• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Между Питером и Москвой: сотрудники международной лаборатории создали новую научную школу

Между Питером и Москвой: сотрудники международной лаборатории создали новую научную школу

© iStock

В России 2021 год был объявлен Годом науки и технологий. В НИУ ВШЭ развитию науки всегда уделялось особое внимание, и важную роль в становлении университета как мирового исследовательского центра сыграли более 40 международных лабораторий. Одной из первых в 2010 году была организована Лаборатория сравнительных социальных исследований (ЛССИ), ее научным руководителем стал американский социолог и политолог Рональд Инглхарт. Редакция портала расспросила заведующего ЛССИ, профессора ВШЭ в Санкт-Петербурге Эдуарда Понарина о том, как работала лаборатория в прошедшее десятилетие.

Ставка на молодых

Через несколько дней после того, как стало известно о постановлении № 220, я получил письмо от Рональда Инглхарта, в котором он спрашивал о возможностях финансирования очередной волны его исследований в России. Я рассказал ему о постановлении, и спустя некоторое время мы уже обсуждали проект создания лаборатории в кулуарах семинара памяти Самюэля Хантингтона, организованного Евгением Ясиным в Москве. Объем финансирования позволял Инглхарту не только осуществить очередную волну исследования в целом ряде постсоветских стран, но и создать в России, которую он считает крайне важным участником мирового сообщества, свою школу.

Эдуард Понарин
© Высшая школа экономики

В московских переговорах также участвовал профессор Даниил Александров, в то время заместитель директора Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ, сыгравший большую роль в создании лаборатории и оказавший ей критически важную поддержку. Кроме того, стоит отметить большую организационную работу, которую провела в первые годы существования лаборатории Татьяна Карабчук, попавшая в ее состав по конкурсу вместе с другими молодыми учеными и ставшая моим заместителем (сейчас она работает в Университете ОАЭ).

Мои организационные усилия были сосредоточены прежде всего на кадровой политике. Я сделал ставку на молодых ученых, заинтересованных в повышении своей квалификации и приобщении к мировой науке. Набор кадров осуществлялся на конкурсной основе по результатам обсуждения индивидуальных исследовательских проектов, представленных конкурсантами. Значительные средства были потрачены, чтобы отправить сотрудников лаборатории на курсы повышения квалификации за рубеж, а затем – и на организацию наших собственных летних школ. В результате через некоторое время у нас сложился сильный коллектив, состоящий из молодых ученых.

Сравнение стран и регионов

ЛССИ представляет Россию в двух международных проектах – World Values Survey и European Value Study. В рамках этих проектов ученые из разных стран собирают в своих странах данные о ценностных установках населения, которые затем объединяются в большие базы данных, находящиеся в публичном доступе. Это и есть сравнительные социальные исследования, хотя, конечно, существуют и другие примеры, в том числе Европейское социальное исследование (ESS), Международная программа социальных исследований (ISSP). Кроме того, в последние время мы стали проводить больше исследований на материалах, собранных в регионах России.

Россия отличается большим разнообразием, поэтому сравнение российских регионов в чем-то похоже на сравнение разных стран

В содержательном плане наши проекты связаны с вариантом теории модернизации, разрабатываемым Рональдом Инглхартом и его последователями. Согласно этой теории, движущей силой изменений в обществе являются сдвиги в ценностных установках населения, то есть изменения в культуре, за которыми уже следуют институциональные изменения. Обычно же считается, что все происходит наоборот – только институты имеют значение, а культура вторична. Но в школе Инглхарта за последние сорок лет накоплен большой эмпирический материал, позволяющий оценить последовательность изменений.

В связи с этим его точка зрения стала в последнее время вполне популярной (хотя и не всеми разделяется), а сам он – одним из наиболее широко цитируемых социальных ученых. Тематически проекты лаборатории сначала были сосредоточены на исследованиях ценностных ориентаций и субъективного благополучия (счастья) в России, но нами затрагиваются и многие другие темы - например, национальная гордость россиян, отношение россиян к США и другие. Список проектов и список публикаций представлены на сайте лаборатории.

Большие мероприятия

Как правило, каждый год лаборатория устраивает три больших мероприятия.

Это рабочий семинар, который проходит в осеннем семестре. На нем с докладами выступают наши сотрудники и приглашенные зарубежные коллеги. В докладах представляются еще не доведенные до публикации проекты.

Это отчетная конференция, проводимая в рамках ежегодной Апрельской конференции ВШЭ. Подводятся итоги работы сотрудников за год, это своего рода наша выставка достижений.

И, наконец, мы проводим ежегодную летнюю школу, где обучаемся какому-нибудь новому для нас методу анализа данных. В качестве лекторов летних школ приглашаем выдающихся зарубежных коллег, но в последнее время все чаще в этом качестве выступают наши собственные сотрудники. Более того, иногда наши молодые сотрудники уже и сами приглашаются в качестве инструкторов на зарубежные летние школы.

Кроме того, в течение учебного года у нас действует регулярный семинар, проводимый раз в две недели, на котором есть возможность представить и очень подробно поговорить о каком-то одном проекте. Это полезная форма работы для наших и приглашенных сотрудников с целью получения обратной связи и продвижения своего проекта к публикации.

Обновляющийся коллектив

Коллектив нашей лаборатории обновляется. Это связано, во-первых, с международной мобильностью наших молодых сотрудников. Многие из них поступают в ведущие зарубежные вузы для продолжения образования. Среди этих вузов – Принстонский, Колумбийский, Мичиганский университеты в США, Геттингенский университет в Германии. Получив докторскую степень за рубежом, они выходят на международный рынок труда.

Были случаи, когда наши сотрудники устраивались на работу за рубежом сразу, без получения зарубежной степени

Во-вторых, к нам приходят новые талантливые коллеги, которые замещают выбывших сотрудников. В-третьих, мы привлекаем к сотрудничеству новых зарубежных ученых, которые работают у нас наряду с привлеченными ранее.

В ранний период работы лаборатории мы приглашали ассоциированных сотрудников – молодых ученых из регионов России или зарубежных стран, которые не получали зарплату в лаборатории, но участвовали в наших мероприятиях ради советов относительно их научных проектов. Затем они публиковали свои исследования по данным проектам, указывая вторым местом работы нашу лабораторию. Некоторые из них впоследствии переехали в Москву или Санкт-Петербург и стали нашими штатными сотрудниками, как, например, мой заместитель в Москве Анна Алмакаева, переехавшая в Москву из Самары. Какая-то часть уже возмужавших зарубежных коллег продолжает с нами сотрудничать в рамках новых проектов.

В качестве инструмента пополнения состава лаборатории до сих пор функционирует институт стажеров-исследователей. Стажеры проходят интенсивную подготовку в рамках образовательных программ ВШЭ, в том числе магистерской программы «Сравнительные социальные исследования», участвуют в наших летних школах, исследовательских проектах и в идеале со временем готовят собственные проекты. В случае успеха этих проектов они становятся научными сотрудниками.

Нашим главным научным сотрудником стал Кристиан Вельцель, сейчас он является научным руководителем лаборатории. Он в течение длительного времени сотрудничал с Рональдом Инглхартом и продолжает развивать его теорию модернизации. Книги Вельцеля отмечены престижными международными призами в области политологии и социальной психологии, а в 2017 году одна из его статей была удостоена премии ВШЭ «Золотая ссылка». Кстати, спустя два года эту премию получила другой сотрудник нашей лаборатории Айгуль Климова (Мавлетова).

Между двумя кампусами

Лаборатория с момента своего основания существует в двух кампусах - московском и санкт-петербургском. Сотрудники распределены по кампусам примерно поровну. Это, кстати, способствовало развитию дистанционных методов работы задолго до коронавирусной пандемии. Наш регулярный семинар, действующий с 2011 года, проходит в одном кампусе, транслируется в другой, так что в обсуждении принимают участие сотрудники обоих кампусов.

Пандемия, конечно, внесла какие-то коррективы в нашу жизнь, но приспособиться к дистанционной работе нам было совсем несложно

Магистерская программа «Сравнительные социальные исследования», организованная нашей лабораторией, вначале работала на два кампуса, но впоследствии по организационным причинам была полностью переведена в Москву. Сотрудники из Санкт-Петербурга продолжают преподавание в рамках этой программы. В настоящее время она превратилась в программу двойных дипломов в сотрудничестве со Свободным университетом Берлина и Высшей школой социальных наук в Париже.

Конечно, за годы существования лаборатории у нас работали и студенты, и совсем юные сотрудники, которые выросли в перспективных ученых. Например, Борис Соколов начинал работу в качестве стажера-исследователя в 2012 году, будучи аспирантом СПбГУ. В 2018 году он опубликовал в качестве единственного автора статью в ведущем политологическом журнале (APSR), а сейчас является старшим научным сотрудником ЛССИ и доцентом в Санкт-Петербургском кампусе.

Недавно мы завершили большой проект, финансируемый РНФ, в рамках которого собирали репрезентативные выборки в регионах России. Эти данные позволят нам начать ряд новых проектов по таким темам, как субъективное благополучие, социальный капитал и другие на материале российских регионов.

Прошедшие десять лет были очень продуктивны для нашей лаборатории, которая теперь носит имя Рональда Инглхарта в знак признания его организационных и научных заслуг. Благодаря энтузиазму коллег, их увлеченности исследовательской работой удалось в сжатые сроки создать в России новую научную школу. Хотелось бы поблагодарить всех наших нынешних и бывших сотрудников, пожелать им дальнейших успехов, где бы они не находились.

В 2010-2020 годах сотрудниками лаборатории опубликовано 85 статей в журналах, индексируемых в WoS, при этом 87% - в журналах Q1/Q2. Было проведено 11 защит кандидатских диссертаций. В 2017 году научный руководитель лаборатории Кристиан Вельцель стал лауреатом премии «Золотая ссылка».

#HSEresearch10

Проекту «Создание и поддержка международных исследовательских лабораторий» НИУ ВШЭ в прошлом году исполнилось 10 лет. Первые международные лаборатории появились в Вышке в 2010 году. Стимулом к их созданию послужило постановление Правительства РФ № 220 «О мерах по привлечению ведущих учёных в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования». Сегодня в университете работают 50 лабораторий, в том числе 43 – в московском кампусе, и 2 центра передовых исследований (они больше, чем лаборатории, а принципы их работы те же). 10 лабораторий созданы на средства мегагрантов по 220-му постановлению, 40 – на средства ВШЭ. Признанные ученые мирового уровня работают здесь вместе с российскими исследователями, формируются команды молодых ученых, а студенты участвуют в реальной науке. Международные конференции и семинары, которые проводят лаборатории, способствуют росту узнаваемости ВШЭ на мировой академической арене. В Программе развития ВШЭ до 2030 года проект международных лабораторий является приоритетным.

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки поучаствовали в создании гида по индустрии будущего

Цифровые двойники, безлюдные фабрики, искусственный интеллект – все это приметы четвертой промышленной революции. Помочь разобраться с происходящими изменениями призван гид «Индустрия будущего», разработанный Департаментом инвестиционной и промышленной политики Москвы, научно-популярным порталом «ПостНаука» и экспертами, в том числе исследователями из НИУ ВШЭ.

«Исключительно интересный регион с поразительной и очень увлекательной историей»

Что такое дальневосточная идентичность, как локальная самоидентификация затрагивает жителей разных этнических групп? Что сегодня представляет собой регион в контексте страны? Эти и другие вопросы обсудили участники конференции The Russian Far East: Regional and Transnational Perspectives (19th -21st cent.), организованной  Международной лабораторией региональной истории России НИУ ВШЭ совместно с партнерами.

«На пересечении культуры и социально-экономического развития»

Являясь площадкой для интеграции российских и зарубежных кросс-культурных психологов, Международный центр социокультурных исследований НИУ ВШЭ уже более десяти лет ведет работу по изучению ценностей жителей постсоветского пространства и других стран. О мировых ученых, которые успели стать частью коллектива, трансмиссии ценностей и психологическом благополучии подростков, связи креативности и принятия культурных различий рассказывает директор центра – профессор факультета социальных наук Надежда Лебедева.

Хорошая аспирантура — условие инновационного развития

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин и директор Центра социологии высшего образования ВШЭ Евгений Терентьев в статье для журнала «Коммерсантъ Наука» анализируют ситуацию с аспирантурами и предлагают варианты их развития.

Российские ученые построили сеть внутриклеточных взаимодействий рака молочной железы

Исследователи из ВШЭ выявили гены, играющие ключевую роль в метастазировании рака молочной железы. Результаты исследования опубликованы 14 апреля в журнале PLOS ONE.

ВШЭ и ДВФУ вместе изучают механизмы устойчивости опухолевых клеток к терапии

Ученые рассчитывают повысить эффективность лечения онкологических заболеваний и создать подходы персонализированной терапии рака для практической медицины. Исследования стали частью проекта «Зеркальные лаборатории», который ВШЭ реализует совместно с другими российскими вузами.

Ученые ВШЭ изучили речевые навыки русскоязычных детей с РАС

Команда исследователей из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ впервые описала особенности речевого развития русскоязычных детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) на всех лингвистических уровнях (фонология, лексика, морфосинтаксис и дискурс) при помощи теста, который учитывает значимые психолингвистические параметры русского языка. Исследование опубликовано в Journal of Autism and Developmental Disorders.

Почему стихийный сталинизм остается актуальной тенденцией

Сталинизм стал разрушаться сразу после смерти «вождя», подвергся демонтажу в 60-е, начал поднимать голову в 70-е годы, и сейчас возвращается в качестве мифа о справедливых временах в противовес кризису 90-х нынешней бюрократии. Эксперты Вышки на научном семинаре обсудили процесс десталинизации.

Карта приоритета внимания объясняет удивительные явления зрительного поиска

Ученые из НИУ ВШЭ и Гарварда обнаружили, что на скорость поиска элемента с уникальным сочетанием признаков никак не влияет легкость группировки этих элементов по признакам. Такие результаты предсказывают теории параллельного управления вниманием. Исследование опубликовано в журнале Journal of Vision.

Исследователи разработали микроскопическую теорию полимерного геля

Российские ученые предложили теорию фазовых превращений в полимерных гелях. Она объясняет механизмы резкого уменьшения объема цвиттерионных гидрогелей при их охлаждении. Результаты опубликованы в журнале Chemical Communications (ChemComm).