• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как оценивать социальные проекты

Как понять, есть ли эффект от реализации некоего социального проекта? В чем такой эффект может быть измерен и кем? В Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ прошел научный семинар «Оценка в социальном проектировании — проблемы развития, профессионализации и обучения социально ориентированных НКО».

Участники семинара, теоретики и практики, обсудили не только основные проблемы и перспективы развития оценочной деятельности в социально-проектной работе российских социально ориентированных НКО (далее — СО НКО), но и результаты учебного курса по оценке социальных проектов, который был проведен Национальной ассоциацией благотворительных организаций при финансовой поддержке Минэкономразвития России и организационно-методическом содействии ВШЭ.

Открывая семинар, который состоялся 18 февраля, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова отметила, что экспертиза социальных программ и проектов в настоящее время остается одной из наиболее актуальных тем и элементов современной социальной политики в России: «Возможно, мы стоим на пороге нового явления. Стремление к обеспечению роста эффективности проектов свидетельствует о возможности формирования сплоченной группы специалистов, готовых стать центром консолидации усилий активистов гражданского общества в создании нового для страны социального сообщества оценщиков подобного рода проектов. В 2014 году более чем 100 представителей социально ориентированных НКО из 44 субъектов РФ смогли повысить уровень своей проектной культуры в социальной сфере и подняться на новую профессиональную ступень в оценочной деятельности».

По теме семинара с докладами выступили директор Центра сравнительного права НИУ ВШЭ Алексей Автономов и вице-президент Национальной ассоциации благотворительных организаций Нодари Хананашвили. На семинаре также было представлено авторское методическое пособие «Оценка социальных проектов», которое стало результатом более чем пятнадцатилетних теоретических изысканий, преподавания и практической деятельности докладчиков в сфере оценки социальных проектов.

В своем выступлении Алексей Автономов, в частности, подчеркнул, что оценка проектов — не новое явление для России. Еще в 1920-е годы государство было нацелено на решение не только экономических проблем. Скажем, ликвидация неграмотности может рассматриваться как один из наиболее масштабных проектов, реализованных в социальной сфере. Конечно же, все крупные начинания в экономической и социальной областях сопровождались планированием и оценкой. Периодом становления оценки проектов в стране можно считать время с начала 1920-х до середины 1930-х, когда вырабатывались методы оценки, внедрения их в практику, в связи с чем появилось и первое их теоретическое осмысление.

Середина 1950-х — середина 1970-х годов — это период активизации теоретических исследований в сфере оценки, выработки новых методов и инструментов оценки и попыток внедрения их в практику. Однако со временем планирование постепенно стало превращаться в начетничество, и если в Государственном комитете по планированию, возможно, и относились к планированию серьезно, то на местах старались иногда завысить план, но чаще занизить, причем «задним числом». В начале 1990-х от планирования вообще было решено отказаться, как от не отвечающего потребностям и реалиям, и к середине 1990-х оценочная деятельность, в которой нуждались и публичное управление, и развитие экономики, и некоммерческая деятельность — для того, чтобы быть эффективными — оказалась фактически заброшенной.

Пока развитие оценочной деятельности в социальном проектировании в России идет весьма медленно

Автономов Алексей Станиславович
директор Центра сравнительного права

Первыми почувствовали потребность в освоении оценочной деятельности активисты неправительственных некоммерческих организаций, которые получали гранты от международных и западных организаций, готовые давать финансирование только под настоящие проекты, что, естественно, потребовало освоения проектного подхода, предполагающего также и соответствующую оценку проектов. С конца 1990-х годов начинается новый этап развития оценочной деятельности: периодически организуются обучающие семинары по оценке социальных проектов, в том числе два семинара состоялись по заказу правительства Москвы (в 2004 и 2009 годы). В 2004 году была издана монография «Социальные технологии межсекторного взаимодействия в современной России», в которой была глава, посвященная и оценке социальных проектов (Автономов А.С., Виноградова Т.И., Замятина М.Ф., Хананашвили Н.Л. Социальные технологии межсекторного взаимодействия в современной России. Учебник. Под общей редакцией А.С.Автономова. М.: Фонд «НАН», 2003. — с.с. 274-287). «Тот путь, который мы прошли, во многом был подкреплен сотрудничеством с Высшей школой экономики. Однако пока развитие оценочной деятельности в социальном проектировании в России идет весьма медленно», — заметил Алексей Автономов.

Оценка является одним из важнейших и обеспечивающих качество компонентов управления вообще и управления проектами в частности. Особенно заметен дефицит качества управления в периоды кризисов и экономической неустойчивости, когда управленческие недостатки оказывается затруднительным компенсировать «вливанием» дополнительных ресурсов. Необходимость комплексного подхода к решению социальных задач, сложность управления процессами в социальной сфере, разнообразие факторов, порождающих социальные проблемы, неоднозначность и трудная предсказуемость их последствий свидетельствуют о том, что многие ранее сформулированные и долгое время применявшиеся модели управления по каким-то причинам не срабатывают.

Значимость технологии оценки одновременно сопряжена с целым комплексом проблем на пути ее полномасштабного внедрения. Необходимо отметить, что «чаще всего социальные проекты оценивают на стадии заявки, а судить о достоинствах и недостатках такого проекта, делать выводы о степени годности для его реализации можно и в ходе его выполнения, и особенно важно — оценить эффективность проекта по его завершении». «Вместе с тем, — подчеркнул Алексей Автономов, — нельзя путать мониторинг с оценкой. При проведении мониторинга не выносится суждения о достоинствах и недостатках соответствующего проекта с выводом о ходе его реализации, о достигнутом результате, о полученном эффекте, хотя и собираются, и исследуются необходимые для этого данные».

Докладчик выразил уверенность, что сотрудничество Национальной ассоциации благотворительный организаций и Высшей школы экономики в образовательно-просветительской деятельности отразится на восполнении дефицита знаний, практических умений и навыков сотрудников СО НКО в социальном проектировании и приведет в итоге к более эффективному расходованию бюджетных средств, к конструктивному действию по планомерному улучшению ситуации.

В своем выступлении Нодари Хананашвили отметил, что проектная культура как один из инструментов культуры управления является чрезвычайно важной для страны, и выразил убеждение, что внедрение основ проектной культуры должно начинаться еще в школе. Необходимо преодолевать сложившиеся стереотипы сознания. В подавляющем большинстве отчеты о проделанной работе содержат сведения о затраченных средствах, количестве проведенных мероприятий, числе участников, но эти данные, формально-валовые показатели, далеко не всегда связаны с эффективностью проекта. В случае бизнес-проекта очевидно, что независимой оценкой эффективности может служить норма прибыли. По каким показателям можно судить об эффективности социального проекта? С учетом того, что проекты реализуются в социальной сфере, необходимо суметь оценить и происходящие в результате реализации проекта изменения; они могут иметь различные «единицы измерения»: снижение остроты проблемы, повышение способности целевой группы к самостоятельному решению своих проблем. Поскольку направлений для социальных инвестиций может быть очень много, как и нуждающихся в помощи групп населения, то и единиц измерения эффективности может быть очень много. Еще одна проблема, с которой сталкивается оценщик социальных проектов, заключается в периоде «окупаемости» таких социальных инвестиций. Например, меры по профилактике асоциального поведения детей и подростков могут принести результаты через несколько десятков лет. Докладчик более подробно остановился на реализации социального проекта «Формирование экспертно-аналитической гражданской сети», поддержанного субсидией Министерства экономического развития РФ.

Участники семинара обратили внимание, что для России проектов подобного масштаба по данной теме до настоящего времени не было. Базовый и системообразующий элемент проекта — 72-часовой очно-заочный обучающий курс по основам оценочной деятельности для представителей СО НКО, имеющих существенный практический опыт составления и выполнения (а иногда — и оценки) социальных проектов из восьми федеральных округов РФ.

Оценщики социальных проектов — не прокуроры и не судьи, в их задачу входит выявить факты, провести всесторонний анализ и в конечном итоге не огласить приговор, а сформулировать совокупность рекомендаций

Нодари Хананашвили
вице-президент Национальной ассоциации благотворительных организаций

Девятимесячный курс (с 1 марта по 30 ноября 2014 года), можно охарактеризовать как экспериментальный, многоформатный, практико-ориентированный. Необходимо отметить инновационную составляющую методологических рекомендаций и предложений в сфере менеджмента в проектном подходе, потому что в данной сфере правовая, процедурная, методическая регламентация сегодня почти отсутствует. Можно добавить, что по мере своего продвижения «проект оказался саморасширяющимся». «Важно, что оценщики социальных проектов — не прокуроры и не судьи, в их задачу входит выявить факты, провести всесторонний анализ и в конечном итоге не огласить приговор, а сформулировать совокупность рекомендаций», — заметил Нодари Хананашвили

Курс учебы прошли специалисты со всей России. Повышению культурно-просветительской составляющей курса способствовало то, проводились выездные мероприятия, а учебные группы были сформированы по «сдвоенным» округам — Дальневосточный и Сибирский федеральные округа, Уральский и Приволжский, Северо-Кавказский и Южный, Северо-Западный и Центральный. Каждый обучающий курс состоит из двух трехдневных очных семинаров и практической части (планируемой и осуществляемой созданными в ходе первого семинара малыми группами) по мониторингу реализуемых региональных проектов.

Структура курса состояла из основ экспертно-аналитической деятельности в области оценки заявок (взгляд на социальный проект, критерии оценки конкурсных заявок, экспертные формы, планирование мониторинга), мониторинга проектов, реализуемых в регионах на средства субсидий, выдаваемых Минэкономразвития России субъектам РФ для поддержки СО НКО, а также анализа результатов проведенных мониторингов и непосредственно оценки эффективности реализованных проектов.

Таким образом, на первом этапе участники овладевали оценочным инструментарием, а на втором происходил непосредственно мониторинг оцениваемых проектов. Авторы курса обратили внимание участников семинара на такую важную составляющую в оценке, как система обратной связи. Согласно правилам профессиональной этики, черновик отчета должен быть выслан непосредственно исполнителю проекта, вдруг при анализе информации не были учтены какие-либо важные факторы. Затем результаты мониторинга, отчет о его выполнении будут размещены на сайте Минэкономразвития России.

Многие темы могут служить дополнительными элементами основного курса. Например, структура оценки, алгоритмы оценочной деятельности; экспертиза документов и текстов, процедуры организации конкурса и место экспертизы и оценки. Важно научиться работать с бюджетом проекта, овладеть социальной технологией «прозрачный бюджет». Более подробно с дополнительными возможностями курса можно ознакомиться в презентации, размещенной на сайте Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ.

По результатам проведенного курса были сформулированы конкретные рекомендации, адресованные Министерству экономического развития РФ, по повышению степени прозрачности и доступности информации о реализации в субъектах РФ программ поддержки СО НКО и о выработке единых требований к публикации информации о проектах-победителях (исполнителях). Также они касались системы критериев, действующих для конкурса СО НКО, в результате которой региональные и общероссийские или сетевые СО НКО оказываются в существенно неравном положении. Можно сделать вывод о неотложности внедрения процедур и механизмов внешних независимых мониторинга и оценки — на основе восстановительного (не «репрессивного») подхода. При этом значимость обучения очевидна не только для СО НКО, но и для представителей федеральной и региональных общественных палат, поскольку те, в соответствии с ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» вправе и будут осуществлять деятельность в сфере общественного контроля, а также — для органов государственной власти и местного самоуправления, разумеется, если они хотели бы осуществлять деятельность по поддержке СО НКО более эффективно.

Экспертно-аналитическая работа и практические задания, выполняемые слушателями в ходе обучения, способствуют формированию системы «обратной связи» для органов власти. Оценочная информация может оказаться весьма полезной для совершенствования системы управления общественными ресурсами, повышения эффективности такого управления, снижения коррупционных рисков, повышения доверия граждан к реализуемой государственной политике в социальной сфере. Что, собственно, и является основой технологии социального инвестирования, обеспечивающей позитивные социальные изменения и устойчивое социальное развитие.

Выступивший на встрече после основных докладчиков консультант Фонда Чарльза Стюарта Мотта Вячеслав Бахмин, в частности, отметил: «Обучение оценке проектов — чрезвычайно полезное начинание, так как уровень проектной культуры среди представителей НКО остается крайне низким. Но вдвойне важнее формулирование конкретных рекомендаций для Минэкономразвития России, и есть надежда, что критерии, которые искажают картину конкурса, будут изменены».

Эксперт-аналитик Филиала некоммерческой организации «Эволюшн энд Филантропи» Олег Казаков высказал сомнение в необходимости специальной профессиональной подготовки оценщиков, так как, с его точки зрения, такими навыками должен обладать любой грамотный управленец.

Мнение же подавляющего большинства аудитории выразила главный научный сотрудник Института социологии РАН Ирина Гаврилова: «Думаю, что оценке социальных проектов обязательно надо учить, и учить все слои общества — как управленцев, так и сотрудников НКО. Конечно, мы понимаем, что это сложная и объемная задача, у нас в стране очень не хватает оценщиков. В общении с коллегами часто выясняется, что оценка проектов проводится «на глазок», многими методиками специалисты не владеют, и им просто негде этому научиться. Как специалист, который не обучался оценке, но ее проводит, я понимаю, что мне еще очень многому надо учиться. И я рада выходу учебного пособия и, будучи доктором наук, обязательно буду изучать эту методику, чтобы использовать ее в своей работе».

Татьяна Богословская, Нодари Хананашвили, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов

К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.

«Об НКО надо говорить, как о математике»

11-12 ноября в Высшей школе экономики прошла конференция, посвященная проблематике взаимодействия государства и некоммерческих организаций (НКО). О том, как эту тему следует рассматривать в рамках академических дискуссий, в рубрике «Взгляд ученого» размышляет проректор ВШЭ Лев Якобсон.

Формула волонтерства

14 октября в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ состоялся семинар «Теоретические подходы к объяснению участия россиян в волонтерской деятельности». С докладом выступил профессор Дэвид Хортон Смит, первопроходец изучения третьего сектора и феномена добровольчества, начавший заниматься этой тематикой еще в начале 1970-х.

65%

россиян, которые знают или хотя бы слышали об общественных, некоммерческих организациях и инициативах в своем городе, селе или посёлке, узнавали о них по «сарафанному радио».

Поддержка НКО: как оценить эффективность госпрограмм

Объемы государственной поддержки НКО в России постоянно увеличиваются, но значит ли это, что растет и эффект от этой поддержки? Как рассчитать результативность той или иной программы? 19 марта в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ прошел научный семинар «Оценка эффективности государственных программ поддержки НКО: методические подходы».

Гражданское образование прибавит оптимизма

27 октября в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ прошел научный семинар «Возможности гражданского образования в России».

Летняя школа по инновациям в гражданском обществе прошла в новом формате

Завершилась третья Летняя школа Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Ее темой стали «Теоретические и эмпирические исследования социальных инноваций как фактора развития гражданского общества, третьего сектора и волонтерской деятельности».

10 мифов о гражданском обществе, которые развенчал Лестер Саламон

20 июня прошел семинар Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ. С докладом выступил Лестер Саламон, руководитель Центра исследований гражданского общества Университета Джонса Хопкинса (США), теперь также ставший научным руководителем Международной лаборатории исследований некоммерческого сектора ВШЭ, созданной в этом году.

Третий сектор: исследователи изучат биографии членов НКО

В июне пройдет третья Летняя школа Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, в рамках которой эксперты обсудят промежуточные итоги недавно стартовавшего двухлетнего исследовательского проекта «НКО как социальный лифт: траектории индивидуальной мобильности в российском некоммерческой секторе».

Самоорганизация исследователей гражданского общества

21 июня в Высшей школе экономики открылась Летняя школа «Исследования гражданского общества в междисциплинарной перспективе», организованная Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ.