• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Интернационализация образования становится практикой вуза»

На портале ВШЭ завершился опрос, проводившийся в рамках второго этапа исследовательского проекта «Институциональное управление высшим образованием», который осуществляет Организация экономического сотрудничества и развития. О задачах проекта и его первых итогах рассказывает помощник ректора Татьяна Мешкова.

— Татьяна Анатольевна, какие вузы являются участниками этого проекта? Каковы его основныецели?

— Всего в проекте, проводимом ОЭСР — Организацией экономического сотрудничества и развития — участвует 29 вузов из 20 стран мира, причем Высшая школа экономики является единственным российским вузом-участником программы. Этот проект можно назвать инновационным — он направлен на анализ аспектов качества образования, которые до сих пор не находились в центре внимания. Обычно при проведении международных компаративных исследований больше внимания уделяется исследовательской деятельности университетов — ее легче измерять, и именно эта оценка находила свое отражение в основных университетских рейтингах. Но даже интуитивно можно понять, что уровень подготовки студентов в конечном счете определяется все-таки качеством преподавания.

— Что происходило на первом этапе реализации программы?

— На первом этапе ОЭСР хотела понять, какие инициативы в принципе вузы используют для поддержки преподавателей. ОЭСР интересовали самые разные аспекты деятельности вузов, например,  текущее состояние учебной среды,  методы рекрутинга новых преподавателей, повышение их квалификации, консультирование  студентов. Согласно условиям проекта, каждый вуз на этом этапе мог выбрать не больше трех инициатив для подробного самообследования на основе предложенного ОЭСР вопросника. Вышка остановилась на рейтингах, которые проводятся среди студентов, академических надбавках и базовых кафедрах.

— Почему выбор пал именно на эти инициативы?

— Мы исходили из того, что все они разноплановые. Рейтинги — это оценочная форма, базовые кафедры — организационная, а надбавки можно отнести к экономическим формам стимулирования преподавания. Но в итоговый анализ академические надбавки все же не вошли, так как наши коллеги из ОЭСР  посчитали, что эта инициатива в большей степени направлена на поддержку исследовательской, а не педагогической деятельности.

— В чем заключаются основные различия первого этапа и второго этапа проекта?

— Если на первом этапе оценку своей работе давали сами вузы, то второй этап предполагает проведение анализа совместно вузами и экспертами ОЭСР. Кроме того, если на первом этапе перед ОЭСР не стояла цель сравнивать  различные инициативы и оценивать их эффективность, то на втором этапе планируется уже выработка конкретных рекомендаций для вуза. Причем дело не ограничится заполнением традиционного вопросника для проведения углубленного исследования — в сентябре планируется визит в Вышку экспертов ОЭСР, которые проведут серию интервью с нашими преподавателями и студентами.

— Какие выводы уже можно сделать по завершении первого этапа проекта?

— Как показали результаты первого этапа — и это не является особенностью одной только Вышки, — инициативы по обеспечению качества преподавания идут, как правило, сверху, они инициируются руководством университетов, то есть в определенном смысле они навязываются академическому сообществу. Это ни в коем случае не значит, что они плохие или неэффективные, но важно помнить, что основными бенефициарами этих инициатив являются студенты и преподаватели, и к их мнению нужно прислушиваться на разных этапах обеспечения качества учебного процесса. Кроме того, можно предположить, что мы просто не имеем полной информации о том, что используют преподаватели в своей каждодневной практике — вполне возможно, что кто-то из них реализует собственные инициативы, хорошо зарекомендовавшие себя в рамках кафедры или даже факультета. Наш проект дает возможность обменяться таким опытом со своими коллегами и с зарубежными экспертами.

— Второй этап начался с проведения специального опроса. Что показали его результаты?

— Действительно, для того, чтобы поддержать инициативы снизу и услышать голос наших преподавателей и студентов, второй этап проекта мы начали  с опроса на портале Вышки, предложив вышкинцам  выбрать те инициативы, которые им представляются наиболее важными и перспективными. Мы предложили для оценки несколько возможных инициатив для дальнейшего анализа, в том числе использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, создание дистанционных курсов обучения, создание образовательных программ на английском языке и организация научно-учебных лабораторий и проектно-учебных групп.
Опрос завершился 12 апреля, и, как оказалось, больше всего вышкинское сообщество заинтересовано в создании образовательных программ на английском языке и поддержке преподавателей, читающих курсы на английском. Конечно, эта тема заслуживает отдельного исследования, но уже сейчас можно сказать, что процесс интернационализации образования, о котором так много говорится и который до сих пор воспринимался как некая теоретическая конструкция, становится реальной практикой деятельности вуза и определяет реальные студенческие и преподавательские потребности. Об этом, кстати, свидетельствует и тот важный факт, что второй этап этого международного проекта будет координироваться управлением организации учебного процесса ГУ-ВШЭ.

— Насколько активно в опросе участвовали студенты?

— Около 70% опрошенных были как раз студентами, и это отличный показатель, так как участие студентов в различных процедурах оценки качества образования является современным трендом образовательной политики,  одним из требований Болонского процесса. Такую активность студентов в виртуальных опросах и дискуссиях нужно использовать и в дальнейшем — например, можно подумать о проведении специальных студенческих интернет-форумов и конференций по проблемам качества образования.

Это также будет способствовать развитию все более завоевывающего популярность в различных университетах мира педагогического подхода, ориентированного на учащегося (learner-centred approach).

— Вы сказали о том, что в анализе полученных данных и выработке дальнейших рекомендаций будут участвовать эксперты ОЭСР? Насколько универсальными могут быть эти рекомендации?

— Конечно, нельзя заимствовать чей-либо опыт напрямую, без адаптации его к конкретным условиям среды, в которой вы существуете. И готовых рецептов, которые гарантированно помогут вузам повысить качество работы, нет. Более того, ОЭСР подчеркивает, что она не навязывает какое бы то ни было представление о качестве и предлагает вузам выработать собственное определение качественного образования. Международные эксперты могут лишь помочь нам найти подходы к формированию оптимальной стратегии качества, опираясь на авторитетные результаты многочисленных межстрановых исследований ОЭСР в области образования и на изученные практики и методики.

— То есть речь не идет о разработке формальных стандартов качества образования?

— Наш проект, скорее, направлен на выработку неформальных правил игры и «культуры качества». Мы хотели бы, чтобы у преподавателей возникло понимание того, что качество — это не просто стандарт, навязанный тебе извне, а результат собственной инициативы, усилий и желания сделать свой труд процессом совместного со студентами творчества, поиска и исследований.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Надзор и мониторинг: как должно оцениваться качество образования

Как трансформировалась система оценки качества образования и как она будет развиваться в дальнейшем, обсудили на круглом столе «Контроль, надзор, качество: первые итоги регуляторной гильотины в образовании», который прошел в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

78%

студентов и выпускников московского и нижегородского кампусов Вышки довольны своим образованием. В НИУ ВШЭ – Пермь этот показатель еще выше — 84%. Такие цифры получены в результате опроса студентов и выпускников ведущих российских вузов, проведенного компанией Changellenge. По удовлетворенности качеством образования пермский кампус занял в рейтинге второе место, а московский и нижегородский поделили третье.

Вышкинский сту­ден­че­ский мониторинг качества об­ра­зо­ватель­ных услуг признан лучшим

Комитет по качеству образования Студсовета Вышки стал победителем Всероссийского конкурса студенческих практик в сфере повышения качества образования в номинации «Лучший проект, нацеленный на мониторинг качества образовательных услуг». Конкурс был организован Российским союзом молодежи совместно с Рособрнадзором и Ассоциацией студенческих объединений России.

CFA Institute подтвердил партнерский статус двух программ ВШЭ

Международная организация CFA Institute, объединяющая несколько десятков тысяч финансовых специалистов по всему миру, подтвердила партнерский статус магистерской программы «Финансовый аналитик» и программы MBA «Управление инвестициями» Банковского института ВШЭ.

90%

российских семей в целом удовлетворены качеством образования, которое их ребенок получает в вузе.

В пятом классе дети осваивают математику лучше, чем в седьмом

17 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждались первые результаты национального исследования качества образования (НИКО) по математике, которое было проведено Рособрнадзором осенью прошлого года.

В системах оценки качества образования стран СНГ есть много общего

7-8 ноября в Астане состоялась III международная конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования, одним из организаторов которой был Институт образования ВШЭ.

81%

родителей, чьи дети учатся в каком-либо учебном заведении, довольны качеством их образования.

«Мы должны обсуждать не только топ-100 школ, но и тех, кто оказался в сложном положении»

Опубликован ежегодный рейтинг московских школ. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов принял участие в обсуждении его итогов.

Хочется надеяться на скорейшее возвращение к переговорам о присоединении

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) объявила о приостановке присоединения России. Это решение было принято на заседании управляющего совета ОЭСР, которое прошло 12 марта. Комментирует директор Центра ОЭСР-ВШЭ ИСИЭЗ Татьяна Мешкова.