• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа в пандемию: переход в онлайн усилил неравенство

Школа в пандемию: переход в онлайн усилил неравенство

© iStock

Ни одна из стран на момент начала пандемии не могла обеспечить качественное комбинированное онлайн- и офлайн-образование. При этом у бедных семей стало меньше возможностей обеспечивать обучение детей. Об этом шла речь на открытом семинаре Института образования ВШЭ «На опыте разных стран: что важно усвоить школе после стресса пандемии?».

Основным докладчиком на семинаре выступил профессор Фонда Форда и Гарвардского университета Фернандо Реймерс — редактор монографии «Начальное и среднее образование во время COVID-19». Книга объединила работы исследователей из 12 стран, которые проанализировали реакции национальных школьных систем. Статью о российском опыте подготовили эксперты Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ.

Исследование показало, что государственное школьное образование при всех его ограничениях является более уравнивающей силой, чем онлайн-обучение, заявил профессор Реймерс. Ведь по мере того, как образование переходило в дистанционный формат, бедные семьи чувствовали на себе все большую нагрузку и меньше возможностей обеспечивать обучение детей. Немаловажными оказываются и такие факторы, как социальная прослойка, к которой принадлежат семьи школьников, их ресурсы и культурный уровень, за счет которого они могут поддерживать обучение детей в домашних условиях.

Сейчас среди управленцев в сфере образования бытует мнение, что необходимо скорее вернуть систему к тому состоянию, которое было до пандемии. Но это ошибочная идея, считает Фернандо Реймерс. Образовательные системы и раньше сталкивались с большим числом проблем, пандемия выявила их и вывела на первый план. Так, было очевидно, что ни одна из стран не обладала реальной возможностью обеспечить качественное смешанное образование — в классе и удаленно.

Фернандо Реймерс, профессор Фонда Форда и Гарвардского университета

Фернандо Реймерс, профессор Фонда Форда и Гарвардского университета

В рамках восстановления нам нужно продолжать трансформировать систему. Мы должны стремиться помогать ученикам развивать навыки, важные для удаленного образования, и делать обучение более индивидуальным. Пандемия показала нам направление и возможности, и мы должны идти дальше по этому пути.

Как показало исследование, ведущую роль в организации дистанционного образования взяло на себя небольшое количество правительств. Те, кто активно в этом участвовал на региональном уровне и сумел обеспечить детей компьютерами и интернетом для устойчивой связи с учителями, добились хороших результатов. Например, в Мексике на федеральном уровне было принято решение проводить уроки с помощью телевидения, однако в некоторых штатах решили, что это не сработает, и оперативно предоставили оптоволоконную сеть более половине школ. В результате даже дети и родители из сельской местности смогли свободно общаться с учителями. Эти штаты достигли впечатляющих результатов в области цифровизации и дистанционного образования, и остальные пошли по их пути. Португалия отдала приоритет учащимся из бедных семей и поддерживала их с самого начала пандемии. Сингапур, несмотря на непродолжительный срок закрытия школ, также пошел по пути обеспечения детей компьютерами. Во Вьетнаме сосредоточились на развитии инноваций и онлайн-стратегий, рассказал Фернандо Реймерс.

Уровень неравенства вырос не только между странами, но и между регионами, семьями и классами, рассказала заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы Наталия Киселёва. Этому способствует огромная разница не только в уровне цифровизации населенных пунктов и оснащения школ, но и в уровне цифровой грамотности педагогов.

Лишь треть учителей Москвы в марте — мае 2020 года были готовы организовывать онлайн-взаимодействие со своими учениками, остальные же ограничились регулярной отправкой им домашних заданий, то есть фактически перевели детей на самостоятельное обучение. Нередки были ситуации, когда в одном классе учитель математики был готов преобразовать учебный процесс, а учитель русского — нет. Такая разбалансированность очень сильно отражается на обучении, поэтому было принято решение срочно организовать в Москве систему переподготовки учителей, основой которой стали преимущественно короткие практические занятия, отвечающие вызовам времени.

Главной проблемой стало отсутствие единого для всех городских школ цифрового решения, так как действующая платформа «Московская электронная школа» создавалась для организации уроков в школе и не могла обеспечить дистанционный формат.

В итоге у школьников появились аккаунты на разных цифровых платформах, куда ежедневно приходило огромное количество ссылок и заданий от разных учителей, что затрудняло процесс обучения. Пришлось оперативно решать проблему и буквально в течение нескольких месяцев адаптировать платформу, рассказала Наталия Киселёва.

Осень 2020 года качественно отличалась от весны: на базе «Московской электронной школы» проходили 98% уроков. В систему включены 1,5 млн обучающихся, порядка 100 тысяч педагогов и около 2 млн родителей, которые ежедневно одномоментно работают на платформе. Кроме того, удалось настроить работу 26 виртуальных лабораторий и систему «Цифровой репетитор», где дети из льготных семей могут получить бесплатные уроки. При этом одной из важнейших в пандемию стала тема обеспечения безопасности и защиты персональных данных, отметила Наталия Киселёва.

Пандемия не закончилась, напротив, каждый день она приносит новые проблемы и вызовы, сказал, подытоживая обсуждение, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Сергей Заир-Бек. Поэтому необходимо продолжать исследование и изучать успешный опыт различных стран, чтобы остальные могли его учитывать и использовать при выстраивании собственных дистанционных образовательных систем.

Вам также может быть интересно:

В пандемию преподаватели вузов стали еще больше работать

Рабочая неделя ученых стала еще длиннее в период пандемии. Этот эффект коснулся исследователей из разных стран вне зависимости от их пола и специализации, выяснила международная команда с участием ученых из НИУ ВШЭ. Продолжительность рабочего времени в пандемию составила около 51 часа в неделю против обычных 40. Увеличение количества рабочих часов в неделю, по-видимому, часть новой нормы академической среды. Результаты исследования опубликованы в журнале Plos One.

Пандемия способствовала обустройству офисов на дому

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует изменение спроса работающего населения на цифровые устройства в связи с расширением практик удаленной занятости и дистанционного обучения на фоне пандемии COVID-19.

Как борьба с пандемией повлияла на интерес к пособию по безработице и на уважение прав работников

Почему службы занятости до введения карантинных мер не пользовались популярностью, что в дальнейшем привлекло в них даже работающих, с какими нарушениями трудовых прав можно столкнуться — исследования по этим темам были представлены на одной из сессий XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Пришли зелеными студентами, трудились «в огне»: как пандемия отразилась на молодых медиках

Пандемия коронавируса оказала положительное влияние на самочувствие молодых медиков, получивших боевое крещение в ковидных госпиталях. Они приобрели уникальный опыт и ощутили значимость своей работы. Кроме того, «красные зоны» сплотили коллективы и способствовали развитию наставничества. Об этом шла речь на сессии XXIII Ясинской международной научной конференции, посвященной социологии медицины. Также обсуждались мифы об онкологии, страх обращения за психологической помощью и судебные иски против врачей.

Пандемия спровоцировала рост стрессовых расстройств среди врачей

Психологи из НИУ ВШЭ совместно с коллегами из Екатеринбурга провели исследование о влиянии пандемии на психологическое здоровье российских врачей: оказалось, что медицинские работники чаще стали страдать от стресса, тревоги и депрессии. Результаты работы опубликованы в журнале International Journal of Environmental Research and Public Health.

Пандемия COVID-19 приблизила человечество к следующему этапу технологической революции

С началом пандемии мир столкнулся с серьезными вызовами, которые потребовали концентрации усилий многих людей и привлечения новейших технологий. Это привело к мощному технологическому рывку, особенно в области медицины. Ученые НИУ ВШЭ и МГУ Леонид Гринин, Антон Гринин и Андрей Коротаев опубликовали статью, в которой оценили влияние COVID-19 на развитие общества. Авторы пришли к выводу, что пандемия значительно ускорит переход человечества на новый этап развития, но вместе с тем может вызвать сильную социальную напряженность.

Укрощение «черных лебедей»: как отрасли отечественной экономики ответили на коронакризис

Российский бизнес смог быстрее адаптироваться к коронакризису, чем предполагалось, а правительство оперативно реагировало на новые вызовы. В то же время эффективность мер поддержки была разной для разных отраслей и во многом зависела от качества взаимодействия бизнеса с профильными ведомствами. Об этом рассказали эксперты ВШЭ — авторы коллективной монографии «Ответ российского бизнеса на пандемию COVID-19. На примере шести отраслевых кейсов», выпущенной Издательским домом ВШЭ. Презентация работы прошла на днях в Вышке.

Эксперты о последствиях COVID-19: пандемия дала импульс к развитию науки и технологий

Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала и Высшая школа экономики провели совместно со Всемирным банком конференцию «Новые вызовы демографического, эпидемиологического и медико-технологического развития: поиск новых моделей развития здравоохранения». Ее участники обсудили, было ли здравоохранение готово к пандемии, как она повлияла на продолжительность жизни и избыточную смертность, насколько достоверна статистика и что нужно делать, чтобы увидеть «конец пандемии».

Сетевой город: эксперты рассказали, как меняется жизнь горожан под влиянием цифровых технологий

В НИУ ВШЭ была презентована монография «Сети города: Люди. Технологии. Власти». Работы авторов объединены идеей об утрате влияния и трансформации концепции умного города, развивающейся под патронажем IT-гигантов.

Кредиты и соцвыплаты: как россияне приспосабливаются к жизни в условиях пандемии

Население России привыкло к жизни в условиях пандемии, при этом доходы россиян, работающих в разных секторах экономики, демонстрируют разную динамику. Государство в этом году вновь выделило средства на масштабные соцвыплаты, доля которых стала рекордной в доходах граждан в третьем квартале. Об этом говорится в новом выпуске Мониторинга социально-экономического положения и социального самочувствия населения, подготовленного Центром анализа доходов и уровня жизни Института социальной политики ВШЭ.