, студенты узнают от сотрудников ЦОДД и «МосТрансПроект», где и пройдут практику и даже смогут воспользоваться закрытыми данными для проведения исследований.

Личные легковые. От чего зависит количество автомобилей в городе

Центр экономики транспорта НИУ ВШЭ впервые провел эконометрический анализ факторов, влияющих на уровень автомобилизации в крупных городах России. О результатах расскажут на XX Апрельской международной научной конференции. Основные выводы исследования — в материале IQ.HSE.

«Роль технологий в современной жизни трудно переоценить. Сфера градостроительства не исключение»

Магистерская программа «Прототипирование городов будущего» Высшей школы урбанистики ВШЭ стартовала в 2017 году и уже стала довольно популярной среди студентов со всего мира. Программа учит использовать технологии для управления городским развитием в условиях глобальных вызовов современности. Студенты первого курса программы рассказали об обучении на программе и проектах, над которыми они работают.

В магистратуре НИУ ВШЭ научат планировать городские транспортные системы

В новом учебном году в Высшей школе экономики открывается магистерская программа «Транспортное планирование» (направление подготовки «Градостроительство»). Ее выпускники будут планировать, эксплуатировать и развивать транспортные системы городов и агломераций.

Диалоги с памятниками

Роль памятника в современной городской среде меняется. На смену помпезности приходит демократичность. А могучие исторические монументы вписываются в городскую культуру через фамильярность. Фольклорные образы современной скульптуры и способы коммуникации с ней исследовал профессор НИУ ВШЭ Андрей Мороз. 

Зарядьелогия

Парк «Зарядье» дал начало целой серии исследований и семинаров, в которых участвовали урбанисты, культурологи, дизайнеры, антропологи, географы. Исследователи Михал Муравски, Маргарита Чубукова и Дарья Волкова, проанализировали мифы о новом парке в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики». IQ.HSE излагает их основные выводы.

Постгородское развитие

Современный город расширяется, он насквозь прошит коммуникациями, но при этом лишен цельности. Районы, городские сообщества и практики настолько разнородны, что часто не пересекаются друг с другом. Единое пространство раскалывается на фрагменты. Общение сменяется отчуждением людей. Географ и культуролог, главный научный сотрудник Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Дмитрий Замятин назвал это явление постгородом. О нем исследователь рассказал IQ.HSE.

Звуковой ландшафт

Исследования звука — sound studies — позволяют изучить многоголосье и ритм жизни города. Это междисциплинарная область, в которой сотрудничают урбанисты, архитекторы, исследователи современной музыки, социологи, инженеры и лингвисты. Урбанисты благодаря исследованиям звука получили новый мощный научный инструментарий в дополнение к визуальному. С помощью статей, опубликованных в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики», IQ.HSE разбирался в том, как sound studies воссоздают объемную картину городской жизни. 

Коллективные сады

Немало россиян постоянно живут в коттеджах, построенных в коллективных садах в городской черте. Плюсы существенны: жизнь на природе, приватное пространство, архитектура дома на свой вкус. Но комфорта в таких аграрных жилых массивах недостаточно. Школы и поликлиники от них далеко. Не хватает тротуаров, освещения, транспорта — всего, что есть в обычных городских районах. Как с этим быть и что за феномен — жизнь в коллективном саду, размышляет архитектор Сергей Трухачев.