• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
14
Май

«Важным родительским поступком будет сосредоточиться на переживаниях ребенка»

Поступление в университет – это не только переход к новому этапу жизни, но и большой стресс. Причем стресс не только для абитуриентов, но и для их родителей. В этот раз мы подготовили материал, в котором рассказываем о том, как родителям справиться с тревогой за своего ребенка, его выбор профессии и вуза.

«Важным родительским поступком будет сосредоточиться на переживаниях ребенка»

Типы родителей в момент поступления в вуз

Мы пообщались со студентами образовательной программы «Реклама и связи с общественностью», чтобы узнать, как в их семье строились отношения с родителями в период выбора специальности и подачи документов в вуз. Конечно, каждая история уникальна, однако, в целом, родителей здесь можно поделить на две группы. Первая – это те, кто старается поддержать ребенка, обсудить его страхи, быть рядом, не осуждая и не навязывая свое видение. Ко второй же относятся родители, которые стремятся поддержать, но через контроль, принять решение за ребенка, и даже ссорятся с ним, если это решение ему не по душе. Мы собрали советы и инструменты, которые могут помочь родителям, склонным всё контролировать, а также тем, кто хочет по-дружески поддержать ребенка, но внутренне ощущает сильную тревогу.

Эксперты, давшие нам рекомендации

Макарова Ирина Вилориевна

Директор Центра психологического консультирования

Никита Карпов

детский психолог, создатель блога @papa_psy в Instagram

Не ориентируйтесь на собственный негативный опыт

У каждого из нас есть своя история выбора образовательного учреждения, траектории обучения и выбора специализации. Сейчас образовательных программ на которые можно поступить после окончания школы становится все больше и больше. Зачастую то, что выбирает ребенок не понятно родителям, потому что не ясны его перспективы. Ирина Вилориевна Макарова, директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ, считает, родительские страхи часто основаны на личном негативном опыте мамы и папы и что опыт ребенка вовсе не обязательно будет таким же. 

«Главный совет, который хотелось бы дать родителям, – это совет оставаться собственно родителями. Попробовать осознать, что именно сейчас ваши дети нуждаются в вашей поддержке, уверенности в них. Родительское желание отдаться своей тревоге, подчинив собственным решениям ребенка, может быть очень сильным. Но важным родительским поступком будет сосредоточиться на переживаниях ребенка. Слушать его, помочь сформулировать его желания и цели, выдерживать его тревоги и истерики, приступы неуверенности и самобичевания, подбадривать.

На самом деле, родители и ребенок хотят очень близких вещей: чтобы выбор был правильным, чтобы ребенок смог реализовать свой потенциал и был счастлив. Однако тревога родителей здесь часто связана с их прошлым и личным негативным опытом. У ребенка всё может сложиться иначе. Поэтому родителям важно прислушиваться к тому, что важно для ребенка, стараться больше узнать про его возможности в выбранной сфере. А ребенок не должен становиться заложником тревоги мамы или папы, но может рассказывать им про возможности современного мира. Это поможет им поверить в его успех и силы».

Ирина Макарова, директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ

Макарова Ирина Вилориевна

«Ребенок не должен становиться заложником тревоги мамы или папы, но может рассказывать им про возможности современного мира. Это поможет им поверить в его успех и силы».

Не делайте за ребенка то, что он способен сделать сам

Мы обратились за советом к детскому психологу Никите Карпову, который ведет блог в Instagram под ником papa_psy. В своем блоге Никита помогает родителям справляться с негативными установками, переживать сложные периоды и выстраивать коммуникацию с ребенком. Посты написаны простым и близким каждому языком, что помогает любому родителю понять, что он не остается один с трудностями. В контексте нашей темы Никита отметил, что для борьбы с тревожностью и желанием всё контролировать, в первую очередь, важно поработать над своими взглядами и установками.

«Худшее, что можно сделать для человека, который растет и развивается, – делать за него то, что он способен сделать сам. Таким образом мы дарим инфантилизм и неспособность справляться с реальностью. Правда, и бонус есть: наша тревога становится меньше. Но только потому, что мы сосредоточены на решении конкретных задач, а не на действительно важном будущем. 

Есть очень простые вопросы, которые помогут выбрать стратегию поведения. 

  1. Что мой ребенок способен сделать самостоятельно? 

  2. Какова цена вопроса? (Что будет, если он не сделает?)

Бонусный вопрос, которого  можно начать – «какого взрослого человека я хочу увидеть?»

Если вы ринулись решать проблему ребенка с поступлением – бейте себя по рукам. Метафорически, конечно. Остановитесь и убедитесь, что сам он не справится. Только тогда подключайтесь. А если есть шанс, что он способен сделать то, что пытались сделать вы – займитесь своими делами, не его».

Не существует идеального плана

Психолог Никита Карпов обращает особое внимание на наличие у многих людей так называемого «плана счастливой жизни», пошаговой разбивки жизненных этапов. «Тревога возникает, когда идут расхождения с неосознанным планом. А реальность будет с ним расходиться всегда», – отмечает Никита. 

В этом этом случае психолог рекомендует осознать свой план. «Например, классика жанра: необходимо хорошо учиться и поступить в престижный вуз, потом пойти в крупную компанию, вовремя жениться и завести двоих детей. И маме звонить почаще… Уже в процессе формулирования станет очевидным неработоспособность плана. А если уж не станет, то прямо поразмышляйте, какие у вас реальные основания предполагать, что это рабочая тема? И вопрос в самую болезненную точку. Если уж вы так верите в свой план, то почему вы не живете по нему?» 

Никита Карпов, детский психолог

Никита Карпов, детский психолог

«Худшее, что можно сделать для человека, который растет и развивается, – делать за него то, что он способен сделать сам».

Техники работы с тревогой

«Любая ситуация тревоги строится на неопределенности и зацикленности на общих картинах негативного будущего. Пошагово вывернем ее наизнанку. Сделаем картинку позитивной и конкретной. Эта техника подойдет в случае, если вы признаете, что ваш взрослый ребенок - отдельный индивид  со своим характером, особенностями и, самое главное, собственными мотивами, что он – личность. 

Отвечаем (в идеале письменно) на три вопроса:

  1. Что мне не нравится, что меня беспокоит?

  2. Как я хочу, чтобы было?

  3. Что я могу для этого сделать (на что я влияю на самом деле)?

А если состояние тревоги захватило и вы уже не можете ни о чем думать, то давайте делать. 

  • Сядьте на стул/кресло, удобно и расслабленно.

  • Закройте глаза и обратите внимание на свое дыхание. 30 секунд просто следите за тем, как воздух входит и выходит из ваших легких. 

  • Если приходят мысли - благодарите себя за них и отпускайте. 

  • Когда дыхание выровнялось, последовательно делаем следующее. 

  • С закрытыми глазами представьте 5 предметов, которые есть в комнате.

  • Не открывая глаз, попробуйте услышать 4 разных звука.

  • Зафиксируйте 3 разных ощущения в теле.

  • Поймайте 2 разные мысли.

  • Осознайте 1 эмоцию. 

Если тревога не отпустила, то повторяем сначала, только вспоминаем уже другие предметы, слушаем другие звуки и т.д. Ну и руки, займите чем-нибудь руки».

Концентрируйтесь на моменте

Таким образом, психологи говорят о том, что родителям абитуриентов важно проработать свое отношение к ситуации, признав за ребенком право принимать решения, пусть и не всегда верные. Поддержка мамы или папы необходима ребенку в такой период.

Уже позади первый, очень волнительный этап приемной кампании – сдача ЕГЭ! Преодолеть его не так просто, поэтому и для абитуриентов, и для родителей это уже повод похвалить себя. Дальше будет непросто, но интересно, и мы желаем всем сил и удачи!

Поступление на РиСО

Но мы на РиСО понимаем, что чтобы родители направили энергию на помощь детям, им важно знать основные нюансы приемной кампании и не волноваться о том, что что-то будет упущено. Поэтому в конце этой статьи мы собрали ряд важных аспектов поступления и учебы на РиСО.

  • При поступлении учитываются результаты трех ЕГЭ: обществознание, русский язык, иностранный язык. Информация о проходных баллах и количестве коммерческих и бюджетных мест вы можете найти в буклете программы. Без вступительных испытаний абитуриенты могут поступить, если являются призерами ВсОШ по обществознанию, истории или иностранному языку. Кроме того, для студентов, которые отлично сдали ЕГЭ, будут предоставлены скидки на обучение (в 2020 году скидка составила: от 280 баллов – 70%, от 260 - 50%, от 250 – 25%). В дальнейшем студент может подтверждать право на скидку успешной учебой и местом в общем рейтинге, а в некоторых случаях даже перевестись на бюджетное место.

  • В НИУ ВШЭ существует программа «Социальный лифт», благодаря которой некоторые категории студентов могут поступить на льготных условиях. Этот проект помогает сделать образование более доступным и помочь приблизиться к мечте тем, кто в нее не верит. Более подробно – по ссылке.

  • Важная информация по срокам зачисления и правилам подачи документов.

  • Основные документы размещены по ссылке.

  • Следите за новостями на сайте и в социальных сетях ВШЭ и на ресурсах нашей образовательной программы: Instagram, VKontakte.

  • Не стесняйтесь заходить на консультации нашей образовательной программы во время приема документов. Мы с радостью расскажем и абитуриентам, и их родителям, как устроен образовательный процесс!

  • Не бойтесь, что ваши дети останутся одни в мире «больших и страшных взрослых». В нашем университете действует кураторская программа: каждой учебной группе первого курса назначается куратор из числа старших товарищей. Эти ребята помогают первокурсникам освоиться в университете, найти ответы на волнующие вопросы, сориентироваться. 

  • Для абитуриентов РиСО мы создали чат в Telegram, где состоят не только абитуриенты, но и студенты и сотрудники РиСО. Присоединяйтесь!

 

Материал подготовила Анна Замараева, студентка 3 курса образовательной программы «Реклама и связи с общественностью».