Макаров Илья Андреевич, старший преподаватель департамента анализа данных и искуственного интеллекта, эксперт архива образовательного проекта «Центр по работе с библиографией», младший научный сотрудник международной лаборатории прикладного сетевого анализа (Москва)
НОМИНАЦИЯ «УСПЕХ ПЕДАГОГА»
Номинируется за педагогические, образовательные и научные успехи в работе со студентами и выпускниками НИУ ВШЭ
Кандидатуру предлагает инициативная группа департамента анализа данных и искусственного интеллекта: Сергей Кузнецов, руководитель департамента, ординарный профессор; Леонид Жуков, профессор; Михаил Захарьящев, профессор; Макс Канович, профессор; Алексей Осадчий, старший научный сотрудник центра нейроэкономики и когнитивных исследований, профессор; Олег Пьяных, профессор; Дмитрий Фроленков, доцент
Илья Андреевич Макаров, старший преподаватель департамента анализа данных и искусственного интеллекта, работает в НИУ ВШЭ с 2011 года. Окончил механико-математический факультет МГУ с красным дипломом. С 2012–2017 возложены обязанности заместителя руководителя кафедры, а с 2014–2017 заместителя руководителя департамента.
За 7 лет работы в НИУ ВШЭ И.А. Макаров проявил себя как талантливый педагог, успешный ученый и ответственный организатор. Ниже представлены основные достижения за время его работы на департаменте.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- «Лучший преподаватель – 2017, 2018», научный руководитель лауреатов конкурса НИРС.
- Преподавание семинаров на базовом курсе «Network Science» магистерской программы «Науки о данных». Победа в конкурсе оригинальных методик (2016) фонда образовательных инновацией НИУ ВШЭ. Лучший курс по мнению выпускников 2017.
- Преподавание курса «Social Network Analysis» из цикла МАГоЛЕГО для студентов 1 курсов всех магистерских программ НИУ ВШЭ (магистерский майнор). Более 45 иностранных слушателей за 4 года чтения курса, аудитория курса составляет более 90 человек ежегодно.
УСПЕХ ПЕДАГОГА – это, прежде всего успех его учеников
- Industry
За время работы в НИУ ВШЭ студенты и выпускники И.А. Макарова устроились на работу в Yandex, Google, Deepmind, Mail.ru, Rambler, Deloitte, SAS, JetBrains, ПГК, Huawei, Samsung, Electronic Arts, Facebook и в собственных стартапах по темам, над которыми велась совместная научная и проектная работа.
Активное сотрудничество с компаниями Сбербанк, ПГК, ГазПром-Медиа, Huawei позволяют И.А. Макарову передавать знания и ставить задачи по стратегически важным для компаний темам, по которым выпускники впоследствии работают по контрактам с данными компаниями. Работы по созданию видео-игр демонстрировалась на Apple Special Event 2018 и международной IT-выставке Multimedia Technology Expo 2016.
- Academy
Выпускники И.А. Макарова поступают по его рекомендациям на международные программы в США, Германии, Канаде, Австралии, Италии. Несмотря на то, что многие из выпускников уезжают за границу, они продолжают поддерживать научные связи и помогать департаменту с организацией программ производственных практик для новых поколений студентов, некоторые остались работать в НИУ ВШЭ.
В 2015 году студентка И.А. Макарова стала лауреатом «Золотой Вышки – 2015» в номинации «Серебряный птенец» за научные достижения в области логики; в 2016 году 4 из 6 студентов, получивших ПГАС по науке на направлении ПМИ, были студентами И.А. Макарова, в последствии, выиграв конкурс на стипендию И. Сегаловича, трое студентов учатся в аспирантуре ФКН и продолжают совместные научные исследования.
В 2017 году под руководством И.А. Макарова магистрант В. Алиев защитил диплом, по материалам которого было опубликованы статьи на конференциях, включая Core A*, по обработке изображений и дополненной реальности, что само по себе является беспрецедентным успехом для студента в такой короткий срок работы над новой темой, в 2018 году его успех повторила А. Кориневская.
И.А. Макаров впервые ввел требование к студентам выпускных курсов по написанию и подаче статьи в рамках работы по диплому, что привело к качественному улучшению работ и повышению публикационной активности совместно со студентами (каждый второй дипломник публикует индексируемую в Scopus статью), что раньше считалось крайне редким явлением для молодого преподавателя.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА И СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
И.А. Макаров является многократным победителем методических конкурсов ФОИ на разработку оригинальных программ учебных дисциплин, читаемых департаментом на английском языке, которые Илья Андреевич ведет как семинарист: Introduction to Data Science, Social Network Analysis, Network Science, Probability Theory and Mathematical Statistics, Introduction to Advanced Mathematics, Computation in MATLAB, Stochastic Modelling,Linear Algebra, Calculus и как лектор по авторским курсам: Combinatorics, Graphs and Computational Logic; Artificial Intelligence in Video Games.
В 2017 году И.А. Макаров организовал первое в России направление “Гейм-дизайн и виртуальная реальность” в рамках бакалаврской образовательной программы “Дизайн”, посвященного дизайну видеоигры уровня AAA на движке Unreal Engine 4. Ведется работа по проекту «Моделирование поведения человекоподобного противника в трехмерном шутере от первого лица», материалы которого регулярно выкладываются на сайте, студент И.А. Макарова получил диплом на AVRA Hackathon (2016) за проект по виртуальной реальности, успешные проекты по созданию игр на движке Unreal Engine 4 доступны к ознакомлению на сайте портфолио.
Илья Андреевич Макаров готов взять любую, поставленную перед ним задачу, и выполнить в кратчайшие сроки; проявляет личную инициативу при решении производственных задач, в коллективе пользуется заслуженным авторитетом. На департаменте характеризуется как человек ответственный и целеустремленный, трудолюбивый, владеющий наиболее полной информацией о технических особенностях процессов в НИУ ВШЭ, что делает его помощь полезной, а действия по решению любых вопросов – профессиональными и оперативными.
Илья Андреевич является ярким преподавателем, талантливым педагогом и научным руководителем, опытным организатором научно-исследовательской и проектной работы, и, безусловно, достоин премии «Золотая Вышка - 2018» в номинации «Успех педагога».
Комментарии:
Мы и сами постоянно консультируемся с Ильей Андреевичем по разным учебно-методическим вопросам, где нам нужна точка зрения преподавателя.
Отдельно хотела бы отметить надежность и ответственность Илья Адреевича, умение планировать и распределять свою нагрузку и нагрузку коллег. Не часто встретишь преподавателя, для которого четкий ход учебного процесса оставался бы первым приоритетом "24/7, без обеда и выходных".
С тех пор Илья Андреевич провёл у нас много различных математических и информатических курсов, он с радостью поддерживает научные увлечения студентов, направляет в выборе научной траектории, подсказывает наиболее соответсвующие выбранной тематике журналы и конференции.
Мне известно не только о многих учебных проектах под руководством Ильи Андреевича, но также об организации внеучебной деятельности для студентов, например, экскурсии в музеи.
Я была учебным ассистентом на нескольких курсах под руководством И. Макарова, поверки работ студентов давались гораздо легче благодаря дружелюбной атмосфере и интересным беседам. Это позволило убедиться не только в педагогических способностях Ильи Андреевича, но и узнать в нём интересного и разностороннего человека.
Он безусловно достоин победы в предложенной номинации, в чем хочется искренне пожелать успеха !
За тот модуль, в течение которого я был ассистентом, я понял, что Илья Андреевич - это "настоящий" учитель. Ведь он никогда не отказывал студентам в помощи (а это при том, что на курсе было довольно много студентов без базовых знаний программирования, которым иной раз требовалось несколько раз объяснить какие-то моменты для лучшего понимания); был готов остаться со слушателями курса после пары, если была необходимость; но что еще более важно - всегда оперативно и развернуто отвечал на электронные письма (что в наши дни, поверьте, довольно большая роскошь).
После окончания курса Илья Андреевич спросил меня, хочу я ли я теперь, после всего увиденного (поздние консультации со студентами, ночные переписки, проверка бесчисленных домашних работ), быть преподавателем - и я сказал, что хочу. И это еще один важный момент: Макаров, помимо того, что сам является энтузиастом своего дело и отдает всего себя работе, способен "заразить" этим и окружающих людей. Ведь глядя на то, как человек искренне получает удовольствие от того, что кого-то чему-то смог научить, самому хочется стать преподавателем.
Я очень горжусь своим знакомством с таким педагогом, как Илья Андреевич, и желаю ему всяческих успехов.
Макаров - это преподаватель, у которого можно научиться учить.
Он несомненно достоин получения премии.